Иногда нам бывает достаточно сложно сказать то, что считаем нужным, а иногда мы заявляем о себе слишком громко, нарушая чужие границы. Для успешного общения с другими людьми нужно найти баланс между этими двумя состояниями.
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое ассертивность?
Ассертивность (от англ. assertiveness — «настойчивость») — это навык общения с людьми. Ассертивность предполагает, что вы нашли равновесие между пассивной и агрессивной ролями. Чтобы развить эту способность, нужно проанализировать свое поведение и найти наиболее разумное и осмысленное решение проблемы.
Как выглядит ассертивное поведение?
Американский психотерапевт Мануэль Смит разработал модель ассертивного поведения: главная мысль состоит в том, что человек должен принимать решения и брать полную ответственность за свои поступки. Чтобы понять, насколько ваше поведение ассертивно, необходимо посмотреть на то, как вы отвечаете на агрессию, заботитесь ли о чувствах других людей и принимаете ли вы решения на «холодную» голову.
Развить ассертивность можно с помощью анализа коммуникаций: как часто вы говорите да, когда хотели сказать нет? Как вы реагируете на отказы и можете ли взвешенно отвечать на провокации, не поддаваясь своим эмоциям? Для удобства эти ответы можно записать в дневник и вести его для самопроверки.
Где пригодится ассертивность?
Ассертивное поведение поможет наладить контакт с коллегами на работе: Дэниел Эймс, профессор в Колумбийской бизнес-школе, считает, что ассертивное поведение поможет менеджерам эффективно взаимодействовать с персоналом. Если начальник слишком пассивный, то к нему не будут прислушиваться, а если стиль его поведения слишком агрессивный, то он не сможет найти взаимопонимание с подчиненными.
Если вы, например, являетесь куратором проекта, то вам следует применить ассертивное поведение: благодаря ему вы сможете услышать предложения и идеи других и быть услышанным в ответ.