ИИ-агенты, ЦОДы и облака: главные драйверы технологического будущего

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
На форуме РБК Tech 2025 представители технологических компаний и государственных органов обсудили главные тренды цифровизации. Среди них — рост ИИ-решений и потребности в инфраструктуре, которая обеспечивает их работу

Что происходит

  • Эксперты РБК Tech 2025 отмечают, что интерес к искусственному интеллекту растет. По информации компании «Билайн», 95% компаний не могут внедрить генеративные нейросети из-за неподготовленности собственных процессов, а не из-за ограничений технологии.
  • Часть представителей бизнеса по-прежнему воспринимают ИИ как чат-бота для решения всех проблем. На практике алгоритмы машинного обучения используются для множества прикладных задач — от аналитики и антифрода (систем для предотвращения мошеннических операций) до видеоанализа.
  • Также на рынке развивается сегмент ИИ-агентов. Это интеллектуальные системы, способные полностью выполнять целые процессы без участия человека. Для их эффективного запуска компаниям нужно навести порядок во внутренних системах.
  • Цифровая трансформация требует надежной технологической базы — дата-центров, облачных хранилищ и скоростных каналов связи. Такие решения позволяют обрабатывать большие объемы информации.
  • Рост мощности IT-инфраструктуры увеличивает потребление энергии и затраты на охлаждение серверов. Поэтому компании ищут новые технические решения, чтобы сократить расход ресурсов и сделать работу центров обработки данных (ЦОДов) более энергоэффективной.

    Например, компания «Билайн» разместила свой дата-центр в Ярославле, где среднегодовая температура на 2–3 °C ниже, чем в Москве. За счет этого и применения технологии фрикулинга — естественного охлаждения наружным воздухом — удалось сократить энергопотребление. Растет интерес бизнеса и к небольшим модульным ЦОДам. Их можно развернуть без крупных вложений.

  • Справиться с дефицитом мощностей помогают новые форматы хранения и обработки данных. Компании все чаще используют свои дата-центры в сочетании с облачными сервисами. С помощью облаков можно быстро подключать дополнительные ресурсы для краткосрочных задач.
  • «Минцифры выступает инициатором использования облачных решений для других министерств и ведомств. Государство здесь идет впереди и выступает одним из драйверов роста рынка ЦОДов», — отмечает Александр Шведов, директор по работе с государственными заказчиками «Билайна». Так, в цифровом комплексе «Гособлако» Минцифры работают 110 государственных систем и 30 федеральных ведомств. На платформе хранится свыше 50 петабайт данных.
  • Александр Шведов поясняет, что частая ошибка компаний — перегрузка существующих мощностей или необоснованное строительство новых центров. Лучше начать с аудита текущей инфраструктуры, определить реальную нагрузку и только затем планировать расширение.

РБК Tech 2025
РБК Tech 2025 (Фото: Олег Акентьев / РБК)

Что это значит

Потребности бизнеса в дата-центрах растут, но темпы роста рынка ЦОДов снижаются. В 2024 году в России было введено 10,9 тыс. новых стойко-мест (единица измерения вместимости дата-центра), а в 2025-м ожидается прирост только на 4,6 тыс. На динамику рынка в первую очередь влияют экономические факторы, в том числе ключевая ставка ЦБ и возможности импортозамещения.

Технический директор компании Selectel Кирилл Малеванов отмечает, что ЦОДы имеют первоочередное значение для ИИ-разработок. Они концентрируют инженерные компетенции, обеспечивают подачу энергии и отвод тепла от вычислительных систем. Работа таких центров требует высоких компетенций специалистов, так как стоимость оборудования достигает десятков тысяч долларов.

С развитой инфраструктурой бизнес может быстрее внедрять решения на базе искусственного интеллекта — в том числе ИИ-агентов. По данным консалтинговой компании Deloitte, уже в 2025 году четверть компаний в мире, использующих нейросети, запустят пилотные проекты агентного ИИ или прототипы таких решений. К 2027 году доля таких предприятий достигнет 50%. В России на ИИ-агентов уже в 2025 году приходится почти треть рынка ПО в сфере искусственного интеллекта.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 ИИ-агенты: что это такое и как они работают

Подходы к внедрению автоматизации различаются в зависимости от размера компании. Крупным предприятиям требуются комплексные проекты с настройкой «под ключ». Малому и среднему бизнесу обычно нужны решения для конкретной задачи, например подключения команды к CRM-системе.

Благодаря автоматизации компании действуют эффективнее и выводят клиентский сервис на новый уровень.

«Сервис 24/7 — уже стандарт. Возможность решить проблему условно в три часа ночи из аэропорта — это то, что сильно меняет клиентский опыт. Клиенты ценят, когда в любое время в любом месте они могут получить поддержку незамедлительно», — добавляет Олег Конорев, директор департамента развития машинного обучения и искусственного интеллекта «Билайна».

Новые стандарты сервиса будут влиять и на сами ИИ-продукты, и на работу специалистов. Хотя нейросети не заменят сотрудников, с его помощью они будут работать эффективнее.

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 07.11.2025
Авторы
Теги
Ксения Мишарина
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть