Плавящиеся тела и риск рака: каких технологий боялись люди и почему

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Боязнь новых технологий — универсальный для человечества феномен. Рассказываем, почему и когда люди выступали против инноваций, которыми мы сейчас пользуемся регулярно, и чего именно они опасались

Паровозы: удушье и вылетающие матки

В первые десятилетия XIX века вокруг впервые представленного широкой публике паровоза возникло множество страхов и опасений. Часто их формулировки были научными, но сами они представляли собой иррациональные домыслы. В авторитетном и по сей день медицинском журнале Lancet высказывались следующие мысли: «Огромная скорость (около 32 км/ч. — РБК Тренды) чревата опасностью для дыхания. Угольная кислота, генерируемая сжиганием топлива, при проезде через длинные туннели будет вызывать удушье».

Однако особенную опасность, по мнению экспертов того времени, новые транспортные средства представляли для женщин. Австралийская исследовательница и антрополог Женевьева Белл рассказывает: «В США в середине XIX века многие считали, что женские тела не могут передвигаться на скорости быстрее 50 миль в час (80 км/ч). Утверждалось, что при достижении такой скорости из тел вылетят матки». Простые американцы утверждали, что разгон до 80 км/ч опасен для всех, так как из-за него тела могут просто расплавиться.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 5G распространяет коронавирус: разбираем мифы об электромагнитных волнах

Телефоны: эмансипация и технофобия

Когда Александр Грейам Белл в 1876 году представил публике телефон, устройство было еще далеко от совершенства. Линия постоянно прерывалась помехами от обычных электрических проводов, а из батареи, питающей устройство, постоянно лилась кислота. Тем не менее девайс был уникален: впервые в истории можно было в режиме реального времени поговорить с человеком, который находился в километрах от вас. Вскоре Белл усовершенствовал свое изобретение, и количество заказов начало расти. Если в 1876 году удалось продать 3 тыс. телефонов, то в 1900-м в США количество продаж новых гаджетов превысило 1 млн.

В первые десятилетия девайс продвигался исключительно как средство для ведения бизнеса: отправки заказов, переговоров с поставщиками и тому подобное. Тем не менее его все чаще использовали для повседневного общения, что заметили в компаниях, обслуживающих телефонные линии. По словам социолога Клода Фишера, «они поняли, что могут заработать на сплетнях, обычной болтовне и социализации людей по телефону». Вскоре маркетинг сработал, а главной целевой аудиторией устройства стали женщины. Исследовательница коммуникаций Мишель Мартан отмечает: «В каком-то смысле это было освобождением. Привязанные к дому жены теперь могли общаться друг с другом, не тратя часы на формальности социального этикета».

Во многом из-за распространения повседневного общения по телефону многие начали бояться того, что обычные разговоры исчезнут. Более того, страхи циркулировали вокруг скорости нового типа коммуникации. В 1897 году неизвестный британский писатель прогнозировал: «Скоро мы станем друг для друга ни чем иным, как прозрачными сгустками желе». Другой британский журналист критиковал быстротечность, которую устройство придает жизни: «Использование телефона не оставляет места для рефлексии. Оно ухудшает характеры и порождает лихорадочность в повседневных жизненных проблемах, которые рушат домашнее счастье и уют». Новое устройство также провоцировало технофобию. Авторы журнала New Yorker в 1933 году отмечали, что люди считают телефоны опасными: «Устройства постоянно лопаются или взрываются… Некоторые боятся стоять рядом с ними в грозу, так как считают, что в них попадет молния. Даже если бури нет, многие думают, что их все равно ударит током. Когда они видят телефон в отеле или офисе, то встают как можно дальше от него».

Фото:Tim Boyle / Newsmakers
Экономика инноваций Хотели как лучше: какие полезные технологии способны нанести вред

Медиатехнологии: забывчивость и изоляция

Переживания по поводу различных медиатехнологий высказывались на протяжении всей истории человечества. Еще в III веке до нашей эры Сократ говорил об опасности письменности, так она «создает забывчивость в умах учащихся, ведь они не используют память». Швейцарский ученый Конрад Гесснер в XVI веке предупреждал о потенциальном вреде книгопечатания, так как оно создает условия для неконтролируемого потока информации. В XVIII веке французский государственный деятель Кретьен Мальзерб выступал против практики получения новостей из газет, так как это, по его мнению, изолировало читателей и мешало социализации.

В ХХ веке страхи и опасения вызвало изобретение радио. В 1936 году журналисты писали о том, что радиопрограммы мешают молодежи учиться, так как «динамики вызывают неудержимый восторг, несравнимый со скучными школьными заданиями». Телевидение вызвало еще больше паники, причем с обеих сторон — и у тех, кто любил новые технологии (они боялись, что оно заменит радио, в которое уже было вложено много инвестиций), у консерваторов, которые переживали, что ТВ «разрушит чтение, общение, модели семейной жизни и будет способствовать вульгаризации американского образа жизни». После того, как в повседневную жизнь вошел интернет, в СМИ начали появляться похожие пугающие заголовки. В CNN писали, что «электронная почта вредит IQ сильнее, чем марихуана». Авторы издания Telegraph отмечали, что «Twitter и Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда как экстрестская. — РБК Тренды) могут навредить морали и нравственности», а в Daily Mail задавались вопросом: «Как использование Facebook может увеличить риск развития рака?»

Часть этих опасений подтвердилась — активист и создатель нескольких технологических компаний Питер Хиршберг отмечает: «Наши отношения с девайсами крайне интимны. Мы хватаемся за них в первые минуты после пробуждения и проверяем их более 150 раз в день. Из-за этого на серверах копится все больше данных о наших жизнях, которыми могут завладеть как государства, так и частные корпорации».

Тем не менее не стоит становиться технопессимистами — социальные медиа во многом улучшают жизнь, что отмечалось в том числе специалистами из Гарварда. Нужно лишь использовать соцсети умеренно и рационально. Это относится к большинству новых технологий.

Фото:РБК Тренды
Социальная экономика Тренд на новые фобии: какие страхи будут преследовать нас после COVID-19

Законы восприятия новых технологий

В своей книге «Инновация и ее враги: почему люди сопротивляются технологиям», Калестус Джума, исследователь и профессор Гарвардской школы Кеннеди, формулирует семь феноменов, которые чаще всего проявляются во время внедрения новых технологий:

  1. Люди и специалисты могут сопротивляться технологиям, даже если они им выгодны. Скажем, часть экологов сопротивлялась ГМО в 1990-х годах, хотя выращенные таким образом овощи, фрукты и зерновые культуры снижают объем пестицидов и увеличивают урожайность.
  2. Быстрее всего общество адаптируется к технологиям, которые значительно превосходят предшествующие: например, к смартфонам по сравнению с кнопочными телефонами.
  3. Сопротивление новым технологиям идет от трех групп людей: тех, у кого есть коммерческие интересы в существующих продуктах (например, те, кто вложились в радио во время появления телевидения); тех, кто идентифицирует части своей жизни с существующими продуктами (любители дисков и кассет против стриминговых сервисов); тех, кто может потерять власть из-за перемен (власти стран, где интернет значительно повлиял на протестные движения).
  4. Люди принимают решения о новых технологиях, прислушиваясь к «зову сердца», а не к рациональным аргументам.
  5. Люди быстрее начинают использовать те технологии, которые увеличивают их автономность и мобильность.
  6. Чаще всего люди боятся не новых технологий, а потерь, которые они могут вызвать. Например, крестьяне, которые всю жизнь работали совместно вручную в полях, будут против сельскохозяйственной техники, так как она может коренным способом изменить социальное взаимодействие в деревне.
  7. Изобретатели чаще всего не думают о социальных последствиях, которые могут вызвать их разработки.
Обновлено 29.08.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть