Спираль молчания: почему мы говорим не то, что думаем

Фото: Midjourney
Фото: Midjourney
Как одно мнение становится популярнее другого? Кто заставляет нас примкнуть к толпе? Разбираемся, что такое «спираль молчания» и как сохранить свой голос, если он в меньшинстве

Содержание:

Что такое «спираль молчания»

«Спираль молчания» — это концепция, согласно которой человек с большей вероятностью не будет публично выражать свое мнение, если он убежден, что оно в меньшинстве. И наоборот — если мы верим, что какая-то идея популярна, то, скорее всего, мы будем открыто эту ее поддерживать.

Представьте, что директор одной компании предложил сотрудникам приходить на работу не к десяти часам утра, а к семи. Мнения разделились. Большинство работников поддержали начальника, но даже те несколько человек, которые хотели возмутиться, увидев реакцию коллег, одобрили неудобный график. Почему же противники нового графика не высказались против? Или, возможно, они действительно резко изменили свою позицию? Объяснение дает теория «спирали молчания».

Кто придумал теорию «спирали молчания»

Концепцию «спирали молчания» впервые предложила известный немецкий социолог Элизабет Ноэль-Нойман в 1960–1970 годах прошлого века. В 1965 году на федеральных выборах в немецкий парламент две основные партии — правящая Христианско-демократический союз (ХДС) и оппозиционная Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) — на протяжении нескольких месяцев шли вровень. Каждая имела все шансы на победу. Однако в последние несколько недель кампании ситуация резко изменилась: в результатах опроса произошел сдвиг в пользу ХДС. Доля их приверженцев выросла почти до 50%, а процент тех, кто собирался голосовать за СДПГ, упал до 40%.

Ноэль-Нойман подозревала, что на такую перемену повлиял визит королевы Елизаветы II в Германию в мае 1965 года, во время которого ее сопровождал канцлер Германии от ХДС Людвиг Эрхард. Возможно, именно это вызвало оптимизм среди сторонников ХДС и побудило их публично заявить о своих политических убеждениях, распространять символику партии, больше выступать в СМИ. Тем временем, сторонники СДПГ могли ошибочно прийти к выводу, что партия противников более популярна и их партия победит. Социал-демократам не рекомендовалось публично излагать свои взгляды, и это тоже усиливало впечатление, что ХДС более активен, популярен, любим народом и имеет больше шансов на победу.

Индустрия 4.0 Co-media строгого режима: сферу развлечений и СМИ ждет цифровой перелом

«По количеству приверженцев обе партии могут быть равны, но они далеко не одинаковы по энергии, воодушевлению, с которым демонстрируют свои убеждения. И вот на глазах у всех разворачивалась необычная динамика. Тот, кто был убежден в правильности новой восточной политики, чувствовал, что все одобряют его мысли. Поэтому он громко и уверенно выражал свою точку зрения. Те, кто отвергал новую восточную политику, чувствовали себя в изоляции, замыкались, отмалчивались», — пишет Элизабет Ноэль-Нойман в своей книге «Общественное мнение. Открытие спирали молчания».

«Спираль молчания»: суть теории

Аналогия со спиралью помогает визуально представить теорию Ноэль-Нойман. На конце спирали, в самом низу, находятся люди, которые не выражают свое непопулярное мнение публично из-за страха изоляции и осуждения. Чем больше взгляды человека расходятся с общепринятыми, тем ниже в спирали он располагается. Страх оказаться в меньшинстве служит начальной точкой вращения спирали, которая при каждом новом витке увеличивает свой диаметр, как увеличивается и большинство людей с одинаковой позицией. С каждым витком в геометрической прогрессии меняются обе стороны — большинство становится все сильнее, а меньшинство слабеет и умолкает.

Спираль молчания: почему мы говорим не то, что думаем

Боязнь изоляции — движущая сила спирали. Вот как постепенно страх быть отвергнутым подавляет одну точку зрения и превозносит другую.

  1. Человек прислушивается к мнениям окружающих. В ситуации острого общественного противоречия мы начинаем обращать внимание на то, какой позиции придерживаются наши родственники, друзья, коллеги. Расхождения во взглядах, особенно с близкими, вызывают у нас дискомфорт.
  2. Человек наблюдает за разделением «сил» в обществе. Одни говорят громко, уверенно и гордо. Другие, наоборот, реже и тише делятся своим мнением, словно стесняясь его и опасаясь последствий. Мы замечаем, какие высказывания вызывают одобрение у большинства, а какие нет, что популярно в медиа, чья реклама встречается на билбордах, какие значки и наклейки люди крепят на одежду, рюкзаки и лобовые стекла.
  3. Усиливается пропаганда одного мнения из двух, меньшинство замолкает. Резонансный вопрос может находиться под контролем государства, которое тоже занимает нужную ему позицию. В таком случае, альтернативные мнения могут не просто подвергаться осуждению, а преследоваться по закону. Носители непопулярного мнения испытывают сильное давление, чувствуют страх не только перед социальной изоляцией, но и перед реальным наказанием. Угрозы, приправленные активной идеологической пропагандой в медиа, способны не просто запугать, но и по-настоящему изменить позицию человека, который зачастую стремится примкнуть к числу победителей.
  4. Популярное мнение считается единственным и общепринятым. При этом значительная часть проголосовавших «за» может быть по-прежнему «против», но так и не выступить публично с честным заявлением.

Политические лидеры активно пользуются инструментами «спирали молчания» для формирования большой армии единомышленников. Вот, что говорила об этом политолог Екатерина Шульман (внесена в реестр СМИ-иноагентов) в эфире радио «Эха Москвы»:

«Пропаганда всегда преследует две цели: формирование представления о большинстве и маргинализация меньшинства. Вам заявляется с телеэкрана или из газеты: я авторитетный спикер, и все люди думают так же, как и я. А тем, кто не согласен, говорится: вы меньшинство, вы отщепенцы, вы маргиналы. Весь народ думает так, а вы думаете иначе. В этих условиях результаты опросов говорят нам чрезвычайно мало, кроме того, что люди повторяют слова из телевизора».

К чему может привести «спираль молчания»

Соцопросы не работают

Так как в условиях борьбы за аудиторию социологический опрос становится инструментом для пропаганды, мы лишаемся единственного способа определить, что действительно думает население по острым вопросам. Находясь внутри спирали, мы не знаем, сколько людей по-настоящему разделяет нашу точку зрения, а какой процент точно думает иначе.

Мы поступаем, руководствуясь инстинктами, а не убеждениями

Человек — существо социальное, и страх быть изолированным объясняется его природой, как и у многих организмов, от муравьев до шимпанзе. Во многих примитивных обществах именно изгнание из племени или бойкот остаются основными санкциями в отношении того, кто провинился. Но это не значит, что можно позволять страху главенствовать над разумом, подавлять наши убеждения и ценности.

Фото:Unsplash
Социальная экономика Медиа будущего: какие изменения ждут индустрию

«Спираль молчания» исключает диалог и поляризует мир

В спирали обязательно есть два противоположных мнения. Они и так находятся по разные стороны баррикад, а благодаря «спирали молчания» вражда лишь наращивается: есть «хорошее» большинство и «плохое» меньшинство, свои и чужие, мы и они. Людям с разными мнениями становится все сложнее наладить диалог и прийти к консенсусу, важнее победить и подавить друг друга. Такой подход исключает плюрализм мнений, приводит к чрезмерной консервативности и застою.

Как выбраться из «спирали молчания»

Тщательно выбирайте источники информации

Элизабет Ноэль-Нойман наделяет большой ответственностью средства массовой коммуникации, так как именно они формируют картину дня, мира и мнений для обывателя. «Чтобы люди смогли представить свою точку зрения в разговоре, в средствах массовой коммуникации должны быть сформулированы все позиции, и в частности, легально занимаемые, — пишет автор, — причем сформулированы не как узнаваемый «вотум меньшинства», а широкомасштабно и целенаправленно, не допуская ассоциаций с угрозой изоляции».

Полезно обращаться не только к вашим любимым медиа, но и к тем средствам массовой информации, которые освещают взгляды, противоположные вашим. Помните, что алгоритмы в соцсетях и на видеоплатформах стараются предлагать вам материалы, которые вы обычно одобряете и с которыми соглашаетесь. Это делается для того, чтобы вы как можно дольше оставались на странице, но из-за такой политики вы можете оказаться в информационном пузыре и посчитать, что все вокруг смотрят и поддерживают то же, что и вы.

Выражайте свое мнение

Любое большинство боится голоса меньшинства. Как только вы начинаете без страха говорить то, что думаете, спираль прекращает свое действие. Главное, чтобы ваше заявление прозвучало в уважительной форме, не нарушало закон и нанесло никому вреда.

«Говорить — это не значит распространять листовки, расклеивать плакаты, пачкать и срывать плакаты. В 1960-е годы длинные волосы у мужчин говорили сами за себя — это был знак, как в свое время носить джинсы — в странах Восточного блока», — вспоминает немецкий социолог.

Фото:Unsplash
Экономика инноваций На пути к глобальному миру: как медиа задают ценности

Найдите союзников

Чтобы не чувствовать себя представителем маргинального меньшинства, найдите единомышленников, которые разделяют вашу позицию. Скорее всего, их окажется не так мало, особенно на просторах интернета — в социальных сетях, тематических пабликах, каналах, в комментариях и на форумах.

Критически смотрите на мир

Если вы придерживаетесь мнения большинства, чувствуете силу, уверенность и поддержку, не забывайте прислушиваться к менее популярным мнениям, ищите точки соприкосновения с ними и осознанно делайте выводы. Проверяйте любую информацию, подвергайте сомнению все, что преподносится как общепризнанные истины — возможно, они просто навязаны теми, кому это выгодно.

Обновлено 01.02.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть