
Обзор рынка
Объем фармацевтического рынка России в 2024 году, по расчетам маркетингового агентства DSM Group, составил 2,45 трлн руб. (данные только по лекарственным препаратам, без учета косметических средств и БАД), что на 10% больше, чем в 2023 году. Драйвером роста были аптечные продажи, тогда как госзакупки имели слабую положительную динамику, отмечают аналитики.
В 2025 году, по прогнозам, рынок превысит планку 2,8 трлн руб. (+14% год к году) в основном за счет государственных программ, плановое финансирование которых составляет 1 трлн руб.
«С 2015 года наблюдается устойчивый тренд на увеличение доли рынка, занимаемой препаратами, произведенными в России как в количественном, так и в денежном выражении, — отметил доцент кафедры промышленной фармации Института профессионального образования Первого МГМУ имени И.М. Сеченова Сергей Еремеев. — Начав с 25–27% рынка, доля произведенных в России препаратов превысила 45% в этом году в финансовом выражении. В количественном выражении рост составил порядка 15 процентных пунктов: с 55 до примерно 70%».
Это результат действия инструментов, поддерживающих локализацию и российские предприятия, поясняют в DSM. Российские производители обладают преимуществами в госзакупках (механизм «второй лишний» ставит отечественные лекарства в приоритет) и дополнительными возможностями при индексации препаратов из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
Драйвером локализации производства лекарств и импортозамещения фармацевтических субстанций является Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2030 года («Фарма 2030»), принятая правительством РФ в июне 2023 года.
Производство лекарств в России имеет позитивную динамику, говорится в отчете DSM за 2024 год. Как следует из данных Росстата, объем производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и ветеринарии, увеличился в 2024 году на 18% по сравнению с предыдущим годом. В 2023 году прирост был менее 2%.
Дженерики
Дженерики (аналоги оригинальных препаратов) становятся ключевым драйвером российского фармрынка, констатируют в DSM. В 2024 году рост продаж в этом сегменте (+12,4%) превысил показатели оригинальных препаратов (+5,9%). Прогнозируется сохранение этой тенденции в ближайшие годы: к 2030 году доля дженериков на рынке в денежном выражении может достигнуть 67%.
Рост обеспечивается за счет небрендированных и локализованных лекарств, в том числе в рамках политики импортозамещения, подчеркивают в DSM: уже в 2025 году отечественные препараты могут занять более 60% рынка дженериков в денежном выражении.
Дженерики — мировой фармацевтический тренд: в развитых странах в денежном выражении их доля достигает 70%, а в Китае доходит до 90% от общего объема лекарственных средств, обратил внимание Олег Минаков, генеральный директор компании «Озон Фармацевтика» (первое место среди отечественных дженерических компаний на аптечном рынке по оценке DSM).
Отечественные компании обладают всеми необходимыми компетенциями, оборудованием и кадрами для производства любых видов дженериков, подчеркнул Сергей Еремеев. «К настоящему времени среду производителей дженериков по праву можно называть высококонкурентной, что, с одной стороны, оказывает давление на цены, с другой стороны, вынуждает производителей обращать все большее внимание на качество выпускаемых препаратов», — заметил эксперт.
По словам Олега Минакова, дженерики, как правило, стоят значительно дешевле оригинальных препаратов, что делает их более привлекательными для потребителей, тем более что в России цена на лекарства играет важную роль в принятии решений о покупке. «Средняя стоимость оригинального препарата в 2024 году составила на российском аптечном рынке около 800 руб., а дженерик отпускался в среднем по 300 руб.», — отметил он.
При этом речь идет не только о финансовой доступности, но и о высоком качестве, продолжает Олег Минаков: «Качество дженериков и их эквивалентность оригинальной продукции — это особо важные вопросы, которым уделяется пристальное внимание как со стороны производителя, так и со стороны государства — все строго регламентировано и зарегулировано».
Важный тренд, по словам Сергея Еремеева, четкое осознание государством критической важности обеспечения населения необходимым минимумом препаратов. «В 2022 году многие больницы испытывали проблемы с базовыми антибиотиками, что намного страшнее для системы здравоохранения в целом, чем потеря некоторого количества самых современных препаратов», — отметил Еремеев.
Кроме того, компании чувствуют заинтересованность государства и повышение доверия населения к своей продукции и отвечают как расширением ассортимента, так и готовностью в максимально короткие сроки заменять ушедшие с рынка зарубежные препараты, добавил эксперт.
Государство активно поддерживает производство дженериков как часть стратегии по эффективному использованию бюджетных средств на цели здравоохранения, обратил внимание Олег Минаков. «Стабильное локальное производство и высокие стандарты качества дают возможность пациентам своевременно и непрерывно принимать необходимые лекарства без риска оказаться перед пустой полкой из-за трудностей в поставках иностранного препарата», — резюмировал он.
Оригинальные препараты
Доля оригинальных препаратов на рынке снижается за счет увеличения веса дженериков в аптечных продажах, сообщают в DSM. Показатели этого сегмента в 2024 году — 38,3% в стоимостном выражении и 12,6% в натуральном. Выводимые на рынок оригинальные препараты имеют высокую стоимость и чаще всего оказываются импортными, констатируют аналитики. По данным DSM, в 2024 году на розничном рынке появились 36 оригинальных новинок, при этом всего в оборот были вовлечены около 400 новых брендов.
В стоимость оригинальных препаратов заложены затраты на исследования и разработку, патентные права и маркетинг, поясняет Олег Минаков. «Производство оригинального препарата — это многолетние научные разработки и колоссальная цена ошибки. Да, успешный патентованный препарат покрывает все издержки и риски, но только если получает доступ к достаточному рынку», — говорит он.
Число компаний, имеющих в портфеле свои инновационные препараты, в России пока незначительно, но постепенно увеличивается, отмечает Сергей Еремеев. «Можно констатировать, что государство активно поддерживает создание и исследование новых препаратов. У индустрии есть серьезный запрос на увеличение этой поддержки, например на получение субсидий для проведения клинических исследований, но этот вопрос пока не решен», — рассказал эксперт.
В производстве инновационных оригинальных препаратов тренды задает растущая конкуренция, считает директор по исследованиям и разработкам компании «Валента Фарм» Гермес Чилов. По его словам, новых разрабатываемых препаратов становится больше. И на первый план выходит не только соперничество оригинальных препаратов с воспроизведенными, но и конкуренция среди разных классов лекарственных средств: препараты химического происхождения могут соперничать с биотехнологическими лекарствами.
«Исходя из понимания конкурентного окружения, производитель в рамках своей R&D-деятельности может спрогнозировать, сколько возможно инвестировать в разработку, ведь существуют конкуренты, которые могут в конечном счете оказаться не менее эффективными и безопасными, а главное — более дешевыми. В этом отношении подходы к фармацевтической разработке стали более детальными», — отметил Гермес Чилов. Кроме того, с 2022 года российские производители активно работают над глубокой локализацией, а именно при производстве оригинальных препаратов она способна дать качественный дополнительный толчок, добавил он.
«В целом, несмотря на некоторые подвижки с разработкой инновационных продуктов, нам стоит смотреть на вещи объективно: наипервейшая задача на сегодня — это обеспечение населения России всем спектром базовых препаратов, желательно с максимально возможной степенью локализации», — подчеркнул Сергей Еремеев.
Биотехнологические препараты
Биотехнологии становятся одним из приоритетов отрасли, свидетельствует исследование DSM. По прогнозам, рынок биотехнологических препаратов вырастет в 2,1 раза с 2024 по 2030 год. Ключевым драйвером роста эксперты называют биосимиляры (дженерики в сфере биотеха): их доля увеличится с 44% в 2024 году до 60% к 2030 году, уверены эксперты. По данным DSM, онкология лидирует среди терапевтических направлений, занимая 56% рынка биотехнологических препаратов.
С 2022 по 2032 год из-под патентной защиты вышли и выйдут десятки высокоэффективных и дорогих биотехнологических препаратов, в основном антител, отметил Сергей Еремеев. Российские компании, по его словам, активно готовятся производить биосимиляры, а сдерживающим фактором для выпуска первых серий препаратов является окончание клинических исследований и регистраций препаратов. «В отличие от дженериков, вывод на рынок биосимиляров — процесс долгий и дорогой, — пояснил эксперт. — Стоимость вывода на рынок дженерика — примерно 10–18 млн руб., и это занимает не более трех лет с момента принятия компанией решения о выпуске препарата. Для биосимиляров цена входа начинается от 800 млн руб. и доходит до 2–2,5 млрд руб. и может потребовать до семи лет исследований».
«Сейчас наступает волна завершения сроков патентной защиты на целый ряд биотехнологических бестселлеров, которые пока в России представлены преимущественно дорогостоящими иностранными препаратами. Это значит, что отечественные производители могут выводить на рынок крайне востребованные препараты, делая лечение сложных аутоиммунных и онкологических заболеваний гораздо более доступным, — отметил Олег Минаков. — А меры государственной поддержки отечественных производителей будут способствовать увеличению доли именно российских препаратов».
«Я ожидаю в ближайшие три-пять лет значительного увеличения ассортимента отечественных биофармпрепаратов, в первую очередь биосимиляров, но также и ряда новых отечественных разработок, — прогнозирует Сергей Еремеев. — Скорее всего, в результате западные компании потеряют существенную долю рынка, особенно в сегменте госзакупок».
Фармсубстанции
Стратегия «Фарма 2030» делает важный акцент на импортозамещении активных фармацевтических субстанций (АФС). Как указано в документе, доля российской продукции в списке стратегически значимых лекарственных средств (СЗЛС), производимых по полному циклу (включая синтез фармсубстанции), должна быть увеличена с 67,44% в 2022 году до 80% в 2030 году.
Многие объявленные в 2024 году производственные проекты касаются выпуска фармсубстанций либо производства полного цикла, включающего синтез АФС, отмечают в DSM. Кроме того, с 1 сентября 2025 года механизм «второй лишний» должен вступить в силу для локальных производителей АФС. С этой даты при закупке препаратов из перечня СЗЛС преимущества будут отдаваться только российским производителям полного цикла.
«Локализация производства фармацевтических субстанций — одно из ключевых направлений развития индустрии, необходимых для обеспечения лекарственной безопасности. В связи с этим в рамках государственной поддержки приоритет отдается проектам полного цикла — от синтеза активных ингредиентов до выпуска готовой продукции», — говорит директор по экономике здравоохранения «Р-Фарм» Александр Быков.
«Основной проблемой остается прозрачность определения происхождения субстанции, — уточняется в отчете DSM за 2024 год. — Сейчас необходимо произвести минимум одну стадию видоизменения молекулы на территории ЕАЭС, чтобы субстанция считалась отечественной. Этим могут воспользоваться недобросовестные производители, которые могут использовать, например, субстанцию китайского происхождения, провести ее доочистку и в результате этого неоправданно получить преференцию в тендере».
«Компетенции современной химической промышленности, причем как российской, так и зарубежной, «уравнивают в правах» различных фармпроизводителей, — считает Гермес Чилов. — Дело в том, что компоненты для производства готовых лекарственных форм, интермедиаты для конечных стадий химического синтеза фармацевтических субстанций становятся доступнее. Это выгодно с точки зрения развития системы здравоохранения и лекарственной безопасности, поскольку при наличии необходимого уровня квалификации, а также источников финансирования, срок выпуска нового препарата сокращается. Пациенты быстрее получат необходимую терапию. Это позитивный фактор, который дает импульс фармацевтической отрасли к разработке и запуску инновационных оригинальных лекарственных препаратов».
Экспорт
Стратегия «Фарма 2030» предполагает увеличение экспорта российских лекарств с $1,28 млрд в 2022 году до $3,4 млрд в 2030 году. В документе фиксируются существенный экспортный потенциал в развивающихся странах (страны Латинской Америки, Африки, Юго-Восточной Азии) и преимущественный доступ к рынкам Евразийского экономического союза.
За последние пять лет пик экспорта фармпродукции пришелся на 2021 год — $2,67 млрд, за два года (2022–2023) он снизился до $0,99 млрд, сообщали в Центре отраслевой аналитики ГИЛС и НП в 2024 году (эксперты тогда отмечали прекращение поставок за рубеж вакцины для профилактики COVID-19). Точных данных за 2024 год нет, в СМИ сообщалось (со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы) о 7-процентном росте за первые девять месяцев и приводилась предварительная экспертная оценка годового объема продаж за рубеж — 180 млрд руб.
«Российская фармацевтика постепенно формирует устойчивое присутствие на международных рынках, и речь все чаще идет не только о расширении географии поставок, но и о включении отечественных разработок в глобальную конкуренцию за технологическое лидерство, — утверждает Александр Быков. — Выход на внешние рынки становится важным драйвером для развития отрасли, поскольку именно экспорт позволяет обеспечить рентабельность крупных инвестиционных проектов в НИОКР. В последние годы увеличивается доля препаратов, разрабатываемых с расчетом не только на внутреннюю потребность, но и на международный спрос».
Последние годы можно слышать об интересе к выходу или выходе российских фармкомпаний на рынки стран СНГ, Африки и Ближнего Востока, иногда упоминаются Куба и страны Южной Америки, напомнил Сергей Еремеев. «Читая пресс-релизы, можно видеть рост продаж на зарубежных рынках на десятки и даже сотни процентов. Но это не должно вводить нас в заблуждение — сказывается эффект низкой базы. Для многих компаний продажи на зарубежных рынках составили 2–5% от выручки за прошлый год», — уточнил эксперт.
Некоторые компании считают, что экономически осмысленно экспортировать более маржинальные биосимиляры и онкопрепараты, а тягаться с Китаем и Индией на рынке низкомолекулярных дженериков крайне тяжело, говорит Сергей Еремеев. «В целом хотелось бы видеть вовлеченность государства в этот процесс и, возможно, даже лоббирование интересов нашей фармы за рубежом. Это не только статья экспорта, которая может в будущем заменить часть выпадающих нефтегазовых доходов, но еще и возможность влияния на государства, если доля наших препаратов на рынке станет значительной», — резюмировал эксперт.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.