«Транспортные инновации Москвы» («ТИМ») — это отраслевой акселератор для стартап-проектов ранней стадии, разрабатывающих решения в сфере транспорта. Его основная цель — помочь командам в запуске пилота и адаптации продукта под интересы конкретного заказчика. 18 февраля 2021 года состоится демо-день акселератора.
Количество стартапов, принимающих участие в государственных акселерационных программах, постоянно растет. Они дают возможность работать с крупными заказчиками, новые ценные контакты и шанс запуска пилота в государственной структуре. Как получить максимум от участия в таких программах?
Зачем стартапам участвовать в акселераторе
Максим Ликсутов, заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы:
«Развитие самых передовых ИТ-решений с акцентом на удобный сервис для москвичей — это постоянное требование мэра Москвы Сергея Собянина. Именно поэтому поиск и внедрение полезных и интересных технологических сервисов — важная часть нашей работы по улучшению транспортного комплекса города. Популярность ежегодных хакатонов, количество детально проработанных новаторских предложений, активное обсуждение приходящих к нам в чат-бот идей — все это подтверждает то, что пришло время поддерживать внешних разработчиков и начинающих предпринимателей системно. Для этого мы создали акселератор стартапов «Транспортные инновации Москвы».
Мы считаем, что для проектов на ранней стадии очень важно иметь возможность протестировать гипотезы вместе с ключевыми экспертами отрасли. Поэтому программа акселератора включает в себя встречи и консультации с представителями московского транспорта. Участники из первых уст узнают о важных задачах, актуальных потребностях и планах отрасли на будущее. Это позволяет выстроить долгосрочную стратегию, а также при необходимости скорректировать бизнес-модель. Кроме того, это отличный нетворкинг, который часто становится топливом для мощного старта».
Какие ошибки совершают стартаперы
Мария Андрианова, директор по стратегическому развитию акселератора «Транспортные инновации Москвы»:
«Частая ошибка стартапов — желание масштабироваться, не доработав решение. Неотточенная и неупакованная технология, а также игнорирование обратной связи от конечных потребителей и заказчиков могут привести к тому, что продукт окажется невостребованным на рынке.
Недостаточно глубокая работа с заказчиком, идущая из иллюзии знания потребностей клиента, особенно свойственна стартапам, разрабатывающим решения в сфере b2b. Для таких проектов реальность оборачивается отказами и возражениями. В итоге вместо масштабирования все внимание смещается на улучшение продукта. Даже если до этого инвестиции удалось привлечь, в таких условиях они быстро заканчиваются.
Тщательная проверка гипотезы в акселераторе существенно снижает риски подобных ситуаций.
Ценность программы в том, что здесь можно взглянуть на свой продукт глазами заказчика. Выслушав идеи и замечания, основатель понимает, как актуализировать решение, улучшить стратегию и тактику продаж. Если работа над ошибками проделана качественно, то есть все шансы запустить пилот и получить ресурсы для развития технологии».
Как стартапу заинтересовать заказчика
Ольга Елина, ведущий эксперт акселерационной программы «Транспортные инновации Москвы»
«Одна из самых сложных задач в b2b и b2g продажах — выйти на контакт с лицом, принимающим решение. Особенно если речь идет о государственных институтах. Стартапу сложно самостоятельно разобраться в структуре и иерархии ведомств, понять, как устроено взаимодействие в органах власти. Кроме того, молодые стартаперы и чиновники часто разговаривают, по сути, на разных языках. В результате на попытки наладить отношения с профильными ведомствами уходят месяцы, а иногда и годы.
В рамках программы акселератор берет на себя функцию посредника и «переводчика». В таких условиях ожидание встречи с ключевыми фигурами отрасли сокращается до нескольких недель и дней. А эксперты и трекеры проекта помогают собеседникам услышать и понять друг друга.
Если вы хотите заинтересовать государственного заказчика, прежде всего, изучите его потребности. Посмотрите информацию СМИ о городских программах развития и национальных проектах. Если вы понимаете, что ваш проект способен решить конкретную задачу — подавайте заявку. В ней аргументируйте, как именно новая технология поможет справиться с проблемой и улучшить городскую инфраструктуру. Обязательно опишите варианты пилотных проектов и пути их масштабирования. Подготовьте спецификации и технические требования к инфраструктуре заказчика. Однако будьте готовы к критике и возражениям. Даже самая прогрессивная идея на пути к готовому решению требует доработки и адаптации».
Как подготовиться к участию в акселераторе
Максим Горин, начальник управления развития транспортных коммуникаций Департамента транспорта города Москвы:
«Я часто слышу, что многие стартапы не подают заявку на участие в государственных акселераторах, потому что боятся, что их не поймут. Не стоит этого опасаться — за плечами многих экспертов программы солидный опыт работы в бизнесе. Они умеют правильно оценить технологию и ее применимость в реальных условиях. Участие в акселераторе — это в любом случае получение ценной обратной связи, которая поможет исправить ошибки в работе над продуктом.
Если же вы все-таки решились, то моя рекомендация — тщательно пропишите концепцию продукта или сервиса, который собираетесь предложить. В нашем случае, например, в приоритете проекты, которые нужны и полезны пассажирам. Тем, кто пройдет дальше, я рекомендую тщательно подготовиться к питч-сессии. Конечно, сам формат и ограниченный тайминг оказывают психологическое давление. Но чем лучше вы будете готовы, тем больше шансов, что все пройдет удачно.
Если подытожить, то мой главный совет: преодолевайте неуверенность и участвуйте в акселераторах. Они способны принести стартапам реальную пользу».
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.