Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Москвич на двух колесах: как в столице развивается велосипедное движение

Фото:Велобайк
Фото: Велобайк
Велосипед в Москве стал символом современных идей урбанистики. Еще семь лет назад в городе было лишь 9 км велодорожек, а сейчас двухколесный транспорт арендуют для поездок в офис и парки так же часто, как и в Нью-Йорке

В июле 2013 года в столице собрался на заседание совет Москвы по общественным пространствам — созданная незадолго до этого структура из чиновников, архитекторов и урбанистов. Совет создавался для определения внешнего облика города, а главным событием заседания стал доклад датского архитектора Яна Гейла (по итогам полуторагодового исследования российской столицы). Посетовав, что улицы и набережные находятся во власти автомобилистов, датчанин предложить отдать приоритет в центре Москвы пешеходам и велосипедистам. Так, в исследовании Gehl Architects содержались предложения расширить и озеленять тротуары, а также проложить велодорожки в радиусе 15 км от Красной площади. Для Москвы, где тогда было лишь 9 км велодорожек, идеи выглядели революционными. И хотя Тверская улица так и не превратилась в бульвар с пущенным посередине скоростным трамваем (как предлагал Гейл), львиную долю его идей воплотили в жизнь. Одним из главных символов урбанизма стало развитие велосипедного движения.

Отправной точкой можно считать 1 июня 2013 года, когда в Москве открылась первая сеть городского проката двухколесного транспорта «Велобайк». Премьера прошла на уровне: на велосипеде производства чешской компании Homeport по центру прокатился градоначальник Сергей Собянин, ранее призвавший чиновников «максимально серьезно» отнестись к предложениям Яна Гейла. Прокат заработал по системе байкшеринга: 500 велосипедов можно было брать и сдавать на любой из 30 автоматизированных станций проката.

Впервые идея системы по совместному использованию велотехники была выдвинута Луудом Схиммельпеннинком в 1967 году: голландский общественник уже тогда ставил цель сократить автомобильный трафик на улицах Амстердама. Он предлагал расставить на уличных станциях 20 тыс. велосипедов, но до реализации его идея дошла лишь в 1999 году. Тогда на улицах Амстердама появилось 5 станций с 250 велосипедами, которые можно было брать с помощью смарт-карт голландского Postbank. Пилотный проект прожил недолго, но в 2002 году рекламная корпорация JCDecaux с помощью Схиммельпеннинка запустила схожий сервис в Вене (сейчас Citybike Wien), а затем проект Vélo'v в Лионе и парижский Vélib' — крупнейший в Европе.

Продолжение статьи читайте на сайте проекта РБК+

Москвич на двух колесах: как в столице развивается велосипедное движение