Шесть книг Ицхака Адизеса, которые должен прочитать каждый руководитель

Шесть книг Ицхака Адизеса, которые должен прочитать каждый руководитель
22 октября одному из самых влиятельных бизнес-консультантов мира Ицхаку Адизесу исполняется 85 лет. РБК Тренды выбрали шесть книг Адизеса, которые стоит изучить каждому руководителю и предпринимателю

Материал подготовлен совместно с издательством «Альпина Паблишер».

«Управление изменениями без потрясений и конфликтов»

Фото: «Альпина Паблишер»

Экономические, политические и социальные изменения не могут не влиять на бизнес. Они порождают проблемы, но вместе с этим открывают и новые возможности. Ицхак Адизес уверен, что изменения неизбежны на любом этапе развития компании, а проблемы — это показатель развития и движения вперед.

В книге автор рассказывает о типологизации кризисов и конфликтов, типах эффективного и неэффективного менеджмента, стилях коммуникации. Она содержит рекомендации по формировании команды и принятии эффективных решений, разрешению конфликтов и поиску общего языка с сотрудниками, партнерами и клиентами.

«Управление жизненным циклом компании: Как организации растут, развиваются и умирают и что с этим делать»

Фото: «Альпина Паблишер»

Методология Адизеса основана на предположении, что все организации проходят схожий путь развития и на каждом из этапов сталкиваются с похожими проблемами. В книге «Управление жизненным циклом компании» автор объясняет, как прогрессируют организации: как со временем меняется структура, методы управления, внутренняя культура и отношение команды к продукту. К примеру, на стадии Младенчества компании основатели предпочитают контролировать ситуацию, поэтому принимают все важные решения самостоятельно и редко делегируют полномочия. Если организация переходит на следующий уровень развития, а авторитарный стиль управления сохраняется, это может стать угрозой для ее существования.

Адизес подробно объясняет, как управлять компанией в периоды Младенчества, Бурных лет, Юности и Расцвета, чтобы как можно дольше задержаться на последнем.

Описанные автором кейсы демонстрируют, что неправильно выбранная стратегия менеджмента может привести к преждевременному «старению» и гибели организации. Например, как только пропадают гибкость и стремление к инновациям, компания переходит к этапу Аристократизма. Если упадок продолжается, она теряет свою рыночную долю, а ее продукция становится невостребованной — начнется период «Охоты на ведьм», который в большинстве случаев ведет к банкротству.

В книге читатель найдет инструменты, которые помогут проанализировать состояние организации, определить нормальные и аномальные проблемы и выбрать оптимальные способы их решения.

«Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует»

Фото: «Альпина Паблишер»

Руководителям приходится одновременно быть производителями (P), администраторами (А), предпринимателями (E) и интеграторами (I). Ицхак Адизес утверждает, что один человек не может выполнять все четыре функции на высшем уровне. Хороший менеджер идеально справляется в лучшем случае с двумя из четырех своих ролей. Поэтому команда управленцев с разными компетенциями всегда будет эффективнее, чем один, пусть даже очень талантливый, руководитель.

Книга «Идеальный руководитель» — введение в разработанную Адизесом типологию менеджеров. Автор разбирает роль четырех функций в системе управления и показывает, какой стиль менеджмента предпочтителен в разных ситуациях. К примеру, Производитель обеспечит бизнесу результаты в краткосрочной перспективе, но для формирования стратегии и видения будущего понадобится помощь Интегратора.

Адизес обращает внимание и на ошибки: две главы книги посвящены тому, почему возникает неправильный менеджмент и как отличить перспективного руководителя от человека, который в конечном итоге погубит проект. Эта книга подскажет, как собрать взаимодополняющую команду руководителей, научить их сотрудничать, распределять обязанности и извлекать пользу из возникающих конфликтов.

«Стили менеджмента — эффективные и неэффективные»

Фото: «Альпина Паблишер»

Эта книга — продолжение «Идеального руководителя», где Адизес подробнее рассказывает о стилях менеджмента. В зависимости от того, на каком уровне человек выполняет каждую из менеджерских функций, он может быть носителем P-, A-, E- и I-стиля. К примеру, человека с хорошо развитой функцией Е автор называет генератором идей — он может быть очень инициативным, но этого недостаточно, чтобы создать организацию. Настоящий предприниматель имеет код PaEi: такой лидер будет креативным, нацеленным на результат, и сможет выполнять административную и интеграционную роли на удовлетворительном уровне.

Также Адизес рассказывает, как руководят проектами люди, у которых хорошо развита только одна компетенция. Герой-одиночка P- будет слишком занят решением задач, не сможет работать в команде и будет сопротивляться изменениям. А человек со стилем-A- — это Бюрократ, который образцово следует правилам, абсолютно не готов к рискам и предпочтет вести команду по заведомо неверному курсу, чем ослушаться поручения сверху. Эта работа Адизеса поможет читателю разобраться, какой стиль менеджмента он реализует и как его усовершенствовать.

«Развитие лидеров: Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей»

Фото: «Альпина Паблишер»

«Развитие лидеров» — третья книга Ицхака Адизеса из серии о стилях управления. Главное ее отличие от предыдущих работ в том, что в ней гуру менеджмента дает конкретные рекомендации носителям разных стилей. Читатель, уже определивший свои сильные и слабые стороны, сможет узнать, как формировать команду и управлять ей, на что обращать внимание при принятии решений, как управлять изменениями и какой стратегии поведения придерживаться в целом.

Отдельное внимание Адизес уделяет коммуникации между менеджерами: в последних двух главах он советует, как вести себя с Производителем, Администратором, Предпринимателем и Интегратором.

«Управление в условиях кризиса: Как выжить и стать сильнее»

Фото: «Альпина Паблишер»

В книге «Управление в условиях кризиса» Ицхак Адизес делится опытом того, как компаниям удается выжить в период потрясений. Главное решение автор видит в интеграции: чтобы помочь организации выстоять, нужно обратить внимание на ее целостность, то есть автоматизировать бизнес-процессы и наладить внутренние взаимосвязи. Адизес предлагает относиться к кризису как к возможности для роста и подсказывает, какие шаги нужно предпринять, чтобы укрепить компанию в нестабильное время. Читатель узнает, как позаботиться о бюджете, как распределить полномочия, почему нужно крайне осторожно принимать решение об увольнениях и почему в период кризиса особенно важно беречь корпоративную культуру.

Обновлено 25.10.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть