Как и зачем бизнес и частные инвесторы вкладываются в детское образование

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
В детском образовании появляется все больше проектов с социальной миссией. Компании и инвесторы открывают школы, запускают IT-курсы и креативные программы. Разбираемся, кто и зачем вкладывается в будущие поколения

Альтернативные уроки

В 2018 году Вадим Мошкович, совладелец агрохолдинга «Русагро», вложил $200 млн в создание школы-пансиона «Летово» в Коммунарке. В одном из интервью миллиардер признался, что запустил проект в благотворительных целях — дать детям «путевку в жизнь» и подготовить к поступлению в топовые университеты России и мира. Похожая миссия и у «Хорошколы» Яны Головиной, супруги Германа Грефа. Образовательная концепция школы строится вокруг задачи помочь подросткам раскрыть свой потенциал, выстроить персональную образовательную траекторию и достичь успеха в выбранной области.

Большинство таких частных школ — альтернативные, работающие по нетрадиционным образовательным методикам. И в «Хорошколе», и в «Летово» дети могут учиться по индивидуальным программам, то есть посещать уроки по собственному расписанию. В «Новой школе» благотворительного фонда «Дар» Никиты Мишина с подростками занимаются тьюторы, которые помогают им составить учебный план в соответствии с их запросами. Персонализированные программы работают и в российском филиале международной школы креативных технологий TUMO Александра Смбатяна, где более 20% детей учатся бесплатно.

Александр Смбатян

«В TUMO подростки могут попробовать себя в разных цифровых и креативных профессиях, получить навыки, необходимые в современном мире. Это среда, где к ученикам относятся как к взрослым, где они могут совершать ошибки и находить единомышленников. Для нас важно, что такая программа и само пространство доступны разным ребятам вне зависимости от уровня дохода семьи и оценок в школе».

Такой поиск альтернативных методов обучения связан с попытками дать детям более широкий спектр навыков, чем предлагают государственные образовательные программы. По словам Мошковича, российские школы дают высокий уровень знаний, но проседают по навыкам, поэтому учеба в «Летово» включает в себя большой объем практики и исследовательской работы.

Кстати, похожие предпосылки и у проекта Илона Маска, который неоднократно критиковал американскую образовательную систему. В 2014 году он открыл для детей сотрудников SpaceX школу Ad Astra, где не было деления по классам, а обучение строилось на проблемно-ориентированном подходе. После закрытия Ad Astra образовательная концепция и педагогический состав перешли в школу Astra Nova.

Социальная экономика С выбором профессии и образованием определился 61% выпускников школ

Помочь системе

Новые проекты развиваются не только за рамками государственного школьного образования, но и внутри него. С одной стороны, это делает компании зависимыми от администраций и министерств, с другой — дает им шанс на поддержку со стороны правительства. Платформа «Учи.ру» регулярно попадает в официальные списки рекомендаций для школ как дополнительный инструмент обучения. Основной продукт компании — онлайн-курсы по общеобразовательным предметам, построенные в игровом формате. Проходить их можно как дома, так и в рамках классных занятий: например, отводить часть урока по математике на выполнение заданий на платформе.

Со школами работает и компания «Профилум». В ней разработали IT-платформу и методологию для обучения карьерной грамотности. Свое решение компания внедряет как в отдельные школы, так и на уровне регионов. Обучение длится два учебных года в рамках внеурочных занятий в школах. Программа создана для учеников 7–9-х классов. Это время, когда подросткам нужно определить свой вектор развития во взрослой жизни и выбрать соответствующее образование. Программа нацелена на то, чтобы расширить карьерный кругозор школьников, познакомить их со спецификой разных профессий и возможностями рынка труда, в том числе в родном регионе. Это поможет не только самим подросткам в выборе профессионального пути, но и регионам снизить отток кадров, создавая новые образовательные возможности с учетом реальных запросов молодежи, формировать знание о возможностях локальной экономики. По итогам обучения для школьников формируется индивидуальная траектория развития и топ профессий, в которых они смогут максимально раскрыть свой потенциал и стать востребованными специалистами.

Социальная экономика Школьным образованием недовольны 45% родителей

Программирование и креатив

Хотя о дополнительном обучении сейчас чаще говорят в рамках образования для взрослых, этот формат развивается и в детском сегменте. В первую очередь это многочисленные школы программирования: «Кодабра», PIXEL, GeekSchool (проект GeekBrains), Kodland и другие. Такая популярность IT-курсов связана не только с престижем профессии, но и с довольно слабой базой в академической системе. Как правило, в школах уроки информатики ограничиваются начальными знаниями, а вузовские программы не всегда успевают за изменениями рынка, поэтому будущим айтишникам приходится многое изучать самостоятельно.

Другое направление образовательных проектов для детей — современные творческие профессии. Например, им обучает российское подразделение международной школы креативных технологий TUMO. Программа школы направлена на детей 12–18 лет и охватывает восемь креативных и технических специальностей: от создания музыки и кинопроизводства до 3D-моделирования и разработки игр. Поскольку все направления кросс-дисциплинарны, каждый ученик изучает минимум четыре предмета сразу. Предполагается, что так он сможет получить набор навыков, нужный сразу для нескольких смежных профессий.

Школа кадров

Дефицит квалифицированных специалистов с каждым годом становится все острее, особенно в технической сфере: спрос на них растет, а предложение если и увеличивается, то очень медленно. О нехватке рабочей силы говорит и аналитика HeadHunter, и рекордно низкий уровень безработицы. Чтобы подготовить себе кадровый задел, компании запускают отраслевые курсы не только для взрослых, но и для детей. Один из известных примеров — Лицей Академии «Яндекса», двухгодичная программа обучения разработке на Python для учеников 8–11-х классов.

Дарья Козлова, директор по образованию в «Яндексе»

«Задача образовательных проектов «Яндекса» — дать талантливым школьникам и студентам востребованные навыки для старта карьеры в IT. Мы обучаем школьников цифровой грамотности, математике и информатике в «Яндекс Учебнике», ведем курсы по промышленному программированию в Лицее Академии «Яндекса», а также проводим олимпиады и образовательные фестивали, где дети знакомятся с технологиями и профессиями в IT. Ежегодно в наших проектах участвует более 5 млн человек. Среди наших проектов для школьников ключевую роль в подготовке IT-кадров играет лицей: выпускники имеют квалификацию на уровне junior-разработчиков и могут сразу начинать работать либо продолжить профильное обучение на партнерских программах «Яндекса» в вузах. Выпускники наших образовательных программ приходят в компанию в качестве стажеров и сотрудников, а также становятся менторами для новых поколений студентов».

В условиях нехватки кадров бизнес наряду с поиском свободных кандидатов на рынке начинает «выращивать» специалистов под себя из числа студентов и выпускников вузов. Источниками поиска становятся и более ранние этапы обучения. «Роснефть» и «Газпром» создают в российских школах профильные классы, где ученики изучают технические и инженерные дисциплины и готовятся к поступлению в вуз и работе в компании.

Виталий Алтухов, сооснователь и директор по разработке и исследованиям «Профилум»

«Потребность в кадрах растет очень быстро, что усиливает их дефицит на рынке труда: недавно Минтруд сообщил, что к 2030 году российской экономике потребуется еще 2,5 млн работников. Чтобы утолить такой спрос, на рынок регулярно должны выходить высококвалифицированные специалисты. Важна и предиктивная аналитика рынка труда, которая позволит прогнозировать профициты и дефициты кадров с учетом тенденций меняющейся экономики. Поэтому так важно, чтобы люди начинали готовиться к будущей профессии еще со школы и выбирали те сферы, где они могут раскрыть свой потенциал и которые будут востребованы. Запрос на профориентационную работу и карьерную грамотность сейчас высок как никогда».

Социальная ответственность

Помимо подготовки кадров для экономики задача детских образовательных проектов тесно связана с социальной ответственностью бизнеса и ESG-стандартами. Хотя большинство из школ платные, многие из них работают в убыток и существуют за счет меценатства — средств благотворительных фондов и личных денег основателей. Так, на поддержку деятельности «Новой школы» фонд «Дар» ежегодно тратит около 200 млн руб.

У большинства альтернативных школ есть стипендии для детей, которые не могут оплатить обучение. Проекты позиционируют себя как открытые для всех детей, которые готовы учиться вне зависимости от доходов их родителей. «Летово» компенсирует до 100% обучения — для этого нужно подать заявку, подтверждающую финансовое состояние семьи. Стипендии есть и у «Хорошколы», и у «Новой школы». Вместе с тем само обучение довольно дорогое: месяц в «Хорошколе» стоит от 137 тыс. руб., в «Летово» — от 223 тыс. руб., в «Новой школе» — 57 тыс. руб. Кроме того, для поступления нужно сдать вступительные экзамены.

По модели меценатства работают и некоторые компании в области дополнительного детского образования. Школа TUMO ежегодно разыгрывает до 20 грантов на годовое обучение. Полностью бесплатен Лицей «Яндекса» — но, чтобы попасть туда, нужно успешно пройти тестирование, состоящее из задач на логическое мышление. Иными словами, вместо финансовой составляющей компании делают ставку на способности детей и их готовность учиться — инвестиции, которые в будущем должны принести свои плоды.

Обновлено 16.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть