Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts. А еще следите за нами в Telegram РБК Трендов — там мы делимся интересными материалами по теме.
Мы уже давно привыкли сохранять еду и делиться ей, если она нам больше не нужна: например, отдаем салат гостям или уносим с собой остатки заказа в кафе. Однако фудшеринг возможен не только на локальном уровне: этой практикой также могут заниматься супермаркеты и рестораны. Может ли фудшеринг стать повсеместной практикой в России и что для этого стоит сделать нам?
Гости выпуска — Александра Легкая, основательница проекта по спасению еды в России и Рудольф Ан, основатель сервиса eatme app.
Ведущая подкаста — Анастасия Чижевская — консультант в области устойчивого развития и блогер.
Таймлайн беседы
2:49 — Что такое фудшеринг?
3:31 — Как ваши проекты помогают спасать еду?
5:18 — Почему люди вовлекаются в фудшеринг?
6:49 — Как вовлечь кафе и рестораны в фудшеринг и легко ли это сделать?
11:26 — Как фудшеринг связан с ретейлом?
14:11 — Законодательные ограничения
15:10 — Как решить проблему перепотребления на законодательном уровне?
21:14 — Как сократить пищевые отходы дома?
24:37 — Что делать, если в моем городе нет фудшеринга?
Кто в России занимается фудшерингом и чем отличаются эти проекты?
Александра: Когда я создавала фудшеринговый проект шесть лет назад, я опиралась на похожие организации, которые существовали в Европе, но в России аналогов я не нашла. Мой проект отличается тем, что ориентируется на обычных людей, а разные заведения, которые участвуют, делают это безвозмездно.
Рудольф: Приложение eatme app помогает заведениям и ресторанам выставлять еду со скидкой, а пользователи приложения покупают эту еду и забирают ее в заведениях. Проект существует почти два года и на данный момент у нас около 470 партнеров.
Каковы преимущества у фудшеринга?
Рудольф: Зарубежные компании, с которыми сотрудничает компания eatme app, соглашались почти сразу, так как для них экологическая осознанность часто является важным фактором. Что касается российских компаний, то их в первую очередь интересует прибыль, именно поэтому в наш проект мы включили коммерческую составляющую: компании не только спасают еду, но и зарабатывают деньги.
Многие заведения не понимают, как много еды они выбрасывают, потому что не ведут учет продуктов. С помощью фудшеринга кафе и рестораны не только учатся вести статистику используемых продуктов, но и возвращают себестоимость продуктов, которые без фудшеринга были бы просто выброшены.
Александра: Мой проект является некоммерческим. Здесь нет никакой выгоды для бизнеса, поэтому большинство людей, которые пользуются фудшерингом, делают это чтобы помочь другим или просто пытаются уменьшить свой экологический след. Для партнеров, с которыми сотрудничает проект, главной мотивацией является эко-социальная повестка.
Как к фудшерингу могут присоединиться сетевые ретейлеры?
Рудольф: В Европе около 15 млн людей пользуются фудшеринг-приложениями, а многие магазины отдают еду, у которой скоро закончится срок годности, совершенно бесплатно, но в России с этим есть несколько сложностей:
- количество людей, которые знают о фудшеринге или занимаются им, намного меньше, чем количество продуктов, которые есть в российских сетевых магазинах;
- очень сложно оцифровать всю информацию о товарах, которую необходимо предоставлять по закону.
Сейчас большинство крупных мировых компаний готовы уменьшать количество отходов: например, делать специальные продукты из «уродливых» фруктов и овощей. В России работа с фудшерингом только развивается, но уже в скором будущем инвесторы будут вкладывать деньги в подобные эко-проекты.
Александра: Несмотря на то, что с ретейлом мы не сотрудничаем, многие люди заключают индивидуальные договоры с сетевыми продуктовыми: например, можно в определенный срок забирать продукты, у которых кончился или скоро кончится срок годности на складе магазина. Система везде разная: где-то нужно платить за количество килограмм, где-то — за количество вывозов. Обычно люди объединяются и делят сумму и количество продуктов поровну. Конечно же, стоит понимать, что качество зависит от бренда и типа магазина: некоторые отдают продукты хорошего качества, а некоторые отдают испорченные товары. Так как по закону магазины не имеют права продавать просроченные продукты, они заключают договор с утилизирующей компанией и эта компания уже продает покупателям.
Как сократить количество продуктов, которые мы выбрасываем?
- Начать вести учет продуктов, которые мы выбрасываем чаще всего.
- Делиться ненужной едой с друзьями или соседями.
- Вести список покупок и брать только то, что нужно.
- Хранить скоропортящиеся продукты в контейнерах.
Александра: многие покупки мы совершаем из-за голода, потому что так или иначе будем покупать больше, чем нам на самом деле нужно. Фудшеринг в идеале должен стать обычной практикой. Чтобы это сделать, можно начать с малого: например, организовать группу в своей районе, где люди могли бы отдавать еду, которая им не нужна.
Чтобы не пропускать новые выпуски, подписывайтесь на подкаст и слушайте нас в Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс.Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты», а еще в нашем телеграм-канале.
Будем рады обратной связи — пишите нам на podcasts@rbc.ru, ответы на какие вопросы вы не смогли найти и кого из экспертов хотели бы услышать у нас в подкасте.