Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Тревожные и одинокие: как удаленка влияет на психологическое здоровье

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Около 15% сотрудников российских компаний в 2021 году работают удаленно. Для многих это первый опыт долгой работы вне офиса. К каким последствиям это привело и как эффективно управлять удаленной командой

Уровень депрессивных проявлений

В декабре 2020 года аналитическая компания Ipsos подготовила для Всемирного экономического форума исследование о влиянии пандемии на жизнь сотрудников компаний в разных странах мира. Опрос показал, что 14% российских респондентов столкнулись в прошлом году с сильным стрессом и еще 37% — со значительным. Конечно, эту ситуацию нельзя рассматривать как что-то исключительное для России — жители других стран, работающие удаленно, также испытывают трудности. По данным Blind, в разных американских ИТ-корпорациях от 73 до 81% сотрудников испытали психологическое выгорание после перехода на дистанционный режим работы.

Новые условия, в которых вынужденно оказались миллионы работников, порождают страхи и повышают тревожность, предупреждает психолог, член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Алина Аккиева:

«Страх столкнуться с болезнью и смертью и потерять контроль мобилизует глубинные ресурсы психики и повышает тревогу. Что касается длительной удаленной работы, то для одних это очень уютный вариант, где ты можешь работать дома в любимой пижаме. Но для других — это испытание: ты отрезан от общения с коллегами или клиентами. В любом случае дистанционная работа накладывает ограничения и меняет привычный уклад жизни».

В погоне за продуктивностью немалое число компаний стали контролировать удаленных сотрудников и устанавливать на их компьютеры программы мониторинга. С их помощью можно отслеживать каждое нажатие клавиш, содержание электронных писем, список посещенных сайтов и запущенных программ, а также регулярно делать скриншоты с монитора и фиксировать время на выполнение той или иной задачи. Тотальная слежка создает атмосферу недоверия в компании, что, в свою очередь, снижает продуктивность. Рейчел Велч, операционный директор Atlas VPN, предупреждает: «Это может привести к авторитарному стилю управления, который оказывает большое давление на сотрудников».

Как распознать депрессию? Как выявить депрессию на работе у сотрудника?

По данным исследования Kontakt InterSearch Russia, в котором участвовали топ-менеджеры и HR-директора отечественных компаний, 14% работодателей проводят мониторинг активности рабочего стола, 17% используют иные ИТ-инструменты контроля рабочего времени персонала, а 2% отслеживают передвижение сотрудников по телефонам. При этом 57% респондентов заявили, что не предпринимают никаких мер для снижения стресса у сотрудников.

Еще один фактор, влияющий на тревожность, — страх потерять работу, который подогревается новостями об экономических проблемах и банкротствах компаний. Россияне по сравнению с жителями других стран больше всех боятся потерять работу в ближайшем году. Такими опасениями поделились 75% наших соотечественников, принявших участие в исследовании Ipsos в октябре 2020 года. Такой страх сильно влияет на состояние людей: у сотрудников, ожидающих, что их уволят или понизят в должности, повышается уровень депрессивных проявлений.

Для снижения уровня тревожности специалисты британского Фонда ментального здоровья советуют в первую очередь говорить о своих чувствах и рассматривать это не как признак слабости, а как часть заботы о благополучии. Если у сотрудника есть коллеги, с которыми можно поговорить, или менеджер, который на сеансах супервизии спрашивает, как он себя чувствует, это действительно может помочь. Еще одна рекомендация — физическая активность. Регулярные упражнения могут повысить самооценку и помочь сконцентрироваться, побороть бессонницу и почувствовать себя лучше.

Фото:Владислав Шатило / РБК
Нейрофизиолог Вячеслав Дубынин — о причинах тревожности и стресса

Выгорание и поиск рабочего пространства

Другая проблема — размывание границы между рабочим временем и досугом. Это грозит привести к серьезным последствиям в разных сферах жизни, считает социолог Константин Гаазе:

«Города, спальные районы и даже времена суток изменятся, потому что надомники и удаленщики, сидя дома, не могут отделить рабочие часы от свободного времени. Все смазывается, люди без внешнего принуждения плохо соблюдают режим. Как будет выглядеть их жизнь, мы пока не знаем, не можем все угадать. Но мы точно знаем, что получать они будут меньше, а работать, к сожалению, больше».

При этом многим приходится постоянно находиться дома с детьми, престарелыми родителями и другими родственниками. «Больше всего страдают в этой ситуации семьи, которые оказались заперты в небольших квартирах со всеми членами семьи, включая детей, требующих внимания, — подчеркивает Аккиева. — В таких ситуациях найти выход непросто, ведь если оба родителя работают, каждому из них нужно отдельное пространство, не говоря уже об уединении, которое могут нарушить дети, прочие родственники и домашние животные».

Взрослые, живущие с детьми, чаще сообщают о худшем психическом здоровье, чем взрослые, живущие без детей, выяснил немецкий Институт экономики труда (IZA). При этом женщины склонны брать на себя больше обязанностей по дому и уходу за детьми, поэтому испытывают еще больший стресс. По данным опроса Blind, выполнение рутинной служебной задачи у 61% родителей отнимает времени на три часа больше, чем если бы они решали ее в офисе.

Фото:Shutterstock
Эмоциональное выгорание: что это такое и как с ним справиться

О том, как родителям справиться с возросшим стрессом, рассказывает Алина Аккиева:

«Можно приглашать няню, но это доступно не каждой семье. Здесь важно помнить, что никогда не поздно просто попросить помощи — например, пригласить бабушку посидеть с детьми или погулять с ними во время важного рабочего созвона. Если скооперироваться с родителями соседских детей, тогда гулять/сидеть с ними можно по очереди (как делали наши мамы и бабушки в советском прошлом). Часто мои клиенты для того, чтобы побыть в одиночестве, спускаются во двор и работают из машины. Это тоже может быть хорошим выходом».

Потеря чувства сопричастности

Вдали от коллег тяжело чувствовать себя частью коллектива, уверен доцент кафедры менеджмента в Университете Пенсильвании Майкл Парк:

«Цена, которую платит бизнес, — потеря чувства причастности к общей цели. Оно в значительной степени определяется прочными отношениями и возможностью наблюдать, как ваши действия и решения влияют на других».

Видеозвонки не могут полностью заменить живое общение и только еще больше выматывают. Вот что по поводу онлайн-встреч сказал в интервью BBC доцент бизнес-школы INSEAD Джанпьеро Петриглиери:

«Мы понимаем, что общаемся с кем-то, но наше тело чувствует, что это не так. Этот диссонанс, который вызывает у людей противоречивые чувства, утомляет. Вы не можете расслабиться в разговоре. Кроме того, даже если мы общаемся с друзьями, например празднуем день рождения, это не то же самое, что вживую. У людей есть разные роли, которые зависят от контекста. Раньше мы принимали эти роли в разных местах, а теперь все происходит в одной программе. Представьте, что вы идете в бар и в этом же баре разговариваете со своими профессорами, встречаетесь с родителями или с кем-то еще, разве это не странно?»

Это касается и обучения в онлайн-режиме, которое не сможет полностью заменить живое общение студентов и преподавателей, считает Константин Гаазе:

«Технические проблемы удаленного преподавания и удаленной учебы будут так или иначе решены. Можно будет валяться на лужайке и читать лекцию с автоматически генерируемой Google-презентацией. Но не будет, конечно, той составляющей, что содержится в импровизации, харизме, резонансе с аудиторией, сопутствующих преподаванию лицом к лицу. Поэтому очное преподавание останется».

Выбор между домом и офисом

Российские работники не отрицают, что у удаленной работы есть минусы, но находят и положительные моменты. По данным опроса, проведенного компанией SuperJob, 50% дистанционных сотрудников считают, что главный плюс такого формата — снижение расходов на транспорт и питание. 39% отметили, что удаленная работа позволяет снизить количество контактов с носителями инфекций. 32% респондентов назвали плюсом возможность работать отовсюду, где есть доступ к интернету.

Фото:Станислав Красильников / ТАСС
Андрей Себрант — об удаленной работе как части новой жизни

В октябре компания JLL провела опрос среди 2 тыс. офисных работников из десяти стран о том, как удаленная работа поменяла их приоритеты. Баланс между работой и личной жизнью (72%) обогнал зарплату (69%) с точки зрения важности после пандемии. Осознанный и здоровый образ жизни стал приоритетом для более чем 60% работников.

Велика вероятность того, что опыт длительной удаленной работы приведет к распространению гибридного формата, когда часть дней сотрудник работает из дома и часть — из офиса. Такой режим позволит сочетать плюсы удаленной работы и живое общение с коллегами. По данным опроса JLL, 24% сотрудников хотят работать исключительно в офисе, а 50% предпочитают гибридный подход. Николас Блум, профессор экономики Стэнфордского университета, специализирующийся на удаленной работе, считает, что после того, как пандемия утихнет, работа из дома два дня в неделю будет оптимальной для установления баланса между совместной и спокойной работой, а также для снижения стресса за счет меньшего количества поездок.

10 советов для эффективного управления командой на удаленке

Кембриджский университет выпустил инструкцию для менеджеров по удаленному взаимодействию с сотрудниками. Вот десять ключевых советов:

1. Согласуйте способы работы.

Убедитесь, что каждый член команды знает, как вы все работаете на удаленке, как информируете друг друга и насколько часто.

2. Покажите общую картину, но приготовьтесь быть гибкими.

Напомните своей команде об общей картине и о том, как в нее вписывается работа каждого сотрудника. Регулярно пересматривайте краткосрочные цели и при необходимости корректируйте их.

3. Определите взаимные ожидания и доверьтесь своей команде.

Так вы обойдетесь без микроменеджмента. Сосредоточьтесь на результатах, а не на деятельности.

4. Убедитесь, что у членов команды есть поддержка и необходимое оборудование.

Это включает, например, обучение, которое может понадобиться для использования онлайн-систем или удаленной работы. Дайте команде доступ к вашему рабочему календарю и держите виртуальную дверь открытой, чтобы сотрудники понимали, что к вам можно обратиться.

5. Регулярно устраивайте виртуальные встречи команды.

Это важно для поддержания связи в команде и отслеживания состояния друг друга. Встречи не должны быть долгими, важнее регулярность.

6. Сохраняйте ритм регулярных встреч один на один и командных встреч.

Это поможет создать структуру работы.

7. Делитесь информацией и поощряйте свою команду делать то же самое.

Без живых «разговоров у кулера» возможности получения информации ограничены. Делитесь обновлениями и идеями, полученными на других встречах и проектах, и приглашайте свою команду вести себя так же.

8. Адаптируйте свои отзывы и сообщения.

Люди могут быть более чувствительными, если они ощущают себя изолированными или обеспокоенными, поэтому учитывайте это при разговоре или в переписке. Общайтесь регулярно, а не только тогда, когда что-то идет не так, будь то информация, похвала или критика.

9. Слушайте внимательно и читайте между строк.

Находясь на расстоянии, труднее считывать невербальные сигналы (язык тела, тон), чтобы понять, что люди думают или чувствуют. Попробуйте задавать наводящие вопросы, если чувствуете, что получаете недостаточно информации.

10. Укрепляйте отношения в команде и поддерживайте благополучие ее членов.

Найдите время для бесед на повседневные темы. Это улучшает взаимопонимание, облегчает коммуникацию в группе людей, которые редко встречаются вживую, и снижает чувство изоляции.

Обновлено 12.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть