Что такое «пузырь» алгоритмов?
Как это работает?
Первым о «пузыре» заговорил интернет-активист Илай Парайзер, автор книги «За стеной фильтров. Что интернет скрывает от вас».
По его словам, Google и Facebook используют данные о нашем поведении в Сети, чтобы предлагать нам персонализированную ленту новостей или поисковую выдачу. В итоге все, что мы читаем, так или иначе соотносится с нашими взглядами и предпочтениями.
Формируя для каждого пользователя поисковую выдачу, Google учитывает, как минимум:
- регион;
- пол и возраст;
- язык;
- тип и марку устройства;
- ОС и браузер;
- историю поиска и посещения сайтов.
В качестве примера Парайзер приводил результаты поиска в Google по ключевым словам «British Petroleum»: один пользователь увидел новости об акциях компании и финансовой отчетности, а другой — о взрыве нефтяной платформы Deepwater Horizon в 2010 году.
Facebook ведет себя похожим образом. Алгоритмы соцсети постоянно меняются, но принцип формирования ленты постов остается примерно одинаковым: вы видите те посты и рекламу, которые отвечают вашим интересам и взглядам на тот или иной вопрос. Чем активнее вы лайкаете и комментируете посты определенного пользователя или группы (или же записи на определенную тему), тем чаще вы будете их видеть.
Когда-то, отвечая на вопрос, почему алгоритмы Facebook так устроены, Марк Цукерберг ответил: «Белка, умирающая рядом на дереве прямо сейчас, может быть намного важнее для вас, чем люди, умирающие от голода в Африке».
Второй важный критерий — это популярность постов: чем больше лайков, комментариев и перепостов, тем чаще и выше они показываются в ленте. Эти принципы оказываются важнее хронологии, актуальности и достоверности публикуемой информации.
Кроме того, Facebook намеренно продвигает посты, которые затрагивают конфликтные темы — чтобы на них реагировали (и, тем самым, дольше оставались на платформе) как можно больше пользователей. Яркий пример — посты за или против вакцин от коронавируса.
К примеру, один из самых популярных постов летом 2021 года — о докторе, который якобы умер через две недели после вакцинации, будучи до этого абсолютно здоровым: его увидели около 54 млн пользователей. Опровержение новости, которое опубликовали позже, увидели гораздо меньше людей.
Похожим образом устроены алгоритмы YouTube, Twitter и других популярных соцсетей и онлайн-сервисов.
YouTube бросает все силы на то, чтобы мы смотрели видео как можно дольше, и поэтому бесконечно подсовывает пользователям не только самые популярные ролики, но и те, что чаще всего досматривают до конца. В результате в рекомендации, как правило, попадают видео сомнительного содержания, на которые пользователи «залипают», убивая время.
Вместе с тем, рекомендации формируются исходя из ваших предпочтений, истории просмотров и поиска.
Twitter показывает вам еще и все посты, которые нравятся тем, кого вы читаете. За отслеживание предпочтений отвечает система глубокого обучения DeepBird, которая позволяет чаще показывать твиты на темы, которые вам интересны. До 55% ленты состоит из твитов аккаунтов, которые вам рекомендуются, а не тех, на которые вы подписаны. При этом алгоритм реже показывает твиты от тех, кто постит слишком часто, а также отдает приоритет политическим темам. Все это немного расширяет ваш «пузырь», позволяя знакомиться с новым контентом. Но он все еще подстраивается под ваши интересы — в том числе политические. Это особенно важно, если учесть, что многие используют ленту Twitter в качестве главного источника новостей.
Для чего это нужно?
Главная цель — показывать пользователю таргетированную рекламу, то есть точно нацеленную на его потребности. Такая реклама стоит дороже и пользуется большим спросом у рекламодателей. Именно она — главный источник прибыли бесплатных онлайн-сервисов.
По словам экс-главы Google Эрика Шмидта, без персональных рекомендаций «людям будет очень сложно увидеть или приобрести что-то, подобранное специально для них».
Почему «пузырь» — это плохо?
Для человека естественно стремиться окружать себя людьми похожих взглядов и предпочтений: офлайн мы ведем себя точно так же. Однако представьте, что будет, если мы начнем общаться только с единомышленниками и игнорировать всех остальных: коллег, соседей, родственников, случайных попутчиков. Получится тот самый «пузырь», из-за которого мы окажемся отрезаны от 99% людей на планете. Наши социальные навыки начали бы угасать, а восприятие мира стало бы однобоким и ограниченным. Сталкиваясь с реальностью, которая расходится с нашими представлениями, мы бы не знали, как реагировать.
Находясь внутри «информационного пузыря», мы видим только одну точку зрения на происходящее — ту, что совпадает с нашей. Это формирует очень субъективную картину мира, мешает людям смотреть на события с другой стороны и, в конечном итоге, поляризует общество: мы становимся все более нетерпимы к тем, кто думает иначе, и воспринимаем их исключительно враждебно. Это особенно хорошо видно на примере вражды в соцсетях на почве разных политических взглядов или мнения по поводу вакцинации от COVID-19.
В Facebook в ответ на эти аргументы утверждают: в соцсетях люди чаще взаимодействуют с теми, с кем в реальности даже не знакомы. Это помогает им расширить свои представления о мире и выйти за рамки привычного окружения, а не наоборот.
Еще один негативный эффект «информационных пузырей» — распространение различных «теорий заговора». Этот механизм хорошо описан в документальном фильме Netflix «Социальная дилемма». Когда появляется очередная теория подобного рода — например, про вышки 5G — она расходится по соцсетям как снежный ком. Люди охотно взаимодействуют с таким контентом и распространяют его, при этом никто из них не стремится проверять факты, а алгоритмы подсовывают им все новые публикации в том же духе. Чем больше таких постов, тем убедительнее звучат утверждения очередной теории заговора, даже если никаких объективных доказательств нет.
Другими словами, «пузыри фильтров» могут убить в нас критическое восприятие информации и любое сомнение в том, что наши взгляды и представления верны. Это ведет к нетерпимости и неспособности воспринимать любую точку зрения, отличную от собственной.
Как вырваться из пузыря
С алгоритмами бороться не так уж сложно. Вот несколько простых способов:
- На Facebook можно отключить алгоритм автоматической сортировки публикаций. Для этого в меню слева нажмите «Еще», а затем «Сначала новые». Так посты в ленте будет отображаться в хронологическом порядке, а не по популярности.
- Аналогичным образом можно настроить ленту в Twitter. Для этого в самом верху, справа от кнопки «Главная» нажмите на звездочки, а затем — «Показывать вместо этого последние твиты».
- На YouTube можно отключить автоматическое воспроизведение роликов, которое заставляет пользователя бесконечно смотреть все подряд. Для этого в нижней панели ролика нужно перетянуть тумблер рядом с иконкой «Автовоспроизведение» влево.
- В Instagram зайдите в профиль, нажмите на «Подписки» и выберите пункт «Меньше всего взаимодействий», чтобы посмотреть посты аккаунтов, которые редко появляются в вашей ленте.
Ниже есть пункт «Сортировка» — здесь можно выбрать «Сначала новые», чтобы видеть посты по хронологии.
- В случае с поисковой выдачей помогут только полная очистка кэша и истории, использование режима «Инкогнито» (в браузере Chrome) и VPN-сервисы. Так алгоритмам будет сложнее распознать, кто вы, откуда и с какого устройства выходите в сеть. Однако действует это далеко не всегда и доставляет массу неудобств вроде постоянного ввода паролей на всех сайтах.
Но наш «пузырь» формируют не только алгоритмы, но и мы сами: когда скрываем из ленты тех, кто нам неинтересен или удаляем из друзей пользователей, с которыми в чем-то несогласны. Точно так же мы ведем себя, когда игнорируем неинтересную информацию в общении или переписке. Вот как можно исправить ситуацию:
- Подпишитесь на сообщества и пользователей, с которыми вы не совпадаете во взглядах и интересах, но которые публикуют интересный и содержательный контент с четкой аргументацией.
- Не отписывайтесь и не удаляйте из друзей тех, с кем вы не согласны. Старайтесь чаще лайкать их публикации, чтобы они не исчезали из ленты, и комментируйте, когда появляется шанс на аргументированную дискуссию.
- Чаще общайтесь с теми, кто пока не примкнул ни к одной из сторон.
- Регулярно обменивайтесь с друзьями и близкими ссылками на интересные группы, издания, каналы и подкасты на самые разные темы.
- Если есть возможность, попробуйте просмотреть ленту с чужого аккаунта — с согласия его владельца, и обратите внимание на то, чем она отличается от вашей.
- Пообщайтесь с коллегами и родственниками с разными взглядами и узнайте, на кого они подписаны и каким ресурсам доверяют.
- Попробуйте чаще общаться с позиции активного слушателя: старайтесь внимательно выслушать собеседника не для того, чтобы ему возразить, а чтобы лучше понять его точку зрения.
Медианавигатор — это спецпроект РБК о том, как потреблять и создавать контент в эпоху новых медиа. Переходите по ссылке, чтобы разобраться, как проверить достоверность информации, развить критическое мышление и научиться соблюдать цифровую гигиену.