Технологии активно трансформируют не только бытовую жизнь, но и существующие рынки, при этом создавая новые: NeuroNet, HealthNet, FoodNet — только часть направлений, которые развернутся в ближайшие 20 лет. Российские предприниматели имеют все шансы получить значимую долю мирового рынка, но для этого нужна качественная подготовка. Поэтому одна из важнейших задач по подготовке перспективных кадров для глобальных вызовов мировой экономики ложится на систему образования.
Для их воспитания необходимо создавать новую образовательную среду, в которой узкая специализация уступает место кросс-компетентности, действует свободный обмен знаниями и идеями и поддерживаются даже самые смелые инициативы. Формированием такой «питательной» среды для молодых инноваторов в России занимаются в том числе в кружках технического творчества.
Как устроен Кружок 2.0
Помимо того, что сегодняшние кружки сосредотачиваются на не по-детски серьезных прикладных направлениях (робототехнике, 3D-моделировании, AR, VR и т.д.), существенно меняется и формат организации работы внутри кружка. На смену традиционной вертикальной приходит модель Кружка 2.0 с несколькими ключевыми ролями. Среди них:
- наставник — человек, который задаст грамотный вектор развития ребенка, поддержит, будет его ментором;
- руководитель кружка — тот, кто его организовывает, занимается финансами и продвижением;
- стейкхолдер — источник обратной связи для проектов (это пользователи, заказчики, партнеры, инвесторы, школы, вузы и все, кому выгодна деятельность кружка);
- носитель практик будущего — представитель от бизнеса, применяющий технологии на практике и имеющий обширное представление о том, как они работают в реальном мире, за пределами методички.
Компетенции будущего и самореализация
Но ценность технологических кружков заключается не только в получении hard skills с самого детства (хотя это уже звучит убедительно) или в том, что дети занимаются любимым делом и развиваются в выбранном направлении. Главное преимущество состоит в том, что они дают детям возможность развивать в том числе soft skills. Именно они, по мнению специалистов из Гарварда, Стэнфорда и Фонда Карнеги, составляют 85% успеха современного профессионала.
Незаменимый навык будущего — комплексный подход к работе над проектом. Занимаясь в кружке, дети выходят за рамки теории, учатся смотреть на задачу целиком и нестандартно подходить к решению ее компонентов. Также среди важных компетенций — умение работать в команде, ведь ни один качественный проект не делается в одиночку. Работая в коллективе над общей задачей, дети учатся разрешать разногласия и находить компромиссы, распределять роли и организовывать совместную работу. Развиваются и лидерские качества: во время работы в команде ребенок учится отстаивать свои идеи, настраивать членов команды на движение к цели.
Кружки технического творчества — не только работа на будущее, но и ориентированность на практический результат. При этом дети получают опыт проектной деятельности: их обучают ведению проекта с нуля — от идеи до работающего прототипа, способного решать конкретные насущные проблемы.
Дети привыкают брать на себя ответственность: инициаторами проектов выступают не наставники, а участники команды, и это помогает каждому члену кружка понимать свой вклад в работу. Многие кружки ориентированы на подготовку к конкурсам, где юные изобретатели выступают со своими разработками и учатся грамотно защищать свои проекты, объяснять сложное простым языком. А главное, развивается креативность: работа по шаблону здесь просто невозможна.
Из идеи — в жизнь
По большому счету кружки — это своеобразная нетворкинговая площадка будущих молодых предпринимателей: многие из сегодняшних талантливых школьников, создающих свои первые проекты, завтра вырастут в крупных специалистов, а юношеская дружба может стать фундаментом для их будущих компаний. Да и во время работы над проектом формируются полезные связи не только внутри кружка, но и с бизнес-сообществом.
Занятия техническим творчеством в кружках, хоть и работают на перспективу, но от сегодняшнего дня не оторваны. Этой весной, например, ощущалась острая нехватка противопролежневых подушек для больных COVID-19. Более дешевый аналог изобрели участники «Кванториума», молодые мейкеры-волонтеры из Владимирской области. Они нарезали ПЭТ, печатали пластик в «Кванториуме» или у себя дома, лили силикон во дворе. В итоге медучреждения получили жизненно необходимые расходные материалы.
На Всероссийский конкурс проектов Кружкового движения Rukami участники представляют решения не менее актуальных проблем — и это в том числе результат работы в кружках, хотя есть, конечно, и самостоятельные работы. К примеру, группа молодых изобретателей из Новосибирска спроектировали бионический протез руки. Ученик псковской гимназии разработал «умную трость» в двух вариантах — для людей, у которых проблемы со зрением, и для тех, чьи проблемы связаны с опорно-двигательным аппаратом. А мейкеры из Ульяновска создали автономный беспилотный транспорт.
Многообразие проектов технического творчества, соревновавшихся в этом году за звание победителей конкурса, рисует благоприятные перспективы для высокотехнологической отрасли. То, с какой смекалкой, смелостью и уровнем погружения дети и молодежь сегодня подходят к созданию своих изобретений, дает надежду на мощный технический прогресс в России уже в ближайшем будущем.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!