Беспилотники на дорогах, «умные» светофоры, интеллектуальное дорожное покрытие, машинное «общение» между автомобилями и дорожной инфраструктурой, автоматизированное распределение потоков по городским магистралям, чтобы минимизировать пробки. Все перечисленное и многое другое — часть интеллектуальных транспортных систем (ИТС), которые все активнее внедряют российские города. Что из этого — уже обыденность, а что — пока только киберпанковые фантазии?
Как дорожные датчики меняют городской транспорт
— Расскажите, что такое интеллектуальные транспортные системы? Как они устроены?
— Мировое население, а вместе с ним и количество личных авто, автобусов, грузовиков и другого транспорта, растет. Чтобы избежать пробок, сократить количество аварий и в целом увеличить комфорт водителей и пассажиров, создаются интеллектуальные транспортные системы (ИТС) — они собирают всю информацию, связанную с дорогами и дорожной инфраструктурой, помогают управлять трафиком.
ИТС представляют собой целый комплекс современных информационных, коммуникационных и телематических технологий, и главное — технологий управления. По сути, в городе создается современная цифровая инфраструктура для управления дорожным движением и повышается эффективность управления транспортным комплексом.
Один из простых примеров — датчики ГЛОНАСС, которые следят за перемещением и положением городского транспорта, в том числе автобусов, коммунальной техники. Также ИТС могут получить информацию о количестве пассажиров: если людей стало больше, то на линию выведут дополнительный транспорт.
Внедрение решений ИТС позволяет людям быстрее добираться в точки назначения, повысить безопасность и комфорт водителей и пассажиров, оптимизировать использование дорожной сети.
— Как еще ИТС помогают людям в повседневной жизни? Можете привести примеры?
— В обычной жизни непросто заметить, как некие датчики или цифровые системы помогают пользоваться дорогами. Но, например, благодаря ИТС специалисты могут понять, как людям быстрее добраться из точки А в точку Б на разном транспорте. Так появляются пересадочные маршруты — пассажиру достаточно купить один билет, чтобы использовать и автобус, и трамвай.
Также ИТС помогают аналитикам и разработчикам приложений-навигаторов. Получив информацию о том, когда и где бывают пробки, сервисы строят более оптимальные маршруты. Это помогает водителям быстрее добираться до работы или дома.
Другой пример использования ИТС — предотвращение аварий. Иногда бывает так, что на одном из участков трассы идет ремонт, но водители не знают об этом. В результате машина не успевает сбавить скорость и попадает в яму. ИТС помогают избежать таких аварий: данные поступают на сервера приложений-навигаторов, которые предупреждают о ситуации на дороге.
Что такое экосистема ИТС и как она работает в России
— Как ИТС появились в России? Есть ли здесь своя специфика?
— В нашей стране ИТС стали развиваться позже, чем в Европе или США. Дело в том, что на Западе пробки стали проблемой еще в 1970-е годы, поэтому и бороться с ними начали раньше. Например, личным авто ограничили въезд в центр городов, а вдоль крупных дорог появились камеры для контроля потока машин. При этом камеры, датчики и другие гаджеты появлялись по отдельности, и только потом их интегрировали в единую экосистему, из которой выросла ИТС.
В России количество машин начало расти с 1990-х годов, поэтому внедрение камер, датчиков и других систем запустили во второй половине 2000-х. Эта задержка помогает нам избежать ошибок, с которыми столкнулись в других странах — например, внедрять ИТС частями. Вместо этого мы уже сейчас строим ИТС в виде единой экосистемы.
— А в чем суть этой экосистемы? Из каких частей она состоит?
— По замыслу Минтранса, ИТС в России будут выстраиваться «снизу вверх» — от муниципального уровня к региональному, а затем и к федеральному. На уровне городов и поселков будут внедряться подсистемы, которые позволят управлять дорожным движением, информировать людей о ситуации на дорогах, контролировать состояние дорог, а также принимать средства на платных участках.
Далее информация из муниципалитетов собирается на уровне регионов в интеграционную платформу. Она позволит получать данные из подсистем, анализировать и распределять их, а затем на основе повторяющихся событий выстраивать автоматические алгоритмы.
Объясню на примере. Допустим, на платформу поступила информация от метеомониторинга: «С северо-запада движется циклон, поэтому скоро будет похолодание». Эта информация анализируется, а затем формируется предупреждение для дорожных служб: «Внимание, завтра ожидается гололед, нужно обработать улицы и дороги песко-соляной смесью». Точно так же предупреждаются и аварийные службы, чтобы они были готовы выехать на места возможных ДТП.
Еще одно важное преимущество ИТС — она позволяет моделировать различные ситуации и прогнозировать результат. В итоге мы можем точно определить, как именно то или иное событие повлияет на дорожную ситуацию. Например, перекрывая улицу на ремонт полотна, мы можем рассчитать, как лучше организовать движение в объезд, чтобы минимизировать пробки, или как строительство новой развязки повлияет на трафик. Может оказаться, что почти никак: тогда нужно будет искать другие варианты, зато бюджетные деньги будут сэкономлены.
— Можно ли сказать, что московская ИТС для России — это лидер, на которого нужно равняться?
— В Москве ИТС — на уровне городов-мировых лидеров в сфере развития транспортного комплекса. Но ни в коем случае не нужно слепо делать «как в Москве». Мы подходим ко всем своим проектам, исходя из потребностей и особенностей каждого конкретного места, чтобы город действительно получил то, что ему нужно, а не тратил деньги зря. Мы внимательно анализируем процессы и ту инфраструктуру, что уже существует в городе, и предлагаем варианты на основе этого. Мы реализуем проекты, используя собственную методологию Lean Smart City («бережливый умный город»). Дело в том, что ИТС — неотъемлемая часть концепции «умного» города. Наша методология «Бережливый умный город» — это единый программно-аппаратный комплекс, который объединяет все слои городской жизни, в том числе транспорт.
В конечном счете, получается не эфемерный идеал или результат «как в Москве», а система, которая будет включать то, что уже есть в городе, и добавит туда нужные звенья. И все это будет действительно нужно городу и его жителям.
— Можете привести пример?
— Сейчас мы завершаем первый этап по созданию интеллектуальной транспортной системы в Вологде. Это современный областной центр, в котором уже существовало некоторое количество разрозненных подсистем. Однако им не хватало синхронности управления, а где-то требовалась модернизация. Нам нужно было собрать все системы в единый цельный механизм, работающий и управляемый в общей логике.
Эти работы ведутся в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» и рассчитаны до конца 2022 года. Система сможет отслеживать транспортные потоки и дорожную обстановку. Это позволит оперативно реагировать на дорожные ситуации, автоматически перенастраивать светофоры, перенаправляя потоки машин, и координировать работу общественного транспорта. Также эти данные станут основой для стратегии по ремонту и строительству дорог и дорожной инфраструктуры на будущее.
На первом этапе в 2021 году будет внедрено программное обеспечение; мы развернем необходимые инженерные коммуникации и создадим шесть модулей и подсистем ИТС: подсистему светофорного управления; подсистему видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС и так далее. В систему мы также интегрируем переферийное оборудование: 29 светофорных объектов и 33 стационарных автоматических комплекса мониторинга транспорта.
В большой стране тяжело внедрить ИТС
— С какими проблемами сталкиваются компании при внедрении ИТС?
— Большинство проблем можно поделить на три категории.
Во-первых, технические проблемы. Из-за больших расстояний в России непросто проложить оптоволокно, чтобы покрыть качественной связью все улицы и дороги. Но, с другой стороны, у компаний не возникает проблем с оборудованием или софтом.
Во-вторых, есть кадровые проблемы. В самом начале внедрения ИТС в России чувствовалась нехватка специалистов, особенно в регионах. Порой трудно было найти людей, которые могли поставить грамотное техзадание, разговаривать на одном языке с разработчиками подсистем или аналитиками.
Однако сейчас ситуация меняется. Проводятся масштабные профильные мероприятия. ВУЗы серьезно подходят к обучению специалистов, привлекая практикующих экспертов. Например, в ноябре меня приглашали провести семинар для аспирантов и магистрантов старших курсов факультета бизнес-информатики и управления комплексными системами МИФИ. Студенты уже знакомы со сквозными цифровыми технологиями и основными направлениями развития умных городов. Более того, они уже сами начали готовить подобные проекты.
Еще один пример — Российский дорожный научно-исследовательский институт и Федеральное дорожное агентство проводят семинары, на которых специалисты получают знания об ИТС.
В-третьих, для России актуальны и бюрократические проблемы. Зачастую ИТС создаются в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», а финансирование этих работ идет из бюджетов всех уровней. Команде внедрения для получения бюджетных средств необходимо работать со сложными документами. Это отнимает много времени — при этом сроки на выполнения проекта ограничены.
Без «умных дорог» не будет беспилотников
— Помогут ли ИТС внедрить беспилотные автомобили?
— Сейчас настал период, когда в разных странах готовят инфраструктуру для беспилотников. Чтобы ориентироваться в городе и за его пределами, для таких авто нужно оцифровать и установить датчики на все элементы дороги: пешеходные переходы, светофоры, столбики километража, парковочные карманы. Только когда будет полностью внедрены ИТС, которые смогут передавать видеопотоки и геоданные, можно будет говорить о замене обычного транспорта на беспилотный.
Пока производители тестируют отдельные участки дорог с выделенными линиями, по которым ездят автоматизированные грузовики.
— На ваш взгляд, когда по российским дорогам будут ездить беспилотники?
— Трудно сказать наверняка. Еще десять лет назад беспилотные авто казались чем-то далеким, а теперь уже серийно выпускают машины с почти полноценным автопилотом. Но важно учитывать, с какими темпами внедряются ИТС и цифровизируется дорожная инфраструктура — без этого беспилотный транспорт не поедет по дорогам общественного пользования, плюс нужны большие изменения в законодательстве. Думаю, что в России беспилотники станут обыденностью не раньше 2030-х годов.