Как складывалась кастовая система
Из курса школьной истории можно вспомнить, что индийское общество делится на четыре касты — брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудров (земледельцев и слуг). Вне кастовой системы находятся неприкасаемые, которые занимаются черной работой. Но здесь речь идет не о кастах, а о варнах — категориях индийского общества в глубокой древности, принятой у ариев и основанной на виде деятельности.
«Из текстов двухтысячелетней давности ясно, что уже тогда эта схема была слабо применима к реальной жизни. Общество явно делилось не на четыре группы, существовало большое количество разнообразных сообществ, ассоциировавших себя с одной из четырех варн. В XVI веке завязавшие контакты с Индией португальцы назовут эти сообщества словом casta — «порода», — рассказывает старший научный сотрудник Института стран Азии и Африки МГУ Илья Спектор.
По словам Спектора, ответа на вопрос, когда точно сформировалась кастовая система, нет. Вероятно, она возникла более 3 тыс. лет назад, когда смешались пришедшие в Индию арии и коренные жители субконтинента. Традиционная варновая система со временем отмерла, но оказала большое влияние на касты.
Новое разделение населения по крупным категориям возродили британские колониальные чиновники, которым необходимо было собирать налоги. Занимающих наиболее низкое положение неприкасаемых отнесли к «зарегистрированным кастам», как и представителей племен.
В XX веке менялось положение неприкасаемых, или далитов — у них стали появляться свои политические лидеры, а конституция 1950 года запретила дискриминацию по кастовому признаку, хотя де-факто она до сих пор существует. Дважды президентами Индии становились представители далитов — Кочерил Раман Нараянан (в 1997–2002 годах) и Рам Натх Ковинд (с 2017 года). По словам Ильи Спектора, весь XX век ушел у далитов на то, чтобы реализовывать свои гражданские права.
Эксперт отмечает, что кастовая система постоянно адаптируется к веяниям времени и новым реалиям. Так, касты есть далеко не только у индусов — институт касты сохраняется у индийских мусульман, христиан и иудеев, хотя и в менее явной форме.
Определить и подсчитать
Кастовая структура современной Индии сложна и неоднородна. По словам Ильи Спектора, существующие касты трудно посчитать — разброс от 5 до 25 тыс. Это связано с тем, что иногда не ясно, идет ли речь об одной касте или о нескольких близкородственных группах. Плюс к этому, структура серьезно различается в каждом отдельном регионе.
К основным группам относят передовые касты, зарегистрированные касты и племена, а также OBC (other backward classes) — «другие отсталые классы». Согласно недавнему опросу Pew Research Center, треть жителей Индии относят себя к передовым, или кастам общей категории, в том числе почти 4% — к брахманским. Около 68% идентифицирует себя как низшие касты. Из них примерно 34% называют себя членами зарегистрированных каст или зарегистрированных племен, другая половина — членами OBC или самых отсталых классов.
В 2021 году правительство Индии отказалось раскрывать данные кастовой переписи 2011 года по другим отсталым классам со ссылкой на то, что это будет «административно сложно и громоздко».
«OBC — это еще одна категория каст, находящаяся между зарегистрированными и передовыми. О том, чтобы распространить часть правительственных льгот на категорию каст, которую нельзя отнести к неприкасаемым, но и высшими назвать никак нельзя, заговорили в 1980-е годы. Проблема в том, что OBC — это огромная группа, в которую входит более 40% населения Индии. Границы между OBC и зарегистрированными кастами весьма размыты, включение той или иной касты в список OBC могло быть достаточно произвольным. Именно это делает возможную перепись OBC весьма сложным мероприятием», — поясняет Спектор.
В современной Индии вид деятельности не строго соотносится с кастовой принадлежностью. Новые профессии появляются, но для них не предусмотрено отдельных каст. Эксперт говорит, что новые специальности подразумевают новые шансы.
«Действительно, обычно у касты есть «номинальная» профессия. Например, представители касты каястха традиционно были сельскими писцами. А представители касты чамаров из неприкасаемых должны были заниматься дублением кож. Вот только большинство из них не занималось своей «номинальной» профессией — она служила скорее объяснением их угнетенного положения. Впрочем, и сейчас большинство каястха не являются сельскими писцами. С этой стартовой позиции они очень удачно встроились в капиталистическую систему и сейчас зачастую трудятся в весьма престижных сферах — программистов среди них тоже много», — приводит он пример.
Бедность и COVID
Зарегистрированные касты, племена и OBC в большом числе проживают в сельской местности, которая беднее городской. По последним данным Всемирного банка, уровень крайней нищеты в Индии в 2019 году сократился на 12,3 п.п. по сравнению с 2011 годом — с 22,5% до 10,2%. Причем сокращение бедности в сельской местности шло быстрее, чем в городской. Затем пришла пандемия и возник «хаос». Пандемия COVID-19 сильно ударила по экономике Индии и отбросила назад процесс экономического развития и снижения бедности. Средний класс сократился на 32 млн человек, а число бедных выросло на 75 млн человек.
«Уровень бедности в стране стабильно падает с начала 2000-х годов благодаря государственной политике. Урбанизация в Индии идет очень быстро. Из-за того, что необходимо обслуживать растущее городское население, большое число людей из сельской местности переселяются в мегаполисы и устраиваются там на поденную работу или открывают свой мелкий бизнес. Стремительный рост индийского ВВП в значительной степени происходит за счет разрастания сферы услуг», — поясняет руководитель группы Южной Азии и региона Индийского океана Института международных отношений и мировой экономики РАН Алексей Куприянов.
Но, по словам Куприянова, во время пандемии начался «великий исход» сельских жителей из городов. Из-за локдаунов в Мумбаи, Ченнаи, Нью-Дели огромное число населения, десятки миллионов человек, стали возвращаться обратно, чтобы заниматься земледелием и хоть как-то прокормить свои семьи.
Эксперт отмечает, что бедность и кастовая принадлежность зачастую связаны опосредованно: многое зависит от внешних условий, например, неурожая для земледельцев. «Многие представители низших каст занимаются поденной низкооплачиваемой работой, и по ним глобальные изменения, разумеется, бьют сильнее всего. С другой стороны, индийские власти пытаются исправить ситуацию при помощи «позитивной» дискриминации: есть список зарегистрированных каст и племен, члены которых могут рассчитывать на определенные квоты. Далеко не все бедняки принадлежат к низшим кастам, за чертой бедности могут оказаться представители и более высоких каст», — говорит Куприянов.
По оценке ООН, в ближайшие два года Индия будет показывать самый большой рост экономики среди развивающихся стран на уровне более 6% в год. По словам Куприянова, бурное развитие связано с восстановлением после пандемии: после падения ВВП на 8% в 2020 году, экономика выросла на 12% в 2021-м. Но пока непонятно, будет ли сохраняться эта тенденция.
Дискриминация — «позитивная» и реальная
Дискриминация по кастовому признаку была запрещена в Индии конституцией 1950 года. Тогда для зарегистрированных каст и племен начали выделять квоты на места в госучреждениях, избирательных округах, университетах. В 1990-х преференции стали предоставлять для OBC. «Про «обратную» дискриминацию в Индии говорят много и с удовольствием, но надо понимать, что это, мягко скажем, не первостепенная проблема. Важнее то, что система квот не решает экономических проблем», — говорит Илья Спектор.
Трудности для низших каст заключаются в изначально неравном положении на рынке труда. Далит с меньшей вероятностью будет обладать необходимыми компетенциями из-за своего экономического положения. Притеснение далитов происходит даже в самых передовых сферах. Об этом свидетельствуют последние примеры. Калифорнийский университет признал притеснение студентов-далитов и включил проблему в свою антидискриминационную политику. Представительница лаборатории Equality Labs из далитов столкнулась с противодействием со стороны Google. В целом представители низших каст встречаются с дискриминацией в ИТ-секторе.
«Традиционные» гонения на далитов остаются в деревнях, где проживает более 60% населения страны. Далитов в сельской местности могут притеснять из различных суеверий — следствие низкого уровня образования. «Институциональной дискриминации сейчас нет, но пропасть между низшими и высшими кастами сохраняется. Например, общая грамотность в Индии превысила 82%, но уровень грамотности среди зарегистрированных каст едва дошел до 60%. По всем социально-экономическим показателям можно увидеть схожую картину», — поясняет Спектор.
По его мнению, кастовое разделение не может не мешать развитию экономики. «Скажем так, для большей части низкокастового населения кастовый фактор продолжает оставаться значимым, причем в негативном ключе. Особенно если речь идет об индийской деревне, где существенная часть этого населения до сих пор не интегрирована в современную экономическую систему», — резюмирует эксперт.