Как стать успешным в креативной индустрии: тренды образования

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Разбираемся, почему привычные стандарты обучения больше не работают, практика важнее теории, а интуитивный подход работает лучше линейного обучения

Об авторе: Александр Абрамов, директор по образованию международной школы креативных индустрий TUMO.

Креатив — новая нефть

ООН называла 2021 год годом креативной экономики, подчеркивая, что сфера креативной индустрии — один из самых быстрорастущих секторов во всем мире. По данным, приведенным Алексеем Кудриным в своем выступлении на форуме «Мастера.Forum», в США рынок креативных индустрий в 2021 году достиг отметки в $1 трлн, почти столько же — в Китае, а в России он составил около ₽2,5 трлн ($34 млрд). У этого явления две причины:

  1. Запрос на индивидуализацию во всех сферах социальной жизни. Как общества в целом, так и компаний, которые стремятся создавать максимально персонализированные продукты. По данным исследования лояльности Bond Brand Loyalty, 87% клиентов готовы предоставлять компаниям информацию о себе в обмен на возможность получать более персонализированные предложения. Для поколения Z эта цифра доходит до 94%. Также важный фактор удовлетворенности клиентов — ощущение собственной ценности и значимости. А это значит, что бизнесу для привлечения клиентов необходимы не только цифровые продукты и нейросети, обрабатывающие информацию о пользователях, но и креативные механики, привлекающие внимание нужной целевой аудитории.
  2. Снижение порога входа в профессию для начинающих креаторов. По данным Центра изучения поколений, 91% представителей поколения Z планирует открыть собственный бизнес в области креативной индустрии. Обработать фото или видео, сделать анимацию или микросервис в приложении сегодня может каждый — для этого не нужны специальные знания. У каждого из нас лежат в кармане смартфоны, с камерами профессионального качества, а многочисленные приложения позволяют создавать практически любой видео-контент, включая художественные фильмы.

Благодаря этим двум факторам, популярность образования в области креативных технологий растет в геометрической прогрессии.

Фото:из личного архива
Экономика образования Не только digital: как начать работать в креативных индустриях

Традиционная система образования vs персональный подход

Знаменитый психолог Джордж Лэнд в 1968 взял тест на креативность, разработанный для NASA, и провел его на пятилетних детях. Результаты исследования оказались невероятными: 98% детей проявляли креативные способности на уровне гениальных. Команда психологов под руководством Лэнда не остановилась и спустя пять лет провела тот же тест на тех же детях: уровень креативности упал до 30%. Тогда психологи подождали еще пять лет и протестировали тех же самых детей, но уже пятнадцатилетних. Результат креативности — менее 12%. Спустя семь лет тот же тест предложили взрослым, и средний уровень креативности выборки из 280 тыс. человек составил всего 2%.

«Мы пришли к выводу, — писал в исследовании Лэнд, — что «нетворческому» поведению можно научиться. Школьная система, колледжи и высшее образование постепенно лишают растущего человека присущего каждому творческого гения».

Сегодня вокруг традиционной системы образования ведутся многочисленные споры. Основной темой дискуссий становится персонализация и индивидуализация школьного образования. Привыкнув к персонализации (рекламы, брендов), человек сегодня требует к себе индивидуального подхода и в образовании. Особенно если речь идет о подростках 12–17 лет.

Апдейт для системы образования: успешный кейс

Примеры эффективной интеграции креативного и школьного образования в мире уже есть. Например, проект My creative school (MCS) организации A New Direction, реализованный в британских школах в 2016–2018 годах. Программа работала с начальными классами, используя искусства как обучающий метод. Проект предлагал новую модель взаимодействия школьника с художником или другим представителем творческой индустрии и заключался в регулярных воркшопах студентов с практикующими «создателями».

MCS практиковал три типа занятий:

  • «Учителя-первопроходцы», на которых звезды креативной индустрии создавали новые идеи в сфере искусства, обсуждали и дорабатывали их вместе с детьми, тем самым создавая условия для генерации идеи — необходимый навык для работы в креативных индустриях.
  • «Захватывающее приключение» — занятия на основе заранее приготовленного сюжета, который вовлекал детей через нарратив и знакомил с новой информацией.
  • «Дети-лидеры», на которых дети самостоятельно творили, например, создавали произведения искусства в командном формате, что развивало у школьников soft skills.

Фото:You X Ventures / Unsplash
Экономика образования Учитель 2.0: семь правил прогрессивного преподавателя

Старое новое тьюторство

Тренд на персонализированное образование ярко прослеживается во все большей популярности тьюторства, которое само по себе явление не новое. Прообразы тьюторов занимались с детьми со времен древней Спарты. Тогда тьютор играл роль старшего наставника, который обучал учеников практическим навыкам и тренировал их личностных качества.

Форму, схожую с современной, тьюторство обрело в средневековых университетах в XI—XIV веках, в частности в Оксфорде и Кембридже.Там тьютор был уже не только наставником в обучении, но и старшим другом, который вдохновлял студента грызть гранит науки и не сдаваться. Тьютором в современном понимании этого слова был Лев Толстой, который организовал в Ясной Поляне частную школу для крестьянских детей. Он собирал их в небольшие группы и помогал им познавать новый материал в форме диалога. В ходе неформального общения ученики, сами того не замечая, учились грамоте и математике.

В современных школах тьютор — это человек, который помогает ребенку или подростку понять свои настоящие образовательные цели и желания. Он вместе с ребенком отвечает на два важнейших вопроса: «Чего я хочу?» и «Как мне этого добиться?».

Фото:Shutterstock
Экономика образования Кто такие тьюторы и зачем они нужны школам

К теории через практику, а не наоборот

В 2011 году в Квинслендском университете преподаватели пришли к выводу, что в условиях очень быстрого технологического прогресса, теоретические знания просто не успевают за новыми практиками и большая часть теории становится бессмысленным и ненужным грузом для студентов.

Тогда студентов 4-го курса факультета кибертроники разделили на группы по 4 человека и после серии лекций предложили сконструировать кораблик, который сможет проплыть по смоделированной на 3D-принтере местности с различными препятствиями (мелями, рифами, сильным ветром). Победителей, чей кораблик не только проплывет, но и преодолеет самые сложные препятствия, ожидал приз: спрятанный на одном из 3D-островов позолоченный идол. Эта работа, с одной стороны, потребовала от участников глубоких знаний множества дисциплин и хорошо сформированных социальных навыков, а с другой стала возможностью для студентов ощутить себя творцами, испытателями и первопроходцами.

Сегодня проектный принцип активно используется в образовательных системах Скандинавии, в университетах Франции и Австралии и уверенно набирает популярность по всему миру.

В области креативных индустрий проектный подход становится возможностью получить практический опыт, работая вместе с профессионалами и звездами отрасли, а через практику освоить теорию.

Таким образом сегодня образовательные практики в области креативных технологий стоят на трех основных китах: проектный подход, тьюторство на всех этапах обучения подростков и воркшопы с профессионалами.

Обновлено 08.02.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть