Фильмы об университетах: почему образы вузов у нас и на Западе разнятся

Фото: Pexels
Фото: Pexels
О чем на самом деле фильмы об университетах и почему мы хотим получить письмо из «Хогвартса» — обсудили с Ксенией Романенко, академическим руководителем программы магистратуры «Доказательное развитие образования» НИУ ВШЭ

Мы часто видим образ университета в книгах и фильмах, он может быть вполне реален или выдуманным автором. Обычно образы не случайны, и университет как место действия выбран осознанно, так как за этим следует определенное развитие сюжетной линии (поступление в вуз, его окончание, отношения внутри группы, отношения с преподавателями, деятельность студенческих клубов и прочее) и целый ряд присущих ему атрибутов, визуальных кодов. Но задумывались ли мы о том, как этот образ построен, насколько он достоверен и является ли университет действующим лицом картины или всего лишь декорацией?

Чтобы обсудить, как изображается университет в кино и книгах, почему образы зарубежного и отечественного вузов так разнятся и зачем это нужно изучать, ведущий Максим Буланов пригласил Ксению Романенко, исследовательницу университетов и современной массовой культуры, академического руководителя программы магистратуры «Доказательное развитие образования» НИУ ВШЭ.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете. А в нашем Telegram-канале вас уже ждет задание, выполнив которое, вы станете еще более эффективным лайфлонг-лернером.

Если хотите, чтобы прослушивание выпуска было максимально полезным, откройте файл с упражнением, который мы подготовили.

Таймлайн разговора

03:30 Чему учит «Блондинка в законе»

05:20 Как давно в кино показывают университет

09:00 Зачем показывать университет в кино

10:50 Как работают визуальные коды университета в кино

17:50 Образы «человека учащегося» за рамками университета

21:25 Зачем исследовать как университеты показаны в медиа

22:25 Сколько фильмов нужно посмотреть, чтобы вдохновиться на учебу

24:35 Современные российские сериалы об университете

25:45 Для чего еще можно смотреть фильмы об университетах

Самое главное из этого подкаста

Образ университета в фильмах и книгах определяется жанровыми конвенциями. Типичный колледж муви (college movie) — это фильм про жизнь на кампусе, про дружбу, поиск себя, становление, где история в большинстве случаев рассказывается студентом. В литературе для подобных произведений тоже есть свой термин, это кампусный роман, то есть роман, действие которого происходит в кампусном пространстве. Оба жанра зарубежные, и сказать, что российские или советские авторы имеют в нем большой опыт, сложно.

У нас не снимали и не снимают фильмов про университет, так как у нас нет кампусов как таковых, отсюда нет объекта для репрезентации и нет жанра. Были сняты фильмы о старшеклассниках («В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Ключ без права передачи», «Школьный вальс»), их часто сравнивают с «Обществом мертвых поэтов», который относят к колледж муви, но все же это фильмы не про университет, а про школу, что не вписывается в жанр.

Есть исследование, что фильмы могут работать как мягкая сила. Например, фильмы о Джейн Остин повышают привлекательность британского туризма: зрители после их просмотра желают попасть в декорации картины. Возможно представить, что фильмы могут быть использованы как средство достижения политических целей, но прямого государственного заказа на фильмы об улучшении туристического бренда или же имиджа университета нет. Существует социальный заказ на обсуждение какой-то насущной темы, однако в фильмах, в первую очередь, есть творческая идея режиссера, призванная переосмыслить некоторый опыт.

На сегодняшний день нет исследований, которые бы подтверждали наличие прямой связи между мотивацией к учебе в том или ином университете и примеркой образов из фильмов, книг, посвященных ему. В то же время существует визуальный код университета (подкидывание шапочек, мантии на выпускной) — это комплекс визуальных маркеров, которые человек считывает при знакомстве с образом университета и если человек фокусируется на некой эстетике, демонстрируемой в фильме или описанной в книге, то он будет искать ее, обращать на нее внимание, и ему вероятнее будет намного приятнее находиться в подобных местах, и он будет стремиться в них быть. Поэтому и говорить о том, что эффекта от просмотра фильмов и книг нет, не стоит.

Например, существует легко считываемая эстетика киновселенной Гарри Поттера, и ее почитатели хотели бы оказаться в Лондоне, примерить мантии и получить письмо из Хогвартса, несмотря на то что там течет крыша в столовой и постоянно кто-то умирает. С другой стороны, современные российские сериалы («Год культуры», «Дылды») наоборот создают образ регионального вуза, как худшего места, где может оказаться человек, чем никак не повышают их привлекательность для зрителей.

Фильмы и книги об университетах могут иметь терапевтический эффект. Это истории про вдохновение, про самоподдержку не только при выборе пути, но и с тем, что предстоит некое становление, трудные периоды и поэтому можно и нужно к этому говориться через создание новой красоты и традиции вокруг себя. Зачастую это происходит через идентификацию себя с героем. От этого еще значительнее становятся фильмы, в которых часто проблематизируются большие социальные вопросы (например, харассмента, неравенства, власти).

Это хорошие примеры, чтобы быть осторожным, и считывать предостережение: если уж кино сняли с большим бюджетом по такому вопросу, возможно, моя проблема не уникальна и надо о себе позаботиться. Поэтому фильмы и книги этого жанра подходят не только школьникам и студентам, а каждому человеку.

Список фильмов, сериалов и книг от Ксении Романенко

Фильмы и сериалы: «Блондинка в законе», сериал «Теория большого взрыва», сериал «Сообщество», «Улыбка Моны Лизы», «Общество мертвых поэтов», новелла «Наваждение» в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», «План Мегги», «Красотки (Бимболенд)», сериал «Восприятие», сериал «Как избежать наказания за убийство».

Книги: «Тайная история» Донна Тарт, «Мертвые возвращаются» Тана Френч, «Корнишская трилогия» Робертсон Дэвис, «Обладать» и «Дева в саду» Антония Байетт, «Риф» Алексей Поляринов, «Стоунер» Джон Уильямс, «Волшебники» Лев Гроссман, «Творцы заклинаний» Терри Пратчетт, «Пнин» Владимир Набоков.

Что еще почитать на эту тему

Обновлено 26.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть