Как развить критическое мышление: подкаст «Списать не получится»

Фото: РБК Тренды
Фото: РБК Тренды
Чем критическое мышление похоже на lifelong learning, почему недостаточно владеть инструментами КМ и как развить навык для проектирования своей образовательной программы — в бонус-эпизоде подкаста «Списать не получится»

В этом выпуске подкаста разбирается статья о школьной олимпиаде с помощью методики критического мышления 5W+H. О том, что это за методика, как развить критическое мышление и не попадаться на манипуляции своего мозга мы рассказали в номере журнала РБК за январь—февраль 2021 года.

В инфополе lifelong learning попадает много медиасообщений и рекламы, которые могут смутить или отвлечь нас от собственных целей и образовательного запроса. Но как не сбиться с пути и преодолевать препятствия в своей образовательной программе?

Чтобы разобраться, какую роль играет критическое мышление в контексте lifelong learning, в гости к ведущему Максиму Буланову пришел преподаватель логики, философии и критического мышления Тарас Пащенко. Он заведует Лабораторией проектирования содержания образования в Институте образования ВШЭ и написал книгу «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» в соавторстве с основателем школы критического мышления Никитой Непряхиным.

Таймлайн беседы:

2:00 — Как связаны критическое мышление и lifelong learning

7:05 — Как понять, что ты владеешь навыками критического мышления, если даже им не учился

10:45 — Почему менять точку зрения — нормально

14:15 — Почему можно попасться на стратегии манипуляций

17:05 — Как понять, что ты чего-то не понимаешь

20:50 — Как проверять информацию

24:50 — Разбираем новость с помощью методики критического мышления

33:35 — Образовательная среда — тоже информационный пузырь?

37:05 — Как работать с текстами и людьми, которые думают, что ты не мыслишь

Несколько хайлайтов разговора

Критическое мышление — такая вещь, которую нельзя сформировать раз и навсегда. Оно развивается на протяжении всей жизни. Учитывая то, как быстро меняется информационная среда и условия, в которых мы живем, нужно развивать критическое мышление постоянно.

Модель навыков 4С (creativity, critical thinking, communication, cooperation) — это не навыки в российском понимании. В российской образовательной традиции слово навык понимают конкретным образом — это умение, доведенное до автоматизма. Но креативное и критическое мышление, коммуникация и командная работа — чуть более сложные образовательные конструкты. Это не только умения, но и знания, а самое важное, личностные установки.

Обычно с критическим мышлением связывают высокий уровень рефлексивности — готовности задавать себе вопросы о том, как я решил ту или иную задачу, на что ориентировался, когда принимал решение.

Владеть инструментами критического мышления недостаточно. Например, ты можешь хорошо понимать, чем хорошие аргументы отличаются от плохих, но при этом репостить в Facebook очевидную ахинею, выдавая ее за серьезные вещи. У тебя есть навыки, но ты их не применяешь в тех ситуациях, где нужно применять. Это говорит о том, что у человека могут быть не сформулированы те самые установки — базовый скептицизм, рефлексивность, готовность проверять факты, аргументировать свою точку зрения.

Базовые установки критического мышления закладывается не в школе, не в университете, а раньше. Например, на встречах с учителями родители часто спрашивают Тараса, как развить критическое мышление у детей. Он рекомендует развивать собственное критическое мышление. Чем выше будет уровень навыка родителя, тем выше он будет у ребенка. Взрослые демонстрируют определенные образцы поведения, работы с информацией, обоснование своих решений, дети это перенимают.

При этом важна открытость к новому (open mindedness) — готовность менять свои убеждения, при получении новой информации. Менять точку зрения — нормальная часть образования и становления человека, но для многих отказываться от своих идеалов болезненно.

Хорошая начальная позиция — осознать, что с тобой что-то не так. Если вы понимаете, что вам не хватает навыков критического мышления, значит, полдела уже сделано.

Самая большая ценность методик критического мышления в том, что ты заставляешь себя задавать вопросы. Самое сложное в критическом мышлении — встать в позицию человека, которому надо еще раз проверить информацию, провести дополнительное исследование.

Стандартные образовательные программы и учебники формируют определенную картину мира. К счастью, у современных школьников и студентов есть другие источники информации. Отсюда возникают конфликты. Например, когда дети Тараса говорят ему, что в школе объясняли так, а они вычитали в другом месте, что на деле все обстоит совсем по-другому.

Чтобы не пропустить следующий выпуск подкаста, подписывайтесь на нас в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», CastBox, или в любом другом приложении, где вы нас слушаете.

Ссылки эпизода

  1. Борислав Козловский «Максимальный репост»
  2. Роб Бразертон «Недоверчивые умы»
  3. Никита Непряхин и Тарас Пащенко «Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни»
  4. Александр Панчин «Защита от темных искусств. Путеводитель по миру паранормальных искусств»
  5. Роберт Сапольски «Биология добра и зла. Как наука объясняет наши поступки»
  6. Даниэль Канеман «Думай медленно...Решай быстро»
  7. Вячеслав Бочаров, Владимир Маркин «Введение в логику»
  8. Дмитрий Гусев «Удивительная логика»
  9. Ася Казанцева «В интернете кто-то неправ!»
  10. Дэниел Левитин «Путеводитель по лжи»
  11. Никита Непряхин «Анатомия заблуждений»

В Telegram-канале «Списать не получится» еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Обновлено 01.06.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть