Чего хотят молодые люди
К осени 2022 года Агентство стратегических инициатив (АСИ) планирует разработать Стандарт вовлечения молодежи в социально-экономическое развитие. По словам руководителя центра молодежных инициатив АСИ Александра Вайно, Стандарт необходим «для более качественного вовлечения перспективных молодых кадров в социально-экономическое развитие и проектирование родных регионов».
В пилотном режиме его внедрят в пяти субъектах: Удмуртии, Новгородской и Тульской областях, Камчатском крае и Ямало-Ненецком автономном округе. В этих регионах опыт работы с молодежью — наиболее успешный, рассказывает Вайно. Поэтому в разработке Стандарта участвовали их представители.
Перед разработкой документа АСИ проанализировало запросы российской молодежи. Согласно исследованию (в нем приняли участие более 88 тыс. респондентов), проведенному вместе с Strategy Partners Group и VK Group, самое главное для молодых людей — экономические возможности и самореализация.
Среди ключевых проблем российских регионов они выделяют: потенциально низкий уровень доходов, плохую доступность рабочих мест, в том числе по специальности, недоступное жилье, качество медицинского обслуживания, высокую стоимость услуг и лекарств.
Что предлагают молодые люди
Молодежь не просто видит и критикует проблемные точки своих регионов — ребята предлагают конкретные проекты по улучшению ситуации. На форум «Сильные идеи для нового времени», который организовали АСИ и «Росконгресс», российская молодежь выдвинула почти 1,3 тыс. инициатив — 6,5% от общего числа поданных идей. Некоторые из них попали в топ-100:
- Экосистема «Импакт-инженер»
Универсальная модель инженерно-инновационных классов, которая позволяет использовать любую площадку региона как место для реализации идей, стартапов, проектов.
Основатель проекта Герман Янгалин (учится в Бауманке на аэрокосмического инженера) рассказывает, что идея пришла ему в голову еще в школе. Он увидел нехватку площадок для реализации прорывных идей и разработал концепцию экосистемы: лекции можно слушать в инженерном классе, проходить практику в технопарке, готовится к олимпиадам и научной работе в университетской лаборатории, проводить эксперименты — в НИИ.
«У вас появляется полный цикл возможностей, выбор предметов, курсов, тематики. Мы создаем распределенно-инженерное обучение», — отмечает Янгалин.
Для формирования инженерно-инновационных классов не требуются миллионы, подчеркивает он. Один такой класс будет стоить не больше 300 тыс. руб. Предполагается, что технолидеров, инноваторов и изобретателей начнут выращивать с детского сада, а по окончании школы они станут готовыми специалистами.
Акцент при этом делается на обучении российскому ПО, поддержке стартапов в регионах, возможности оформления патентов, внедрении инноваций.
«Моя цель — сделать Россию самой инновационной страной в мире», — говорит Янгалин. За несколько лет он планирует открыть 700 инженерно-инновационных классов.
Реализация проекта позволит выпустить 5 млн инноваторов-изобретателей, обеспечить свыше 1 млн результатов интеллектуальной деятельности, более 1 млн результатов по грантам, научным публикациям и исследованиям.
Работа над концепцией ведется три года. В пилотном режиме проект запустят в августе 2022 года в Уфе и Коврове. Его уже высоко оценили в «Ростехе» и Национальной технологической инициативе. Янгалин рассчитывает на поддержку АСИ в вопросе налаживания связей с региональными структурами и научными организациями.
- Мобильное приложение «Город без границ»
Приложение позволяет людям с ограниченными возможностями построить маршрут, огибающий высокие бордюры и лестницы. В нем создается цифровая карта города с указанием всех особенностей ландшафта и информацией о доступном для перемещения оборудовании.
Руководитель проекта, выпускница Уральского филиала РАНХиГС Виолетта Журавская, сама передвигается на коляске. По ее словам, работа над проектом ведется с 2019 года.
Сначала «Город без границ» поддержала команда социальных предпринимателей «Атмосфера» из РАНХиГС. Проект выдвинули на Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE. Затем он получил грант в 1,2 млн руб. от «Русской медной компании» на создание приложения и предпосевные инвестиции от фонда «Молодежная предпринимательская инициатива» в размере 3,2 млн руб.
«В ближайшее время мы получим финансирование и выйдем на рынок Екатеринбурга, предварительно оценив городскую среду на предмет доступности для передвижения людей с ограниченными возможностями здоровья. Стратегический план — масштабирование продукта на все регионы России», — рассказывает Виолетта Журавская.
Приложение «Город без границ» уже доступно для скачивания на GooglePlay и AppStore.
Благодаря сотрудничеству с АСИ проект получил запрос от департамента транспорта Москвы и договоренности с сильными командами технических специалистов, отмечает Журавская. Кроме того, важна помощь в продвижении: команда «Города без границ» только за последние месяцы поучаствовала в ПМЭФ, «Архипелаге-2022» и форуме «Сильные идеи для нового времени».
«Также мы планируем воспользоваться сервисом АСИ «Смартека» для масштабирования некоторых решений», — говорит Виолетта Журавская.
- Тестовая экономическая зона в университете
Проект предполагает создание новой формы юрлица — Учебной коммерческой организации (УКО). Учредитель УКО — университет, руководитель — студент. Проект призван помочь молодым людям продвигать научно-технологические инициативы, а вузам — более прозрачно осуществлять инвестиционную деятельность.
Автор инициативы, начальник отдела стратегических коммуникаций РЭУ имени Плеханова Екатерина Иванилова отмечает, что у многих студентов университета уже есть проекты на стадии рыночной апробации. Они приходят с запросом на выделение помещения, использование оборудования, юридические консультации. Но университетские инструменты поддержки стартапов ограничены, есть только гранты, а этого недостаточно, сетует Иванилова.
«Отсюда родилась идея — создать тестовую экономическую зону на базе РЭУ имени Плеханова», — рассказывает она. По ее словам, в этой зоне университет инвестирует в проект студента, становится его соучредителем и гарантом.
Студент получает полный спектр поддержки, а университет увеличивает число выпускников-предпринимателей с 5% до 10%, в том числе в части научно-технического предпринимательства.
Управление цифровой трансформации — подразделение РЭУ, которое занимается развитием молодежного внутривузовского предпринимательства, цифровой трансформацией и киберспортом — работало над решением проблемы с января 2021 года. В апреле 2022 года при участии управленцев и юристов родился сам проект.
Его пилотирование начнется в конце 2022 — начале 2023 года, сообщил соавтор инициативы, начальник Управления цифровой трансформации РЭУ имени Плеханова Михаил Начевский.
Он отмечает, что АСИ дает экспертизу проекта «высокого уровня» и выступает в качестве площадки для взаимодействия со всеми стейкхолдерами.
- Онлайн-сервис аренды госимущества «Госпартнер»
Проект альтернативного механизма аренды государственной недвижимости. Инициатива призвана упростить аренду для начинающих предпринимателей.
Предприниматель выбирает объект на интерактивной карте. При этом он видит минимальный порог аренды, рассчитанный ИИ, и может выбрать подходящие для себя условия. Затем, если претендентов несколько, проводится аукцион. В итоге между государством и предпринимателем заключается smart-контракт. Получаемая на объекте выручка распределяется между государством и бизнесом автоматически. Предприниматель платит процент от выручки, но только если она есть.
Автор проекта, директор Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края Андрей Дымченко увидел, что на рынке аренды недвижимости произошли сильные изменения — из-за снижения спроса появилось много пустующих объектов. Еще одна проблема — неэффективное использование госимущества.
«Задача нашего проекта: убыточные объекты вывести в ноль или прибыль, объекты «в нуле» — вывести в «плюс», а прибыльные объекты сделать сверхприбыльными. И все это за счет ухода от арендных платежей и перехода на партнерский процесс «процент от выручки», — отмечает Дымченко.
Решение повысит доход с госимущества на 15%, поднимет доверие к государству и простимулирует развитие малого бизнеса, перечисляет он.
Команда работала над проектом чуть больше года, в пилотном режиме он запущен в июле. Для полноценного запуска нужно получить статус «экспериментального правового режима». В России такой статус имеют лишь три компании, утверждает Андрей Дымченко.
«Наша задача — получить статус в 2022 году. Рассчитываем на то, что АСИ поможет нам ускорить процесс», — говорит он.
Как поддерживают молодежные проекты в России
Сегодня существует множество мер поддержки молодежных инициатив. Это и образовательные треки, и непосредственно возможность получения средств на реализацию своих проектов в рамках грантов, это и социальный бизнес, и высокотехнологичный бизнес, и серийные предпринимательские проекты, перечисляет член генерального совета «Деловой России», основатель проекта «Фабрика предпринимательства» Айдар Булатов.
По его оценке, количество мер поддержки и тех, кто ими пользуется, ежегодно растет. Меры востребованы и достаточно эффективны, считает Булатов.
«Очень важно, чтобы предпринимательский опыт молодежь получала в как можно более раннем возрасте. Нужно вводить в школьную программу правила создания и управления своими проектами. Это качественно повысило бы уровень самих проектов и взаимодействие участников в них. И, конечно же, важный элемент в развитии молодежных проектов — это наставничество. Данный инструмент существенно повышает реализуемость и практичность молодежных проектов», — говорит эксперт.
Венчур для молодежи
«Молодежная предпринимательская инициатива» — частный венчурный фонд, один из инструментов поддержки молодежных проектов. Его капитал составляет 1 млрд руб. Основной инвестор — председатель «Деловой России» и группы компаний «Р-Фарм» Алексей Репик. На инвестиции в размере от 500 тыс. до 50 млн руб. может претендовать стартап в любой сфере, главное условие — возраст лидера проекта от 14 до 24 лет.
Чтобы отправить заявку, молодым предпринимателям необходимо зарегистрироваться на платформе «Конструкториум». Ее разработал Центр молодежных инициатив АСИ.
В 2021-м первыми тремя проектами, получившими финансирование, стали:
- TerraFarm (Кемеровская область) — «умные» горшки с автоматическим регулированием климата
- MindGap (Челябинская и Калининградская области) — чат-боты, которые мотивируют правильно питаться, повышают качество сна и улучшают память
- SkyJump (Московская и Ростовская области) — программа спортивных групповых тренировок на батутах для людей в возрасте от 9 до 60 лет
Гендиректор фонда Андрей Фролов отмечает, что путь от питча до получения финансирования проходит примерно 10% проектов. При этом сами проекты «очень диверсифицированы»: помимо ИТ, в которой традиционно активность немного больше, представлены сфера услуг, общепит, производство и даже разработки научного оборудования. После получения инвестиций фонд продолжает активно взаимодействовать с проектом, подчеркивает Фролов.
«С момента старта фонда мы получаем большое количество обращений. Причем проекты разнообразные и очень интересные. Сложно оценить молодежь в целом, но активных и инновационных молодых людей, тех что «с огоньком в глазах», довольно много», — утверждает он.
Главная задача государства — помочь молодому человеку пройти путь от микробизнеса к малому и среднему предприятию, преодолеть так называемую «долину смерти», когда 90% предприятий в течение трех лет закрываются, добавляет председатель комитета «Опоры России» по молодежному предпринимательству Артем Андросов.
Но правительственные гранты для молодых предпринимателей появились только в этом году, продолжает он. Например, в Чебоксарах сейчас для молодежи проводятся мастер-классы, а под их проекты выделяется сумма в 5 млн руб. Молодые предприниматели могут претендовать на грант до 500 тыс. руб. В регионах это происходит в первый раз в рамках проекта «Мой бизнес» или Центров инновации социальной сферы.
«Сложно считать меры поддержки достаточными и эффективными. Моя личная позиция: намного лучше было бы выделять не гранты, а, допустим, беспроцентные возвратные кредиты. Тогда доступная сумма была бы больше. Была бы рециркуляция этих средств. И молодые предприниматели начали бы понимать ценность денег», — комментирует эксперт.
Еще одна проблема — молодым предпринимателям очень сложно получить ипотеку. Они, по словам Андросова, в отличие от чиновников или работников частных корпораций, попадают в одну их самых рискованных категорий заемщиков. «Это не стимулирует молодежь на выбор предпринимательского пути», — считает он.
Что изменит Стандарт
Александр Вайно из АСИ сообщил, что к концу 2024 года Стандарт вовлечения молодежи в социально-экономическое развитие появится во всех регионах.
«Несмотря на то, что Стандарт носит рекомендательный характер, мы уверены, что он изменит существующую модель взаимодействия региональной администрации с молодежью, поможет расширить сообщество активных молодых людей, перспективных проектировщиков «своей среды», а также снизит внутреннюю миграцию», — говорит Вайно.
Молодые люди будут знать, что их голоса имеют вес, станут инициативнее и начнут смотреть на социально-экономические процессы региона с точки зрения потенциальных участников, заключает представитель АСИ.