Тони Ран — РБК: «Экосистема не может расти без понимания местного рынка»

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива
В интервью РБК Тренды глава Honor в России Тони Ран рассказал о том, как в компании понимают модное слово «экосистема», зачем бизнесу объединять глобальный и локальный подходы, и чем Россия отличается от других рынков

Тони Ран — президент Honor в России, Турции и странах СНГ с июня 2018 года. В сентябре 2011 начал свой путь в компании Huawei на позиции инженера и продакт менеджера. Начиная с 2015 года начал развивать бренд Honor в России. С октября 2017 года занял пост вице-президента, а с июня 2018 года стал президентом Honor в России, Турции и странах СНГ. До прихода в Huawei Technologies Co, Ltd работал в секторе тяжелого машиностроения.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

— Бренд Honor появился в России в 2015 году и всего за пять лет успел занять прочное место на рынке. AppGallery стал третьим по популярности магазином приложений в мире и вовсе за несколько месяцев. Какие инновационные подходы в управлении компанией привели к такому успеху?

— Спасибо, но я бы сказал, что мы еще на пути к успеху. Если пытаться подобрать одно слово, то я бы назвал наш подход глокальным (глобальным + локальным одновременно. — РБК Тренды). С одной стороны, мы работаем на глобальном рынке, и это позволяет нам применять наш международный опыт в России. Глобальная платформа нам сильно помогает в плане R&D, дизайна и даже маркетинга.

С другой стороны, я всегда задаю своей команде вопрос: а как мы можем подстроиться под российский рынок? Здесь нужен особый подход к бизнесу, людям, их образу мышления, культуре. Поэтому для нас, как для зарубежного бренда, первоочередная задача — это локализация.

Поэтому мы пришли к такому одновременно глобальному и локальному подходу, который мы до сих пор выверяем. Но это определенно именно тот путь, который подходит бренду.

— В первом квартале 2020 года бренд Honor лидировал по поставкам мобильных устройств на российском рынке. Как вам удалось достичь этого результата несмотря на кризисные факторы?

— Не знаю точное значение слова «кризис» в русском языке, но в китайском оно состоит одновременно из двух понятий: «опасность» и «возможность». Как говорится, никогда не упускай возможности использовать кризис в свою пользу. Начиная с прошлого года, когда ввели санкции, мы стали еще больше вкладывать в развитие бренда, продукта и экосистемы в целом. Я абсолютно уверен в том, что мы можем использовать все возможности, которые нам дает рынок и ситуация, с пользой для бренда и нашей лояльной и потенциальной аудитории — это позволяет команде двигаться вперед. Если каждый член команды будет знать, как нам выйти из этой ситуации, компания будет в безопасности. После ввода санкций наша команда стала более сплоченной, чем когда-либо. Кроме того, очень важный аспект — прозрачность и открытость. Чтобы не возникало никаких слухов, мы всегда держим сотрудников в курсе того, как обстоят дела в компании и совместно разрабатываем стратегию. Текущая ситуация нас не застала врасплох, так как, начиная с середины прошлого года, мы активно стали прорабатывать разные сценарии и ко всему были готовы. Сейчас мы успешно реализовываем задуманное и уверены в том, что доля рынка будет только расти не только в категории смартфонов, но и на уровне экосистемы умных устройств. Уже сейчас мы наблюдаем высокий спрос и рост в категории носимых устройств. Например, за первый квартал 2020 года по сравнению с предыдущим он составил 89% и сейчас наша доля достигла 14%. В скором времени мы планируем порадовать наших пользователей и другими технологичными продуктами, в том числе в сегменте смартфонов.

— В последнее время направление позиционирования бренда изменилось, 2020 год принес Honor награду «Лучший растущий продуктовый бренд» от международной премии Best Brands. Как вы инвестируете в стратегию развития бренда?

— Бренд Honor за последние годы не только увеличил долю лояльной аудитории, но и укрепился как инновационный бренд с узнаваемым дизайном. Раньше Honor воспринимали в России как производителя смартфонов. Но с прошлого года мы начали развивать экосистему, и это позволило нам трансформировать компанию из просто производителя смартфонов в компанию с полноценной экосистемой продуктов и сервисов. Это наше новое глобальное видение, мало того, это стало частью нашей ДНК. Теперь, создавая новый продукт, мы сразу думаем, где у него будут точки соприкосновения с экосистемой.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

— Что вы вкладываете в понятие «экосистема»? Из чего она состоит?

— Сейчас слово «экосистема» стало популярнее, чем когда-либо. Мы с партнерами даже шутим, что если ты сегодня не говоришь об экосистеме, тебя сочтут несовременным. Для нас экосистема значит, что мы подходим к созданию продуктов не только с точки зрения разработки самих по себе устройств, но и со стороны разработки программного обеспечения.

Мы строим экосистему Honor вокруг сервисов HMS, что позволит нам в будущем плавно перейти на Harmony OS, которую постепенно выводим на российский рынок, — это и есть точка соприкосновения. А во все устройства мы привносим идею подключенности всех продуктов в рамках экосистемы, причем это касается не только смартфонов, но и ноутбуков, планшетов, носимых устройств и даже умных телевизоров. Все устройства бесшовно связаны между собой, плотно встроены во все аспекты жизни и покрывают практически все задачи и потребности.

— В одном из интервью вы сказали, что Россия является одним из ключевых рынков для бренда Honor. При этом многие устройства из экосистемы бренда не представлены в стране. Почему?

— Россия для нас, без сомнения, — один из важнейших и перспективных рынков. Эта страна стала первой, где мы запустили международный бизнес. Что касается продуктовой стратегии, то мы тщательно оцениваем целевую аудиторию и спрос на локальном рынке. С моей точки зрения, в России нам удалось соблюсти баланс и представить именно те наши устройства, которые потребители хотели бы видеть.

В прошлом году мы запустили в Китае умные телевизоры. В России мы уже готовим инфраструктуру для того, чтобы они появились ориентировочно во втором квартале 2021 года. Мы даже предпочитаем называть эти устройства не смарт-ТВ, а умным дисплеем, потому что речь не только о телевидении. Кроме того, именно наши телевизоры станут первыми обладателями виртуальных ассистентов «Салют» от нашего стратегически важного диджитал-партнера «Сбер».

— Какие сегменты экосистемы вы считаете наиболее перспективными и почему?

— Емко представить стратегию развития нашей экосистемы можно в виде формулы «1 + 8 + N», где единица символизирует смартфон Honor как входную точку. Он окружен восемью типами устройств, которые разработаны брендом Honor: ноутбуками, планшетами, носимыми гаджетами, головными устройствами для автомобилей и частями умного дома. Кроме того, мы активно сотрудничаем с партнерами, которые создают множество других устройств с поддержкой протокола HiLink для соединения с нашей экосистемой.

Если говорить о приоритетах, то мы фокусируемся на пяти основных областях: мобильный офис, умный дом, здоровье и спорт, развлечения и путешествия. Мы будем расширять ассортимент и в других областях, но эти пять — основные и мы видим высокий спрос и потенциал.

— Планируете ли вы в контексте бренда Honor в России запустить принципиально новый продукт?

— В этом году мы достаточно сильно уделили внимание сегменту ноутбуков. Мы уверены, что на рынке ноутбуков какое-то время было затишье. Когда мы представляли наши ультрабуки серии MagicBook в России, рынок был поделен между ключевыми игроками в этом сегменте. Спустя всего девять месяцев доля ноутбуков Honor показала значительный рост и выросла вдвое с июня по август 2020 года. На сегодняшний день она составляет уже около 20% рынка ноутбуков. Но мы считаем, что в этом сегменте есть куда развиваться — например, в Китае доля ультрабуков составляет 60%.

Как я уже сказал, мы представим умные телевизоры — это и будет новой категорией устройств, которые выйдут под нашим брендом в России.

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

— С недавнего времени Honor расширяет список умных бытовых устройств для дома. Когда у пользователей Honor появятся все необходимые устройства?

— Умный дом — это отдельная важная область, в которой нужно будет решить еще много сложных вопросов. Мы развиваем нашу экосистему «1 + 8 + N», отталкиваясь от запросов потребителей. На сегодняшний день мы успешны в таких категориях устройств как смартфоны, носимые устройства, наушники, ноутбуки, планшеты, и в скором будущем запустим игровые ноутбуки и телевизоры. И так шаг за шагом будем добавлять больше подключенных устройств в экосистему.

В то же время спрос на умные устройства для дома настолько велик, что мы решили дать возможность для партнеров из Китая, Европы и России реализоваться на платформе Honor Choice. В рамках нее партнеры смогут подключаться к нашей экосистеме благодаря протоколу HiLink.

— А как формируется приоритетность запуска того или иного устройства на российском рынке? Насколько влияет спрос аудитории, популярность в Китае или на глобальном рынке?

— Россия действительно для нас находится в приоритете. Например, именно в России был впервые на международном рынке представлен бренд Honor. Наверное, этот пример отлично иллюстрирует важность российского рынка для штаб-квартиры. Совсем скоро мы снова проведем здесь глобальный запуск нового смартфона.

Причем в России у нас работает не только команда продаж, мы одновременно много инвестируем и в развитие локальных центров R&D. На данный момент в нем работает более 2 тыс. инженеров. Это помогает нам хорошо понимать запросы местных пользователей и внедрять особые для этого рынка решения.

Кроме того, команды продаж и поддержки открыли продуктовый центр, где мы тщательно изучаем спрос и анализируем портрет целевой аудитории: поведение пользователей, их привычки и предпочтения. Это помогает нам корректировать наши планы при необходимости.

— Насколько важна для вас обратная связь от пользователей Honor при оптимизации существующих продуктов и запуске новых?

— Обычно Honor считают b2c-брендом, который производит товары для конечных потребителей. Но с определенной точки зрения нас можно считать c2b-брендом. Я имею в виду, что пользователей и их запросы мы ставим во главу угла. У нас даже есть сообщество Honor Fans, где пользователи могут обмениваться опытом и впечатлениями, а мы — слушать их и собирать обратную связь для улучшения продуктов.

Например, в России большой спрос на емкие аккумуляторы и при разработке продуктов на уровне штаб-квартиры мы всегда учитываем запросы рынка. Кроме того, мы учли особенности российских пользователей в области бесконтактных платежей. Например, в России это NFC-платежи, а в Китае — с помощью QR-кодов, поэтому больше 70% смартфонов, которые мы выводим на российский рынок, оснащены NFC-модулем.

Мы тщательно мониторим обратную связь от потребителей и на еженедельной основе анализируем, что нравится и с какими сложностями сталкиваются. Это позволяет нам не стоять на месте и развиваться.

— Что вы предпринимаете, чтобы AppGallery в скором времени стоял в одном ряду с App Store и Google Play? Отсутствие налога для разработчиков приложений в первый год размещения на платформе — шаг в эту сторону?

— Отсутствие налога в первый год — это один из примеров того, как мы поддерживаем тех, кто пользуется нашей продукцией. Но я не думаю, что это стало основной причиной успеха и роста. Однажды на рынок может выйти другой игрок, который предложит еще более выгодные условия. Поэтому в ответе на этот вопрос я бы вернулся к теме локализации — это самое важное. Экосистема не сможет расти без глубокого понимания местного рынка. Это главный урок, который мы извлекли за год развития нашей экосистемы.

Мы с радостью сотрудничаем с местными технологическими компаниями, например, «Яндексом» и «Сбером». Наша платформа открыта для них, что позволяет сделать более адаптированные к российскому рынку решения, нежели у конкурентов. Например, вместе с началом продаж линейки Honor 30 мы запустили кампанию Inspired by Russia («Вдохновлены Россией»), чтобы реализовать в продуктах еще больше функций, характерных только для локального рынка. И чтобы еще больше усилить преимущество, мы предлагаем партнерам продвигать наши продукты совместно, в то время как другие платформы не всегда могут обеспечить компаниям-партнерам такую поддержку. Мы также открыто собираем отзывы разработчиков о функциональности наших мобильных сервисов и делаем все, чтобы удовлетворить их ожидания. В AppGallery мы остаемся на связи со всем сообществом разработчиков и очень поддерживаем их, в отличие от наших конкурентов по экосистеме. Глубокое погружение в местные реалии помогает нам достичь успеха.

— AppGallery — третий по популярности магазин приложений в мире. Какие проблемы существуют, из-за которых AppGallery пока отстает от конкурентов и чего ждать дальше?

— В прошлом году мы запустили инструменты для разработчиков HMS Core 4.0, а в этом году уже появился набор HMS Core 5.0 с уникальными только для нашей экосистемы возможностями. Там реализованы механизмы машинного обучения и большое внимание уделено безопасности. Мы готовы сотрудничать с российскими разработчиками решений в области искусственного интеллекта. Я думаю, подобные решения и позволяют нам развивать конкурентоспособную экосистему AppGallery, поддерживать текущую высокую скорость интеграции и масштабировать успешные партнерские отношения для увеличения числа разработчиков. Наши регулярные исследования показывают, что 90% владельцев HMS устройств довольны и это подтверждается долей рынка, которая уже сейчас составляет 10%. Уверены, что это только начало.


Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Обновлено 05.04.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть