Супергерои: почему они нам так нравятся

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
В новом эпизоде подкаста «Что изменилось?» рассказали, как комиксы и персонажи из них повлияли на поп-культуру

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts и «ВК Подкастах». А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.

Содержание беседы

2:12 — Почему нам недостаточно одного Человека-паука?

3:37 — Как золотой век комиксов влияет на современных героев

8:40 — Почему враги героев становятся все страшнее и страшнее

16:53 — Какие супергерои имеют больший шанс на успех?

29:31 — О пародиях на супергероев

34:40 — Какие качества ценятся в обществе?

Участники подкаста:

  • Александра Латышева — диджитал продюсер, старший преподаватель института медиа ВШЭ, исследователь комиксов, автор курса «Анализ комиксов» в рамках ВШЭ и сообщества Moscow Comics Club;
  • Василий Кистяковский — сооснователя московского магазина комиксов «Чук и Гик», вожатый лагеря «Камчатка», преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ;
  • Сергей Романцев — ведущий подкаста, техноблогер.

Главное из выпуска

О разных эрах американских комиксов

Персонажи и жанры трансформируются, потому что читателю становится скучно и неинтересно читать одно и то же, это закономерно. Тем более, история комиксов насчитывает много десятков лет. Например, золотой век комиксов принято отсчитывать с 1938 года — тогда вышел первый сингл про Супермена. В последующие годы (1939–1941-й) появились такие персонажи, как Бэтмен, Чудо-женщина и Капитан Америка. Зарождение и развитие серий совпало с началом Второй мировой войны и последующим вступлением в нее США, поэтому в 1940-х супергерои «сражались» с нацистской Германией. Такая литература должна была объяснить простым американцам, зачем они ввязались в войну, а также поднять боевой дух сражающихся солдат. В СССР похожую функцию выполняли короткие поэмы о Василии Теркине. В обоих случаях формат (сингл комикса и небольшая поэма) были выбраны не случайно: история должна быть закончена, потому что солдат мог просто не вернуться с поля боя, чтобы продолжить чтение.

Наибольшее влияние на сегодняшнюю поп-культуру оказал «темный век» комиксов в 1980-х годах. В этот период происходит переосмысление комиксов: содержание становится мрачнее, общий тон повествования циничнее, а в изображениях появилось больше насилия и жестокости.

Однако Василий Кистяковский считает, что золотой век комиксов начался не во время Второй мировой войны, а после Великой депрессии. И тем не менее агитация через комиксы началась именно в 1943 году — тогда супергерои начали бороться и побеждать фашистов, потому что ни одна выдуманная история не могла сравниться со страшной реальностью, с которой пришлось столкнуться в 1940-е годы.

Мифология в России и США

Александра Латышева отметила, что в России немного искаженное восприятие комиксов — многие считают это чисто американским продуктом, тогда как в стране были свои комиксы до революции, работы эмигрантов в Югославии и детские комиксы в СССР (например, в журнале «Мурзилка»).

На американском рынке комиксов эйфория от фильмов Marvel, происходившая последние десять лет, отразилась несущественно. В 1990-х годах в индустрии был кризис, Marvel даже успел обанкротиться и до сих пор рынок не оправился от этого. Большой успех имеют именно вторичные продукты — экранизации (фильмы и сериалы), мерч и парки развлечений.

Кистяковский считает, что супергерои в классическом виде — это американская концепция и воспроизвести его в чистом виде в России невозможно, герои просто будут другими из-за разной культуры и исторического опыта стран.

Фото:Pexels
Социальная экономика «Быть обычным не популярно»: что такое синдром главного героя

Почему нам так нравятся герои со сверхспособностями

Американские супергерои — это мифология для США. По мнению Латышевой, такой фокус можно объяснить тем, что это очень молодая страна и у народов, живущих на этой территории, нет общих мифов. Огромное разнообразие героев помогает привлечь самую разную аудиторию. Например, для мальчика, который читает Бэтмена, сложно ассоциировать себя с мужчиной-миллиардером, ему гораздо ближе будет Человек-паук.

Кистяковский придерживается другой точки зрения: в США есть своя мифология, герои и небылицы. При этом американское общество умеет создавать персонажей мифологии, в которые хочется верить. Даже Железный человек, второстепенный персонаж из комиксов, стал культовым, ведь с него началась киновселенная Marvel. Подобная мифологизация была присуща и советскому обществу, но сверхспособностями наделяли современников, которые совершали что-то героическое или великое.

Зачем нужны пародии на Супермена и Капитана Америку

Александра Латышева рассказала: «Пародии и деконструкции супергеройского жанра — это признак зрелости жанра. Пародии говорят о том, что жанр меняется, и он настолько сформировался, что мы готовы его деконструировать. Здесь есть определенное движение в культуре: супергероика — модернистский героический миф. Это можно сравнить с научной фантастикой (Брэдбери, Стругацкие), где герои исследуют космос, и в конце концов человек всегда побеждает. Комиксы как культурный продукт не может избежать этого движения. Мы устали от классической супергероики, нам нужно больше стимулов. Нас как потребителей больше не устраивает «вылизанная» история».

По словам исследовательницы, наша любовь к злодеям совсем не говорит о том, что мы — плохие люди. В классических историях, на страницах комиксов и на больших экранах антигерои говорят о реально существующих проблемах, но решают их всегда совершенно чудовищным образом.

Обновлено 25.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть