Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Взрослый контент: почему блогеры за 70 популярны в молодежных соцсетях

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Видео в TikTok и Instagram снимают не только подростки и вчерашние школьники. За последние пару лет популярными стали блогеры 70+. Разбираемся, зачем они приходят в соцсети и как их принимает аудитория

Что мотивирует пожилых людей становиться блогерами

На создание блогов часто вдохновляют внуки или другие родственники: они показывают старшим видео из TikTok, предлагают снять что-то похожее и выложить. Соцсети становятся для людей, которые раньше не были с ними знакомы, новым хобби, а положительная реакция на видео подбадривает и мотивирует снимать больше.

Елена Куфтяк, заведующая кафедрой возрастной и семейной психологии Московского института психоанализа, доктор психологических наук:

«Современный мир предоставляет больше возможностей для самовыражения, чем лет 30 назад. Открытость новому опыту, любознательность, интерес к жизни — важные черты личности, которые помогают человеку справляться со стрессом и сложностями в повседневной жизни. Эти качества позволяют не стареть мозгу и телу, не останавливаться на достигнутом».

Соцсети действительно помогают чувствовать себя лучше. Ученые из США и Великобритании следили за психическим состоянием 3 075 респондентов старшего возраста с депрессией и проверяли, как общение с людьми в интернете повлияло на их состояние. Выяснилось, что у тех, кто пытался наладить социальные контакты в Сети, депрессивные эпизоды сократились на 33%.

Елена Куфтяк:

«Исследования говорят, что если у человека старшего возраста нет сети социальных контактов, у него с большей вероятностью будет наблюдаться спад умственных способностей. С этой точки зрения качество жизни выше у людей, которые общаются с родственниками, друзьями, единомышленниками: такие контакты продлевают и улучшают их жизнь».

В 2018 году издание The Guardian спросило у бьюти-блогерок старшего возраста, почему они начали снимать видео. Триша Касден из Лондона решила завести блог, чтобы высказываться против эйджизма. Ее возмутило, что лицом антивозрастной косметики стала британская супермодель Кара Делевинь, которой на тот момент было 25 лет.

В своем блоге на YouTube Триша Касден рассказывает о бьюти-приемах, которые подойдут женщинам старшего возраста. Сейчас Трише 73 года, и она продолжает выпускать видео каждую неделю

Еще одна героиня статьи Маркси Пак из Южной Кореи завела блог из-за внучки: та переживала, что бабушка из-за возраста и скуки начнет чаще болеть.

70-летняя кореянка показывает, как делать макияж с помощью дешевой пудры и завивать ресницы нагретой зубочисткой. Также она выкладывает обзоры на еду и видео из путешествий

О чем рассказывают блогеры старшего возраста в своих соцсетях

Если проанализировать аккаунты популярных блогеров в TikTok и Instagram (от 20 000 подписчиков), можно выделить пять основных тем:

  • Подшучивание над собой

Блогеры шутят над своей семейной жизнью, над тем, что чего-то не понимают в современном мире, над отношениями с соседями. Такой контент встречается у многих блогеров — например, в Tik-Tok это @konstaantinich.

@konstaantinich

Прикол над женой 😄 попробуйте так разыграть близких!

♬ Monkeys Spinning Monkeys — Kevin MacLeod & Kevin The Monkey

Так аудитория @konstaantinich реагирует на его новое видео про розыгрыш жены.

  • Истории — из собственной жизни, из жизни страны, интересные факты

Темы бывают разными: например, @tosikfm рассказывает о службе в армии, а @babushka_maria отвечает на комментарии подписчиков и делится ситуациями из жизни.

  • Тренды

В TikTok так называют сюжеты под одну и ту же популярную аудиодорожку, которые снимает сразу много популярных блогеров. Это может быть танец, стендап-шутка или необычный видеопереход. Например, тренды часто снимает @zvezdanina:

@zvezdanina ♬ red light green light x money — jovynn

В октябре 2021 года в TikTok стал популярен саундтрек из корейского сериала «Игра в кальмара», и многие блогеры 70+ сняли с ним видео.

  • Полезные советы

Многие блогеры помогают своей аудитории разобраться с бытом: например, @nasha_babyshka и @baba.masha.1926 делятся простыми рецептами и дают советы по домашнему хозяйству.

@baba.masha.1926 Инстаграмм: mariia19262 #моти #mochi#мороженое#мороженоемоти#ice#icemochi#бабамаша #бабушка #бабуля ♬ оригинальный звук — Бабушка Маша

@baba.masha.1926 снимает не только традиционные русские рецепты, но и экзотику. Например, ее японские пирожные моти получаются не у каждого молодого фуд-блогера.

  • Лайфстайл

Это короткие зарисовки из жизни «как она есть», иллюстрация простых бытовых моментов. Например, @olegdobriy показывает, как гуляет с внуками, а у @babavera26 есть лайф-аккаунт @babaveralife. Там Вера показывает, как они с семьей готовят и плетут из бисера.

  • Здоровый образ жизни и занятия спортом

Некоторые блогеры в TikTok и Instagram вдохновляют на занятия спортом: снимают упражнения и составляют планы тренировок для подписчиков. Чаще это зарубежные блогеры, например @iammsbotalley.

Аудитория взрослеет

За последние три-четыре года аудитория TikTok и Instargram повзрослела по всему миру. По данным немецкой статистической компании Statista, на июль 2021 года в Instagram было 6,1% пользователей старше 55 лет, тогда как тремя годами ранее, в июле 2018 года, таковых было менее 5%. Что касается TikTok, в 2021-м американское медиаагентство Wallaroo Media выяснило, что среди всех пользователей 7,1% старше 50 лет.

В России ситуация складывается похожим образом. По данным Statista на 2021 год, в Instagram 5,2% пользователей старше 55 лет. В 2017 году их было всего 2,7% — это выяснили Forbes и платформа по работе с блогерами Insense. TikTok активно используют люди старшего возраста — там их 15%.

Почему аудитория хорошо принимает пожилых блогеров?

Они ломают стереотипы и вдохновляют

Люди боятся стареть. Британская косметическая компания Microlift провела исследование, которое доказало, что женщины начинают переживать из-за старения уже в 20 лет. Причин несколько: «ухудшение» внешнего вида, сокращение активности, страх стать невостребованным специалистом. Блогеры 70+ показывают, что быть активным можно в любом возрасте и только от человека зависит, станет ли он «типичным пенсионером».

Елена Куфтяк:

«Образ «бабушки в платочке» уже мало относится к современному старшему поколению. Оно все чаще вовлекается в различные формы общественной жизни. Это хорошая позитивная модель для молодого поколения: оно видит, что быть активными и любознательными можно не только в условные 20 лет, но и в 70».

Блогеры 70+ более искренние, чем молодое поколение

Большинство блогеров 20–45 лет показывают в соцсетях идеальную жизнь: выверенные интерьеры, одетых с иголочки детей, спортивные фигуры. Аудитория устала от этих трендов — ей хочется чего-то настоящего. Именно поэтому сегодня на смену дизайнерским лофтам приходят обычные деревенские интерьеры с сервантами, горками с хрусталем, а иногда и печками. Блогеры старшего возраста рассказывают о своей жизни честно и без прикрас — этим и подкупают подписчиков.

Olesia Kay:

«Instagram — это площадка для демонстрации идеальной жизни, в основном блогеры не показывают там себя настоящих, со всеми изъянами. TikTok больше про людей и их индивидуальность, так что искренность тут ценится. Думаю, именно поэтому блогеры 70+ и становятся популярными: они не пытаются казаться лучше, чем есть на самом деле, и это нравится аудитории».

Заинтересованы ли бренды и бизнес в инфлюенсерах старше 70 лет

В последние годы бренды активнее предлагают сотрудничество людям старше 70 лет. Например, @superbusya рекламирует сервисы такси. А некоторые блогеры 70+ продвигают собственные продукты: например, 76-летняя фитнес-тренер @iammsbotalley продает программы тренировок.

А в 2016 году в России появилось агентство Oldushka, которое работает с моделями старшего возраста:

Обновлено 10.12.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть