Почему запахи важны
Когда Рамзес VI в 1145 году до н. э. взошел на престол, его первой задачей было избавить землю египтян от неприятных запахов мертвой рыбы и птицы — обитателей зловонных болот дельты Нила. Так, во всяком случае, указано в гимне новому фараону. Благодаря таким находкам, сохранившихся до наших дней, мы знаем, что жители древних египетских городов сталкивались с широким спектром ароматов. В зависимости от района горожане вдыхали запахи пота, болезней, готовящегося мяса, благовоний, деревьев и цветов. Жаркая погода в Египте повышала спрос на ароматизированные масла и мази, которые окутывали тело приятным запахом.
«Письменные источники показывают, что древние египтяне жили в богатом обонятельном мире», — говорит египтолог Дора Голдсмит из Свободного университета Берлина. Она утверждает, что для полного представления о древнеегипетской культуре необходимо изучать и ее «обонятельный ландшафт», в частности, то, как фараоны и их подданные воспринимали жизнь через запахи. Такие исследования начались совсем недавно.
«Ранее древние города в Египте и других местах были представлены как красочные и монументальные, но лишенные запаха и стерильные», — отмечает Голдсмит.
Однако ситуация меняется, появляются новые тенденции в изучении древних мест обитания человека: ученые воссоздали звуки, а теперь занялись «ароматами». Одни археологи «вынюхивают» молекулы запаха артефактов, которые хранятся в музеях и попадаются на раскопках. Другие корпят над древними текстами в поисках ссылок на рецепты духов. Ученые даже придумали аромат, максимально похожий на тот, что предположительно любила Клеопатра.
Молекулярные запахи
С помощью биомолекулярных методов исследователи идентифицируют частицы древних ароматических веществ, которые сохранились в кастрюлях, городских мусорных ямах, в зубном камне, прилипшем к человеческим зубам, и даже в мумифицированных останках.
Археолог Барбара Хубер из Института истории человечества имени Макса Планка в Йене вместе с коллегами исследовала скромную курильницу для благовоний, найденную в оазисном поселении Тайма на территории современной Саудовской Аравии.
Ученые предполагают, что Тайма была остановкой в сети торговых путей, известной как Путь благовоний. По нему ладан и мирра (пряно пахнущие смолы, которые добывали на Аравийском полуострове, в северо-восточной Африке и Индии) доставлялись из южной Аравии в страны Средиземноморья примерно две тысячи лет назад.
Группа под руководством Хубер обнаружила, что жители пустынного аванпоста активно использовали ароматические растения в повседневной жизни. Ладан был найден в курильницах из жилого квартала Таймы, мирра — в могиле за пределами городской стены, еще одно ароматическое вещество из средиземноморских мастичных деревьев — в большом общественном здании.
Другие исследователи начали поиски молекулярных запахов в глиняной посуде, которую раскопали больше века назад и поместили в музей. Химик-аналитик Якопо Ла Наса из Университета Пизы в Италии вместе с коллегами использовали портативную версию масс-спектрометра, чтобы изучить 46 сосудов, банок, чашек и частей органического материала. Их возраст — около 3600 лет. Внутри археологи обнаружили масло или жир, пчелиный воск и химические маркеры вяленой рыбы, следы ароматической смолы и ячменной муки.
Но по словам Доры Голдсмит, масла, жиры и пчелиный воск могли быть только базовыми ингредиентами с нейтральным запахом для древнеегипетских духов и мазей. Начав со смесей этих веществ, египетские парфюмеры добавляли ароматные ингредиенты, в том числе мирру, смолу, кору стиракса и сосен, ягоды можжевельника, ладан и ореховую траву. При нагревании этих отваров получались душистые парфюмерные средства.
Воссоздание духов Клеопатры
Согласно исследованию Голдсмит, ароматные средства и духи возникли при первых египетских королевских династиях, пришедших к власти примерно 5100 лет назад. Древнеегипетские иероглифы и рукописные документы описывают рецепты нескольких духов, но точные ингредиенты и методы приготовления остаются неизвестными.
Тем не менее, Голдсмит и историк греко-римской философии и науки Шон Кофлин из Чешской академии наук в Праге попытались воссоздать знаменитый египетский аромат, известный как мендесианские духи. Клеопатра, поклонница парфюмерии, во время своего царствования с 51 по 30 год до н. э., возможно, пользовалась этим «ароматным зельем».
Во время раскопок на месте города Мендеса были обнаружены останки того, что, вероятно, было парфюмерной фабрикой 2300 лет назад. Археологи нашли печи и глиняные контейнеры для духов. Ученые обратились к древним писаниям, поэкспериментировали с ингредиентами — маслом пустынного финика, миррой, корицей и сосновой смолой, — и создали аромат, который приблизительно соответствует тому, что использовала Клеопатра. По их словам, это крепкая, но приятная устойчивая смесь остроты и сладости.
Запах древнего города
Вот, как Голдсмит описывает запах, типичный для древнего египетского города:
«В королевском дворце благоухание правителей и членов их семей перебивало запах придворных чиновников и слуг. Это, возможно, говорило об особенной связи высокопоставленных лиц с богом.
В храмах жрецы смазывали изображения богов десятью священными маслами. Их ингредиенты в основном пока неизвестны, но у каждого вещества, по-видимому, был свой приятный запах и ритуальная функция. В храмах смешивали запахи духов, цветов и благовоний с жареным мясом. Письменные источники описывают запах жареного жирного мяса как особенно приятный, как знак мира, а также власти над врагами».
В мастерских изготовители сандалий смешивали кислоту из дубовой коры, чтобы смягчить шкуры, а кузнецы ковали у печей металлическое оружие и тоже создавали свои характерные, не очень приятные ароматы.
В письменных отчетах из Древнего Египта зловонные запахи упоминаются гораздо реже, чем сладкие. Козы, овцы и другие животные, забитые туши, открытые туалеты и мусор на улицах, например, не упоминаются в большинстве сохранившихся материалов. «Такие тексты могут представлять только мир элиты — и, таким образом, не раскрывать всей картины запахов того времени или того, как ее воспринимали обычные люди», — говорит Голдсмит.
Римские города обычно пахли человеческими отходами, разлагающимися тушами животных, мусором, дымом, благовониями, вареным мясом и вареной капустой, писал в 2014 году в главе книги «Запах и древние чувства» историк античности Невилл Морли из Эксетерского университета в Англии. Эта мощная смесь «должна быть запахом дома для его обитателей и, возможно, даже запахом цивилизации», — говорит он.
Ароматы от исфета до маата
По словам Доры Голдсмит, в нильских обществах вонь рыбы и птицы лучше всего передавали смысл слова «исфет» — понятия хаоса и зла. Рыба, в частности, означала не только зловоние, но и опасность незнакомых мест, не подвластных фараону. Между тем, в древних документах ароматические мази и духи ассоциируются у древних египтян с «маатом», благодатью цивилизованных городов.
Таким образом, первая обязанность египетского фараона заключалась в том, чтобы избавить город от социальной и физической вони исфета и установить сладкий запах маата, утверждает Голдсмит. В своем приветственном гимне Рамзес VI получил дружеское напоминание о необходимости сделать Египет политически сильным и обонятельно свежим.