Об исследовании
В 2024 году Росстат впервые собрал статистику о выполнении исследований и разработок малыми предприятиями. Эксперты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ проанализировали данные и выявили характерные черты этой модели развития. Основной вклад в российскую науку обеспечивают крупные и средние организации, но малый бизнес тоже вносит свою лепту: в попытке занять освободившиеся на рынке ниши он ищет инновационные решения. Говоря о плюсах такого пути, эксперты отмечают гибкость малых предприятий, готовность осваивать новые технологии и подстраивать под них производственные процессы.
В поисках ниши
По расчетам ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, объем внутренних затрат крупных и средних организаций на исследования и разработки в 2023 году достиг ₽1,6 трлн. За год выросло финансирование за счет всех основных источников — федерального бюджета, предпринимательского сектора, госкорпораций. Но сама структура затрат на науку осталась прежней: на долю бизнеса приходится менее трети.
Малые предприятия добавили к расходам крупных и средних организаций на НИОКР еще 3% (₽45,8 млрд в 2023 году), преимущественно за счет собственных средств (47,9%). Около четверти вложений приходится на бюджетные источники. Оставшаяся четверть — средства сторонних организаций, вузов и иных партнеров. Крупные игроки выполняют исследования и разработки (ИР) в первую очередь за счет бюджетных средств (55% затрат на ИР средних и крупных организаций) — во многом благодаря более активному участию в системе госзакупок, госпрограммах и нацпроектах.
Директор Центра статистики и мониторинга науки и инноваций ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Екатерина Стрельцова отметила, что интерес к науке, в том числе со стороны малых предприятий, подстегнула текущая геополитическая ситуация: «С одной стороны, она накладывает определенные ограничения на экономическую деятельность, а значит, отражается и на возможностях организаций для масштабных исследовательских проектов. Но с другой, создает и новые перспективы, освобождая рыночные ниши, повышая спрос на инновационные отечественные товары и услуги, многие из которых базируются на результатах исследований и разработок. В результате, например, уровень инновационной активности малых предприятий, занятых в промышленности, за 2021–2023 годы вырос с 7 до 8,7%».
Необходимость тратиться на ИР продиктована и тем, что бизнес не находит готовых предложений на внутреннем рынке. В аналитическом отчете проекта «Горизонт 2040» Агентство стратегических инициатив отмечает, что Россия активно импортировала «коробочные решения», результаты чужих научно-исследовательских разработок, заложенных в готовых товарах. Разрыв между фундаментальной наукой, работой научных центров, а также новыми технологическими компаниями усиливает необходимость развивать отраслевую науку и кооперации.
Молодые и немногочисленные
Исследования и разработки в 2023 году выполняли 825 предприятий малого бизнеса. Их география предсказуема — около половины находится в Москве, вслед за столицей идут Санкт-Петербург (10,8%), Московская область (6,7%) и Республика Татарстан (3,8%).
Екатерина Стрельцова:
«Территориальную структуру всего российского научно-технического комплекса отличает некоторая неравномерность, наличие явных «точек концентрации усилий». Эта особенность, с одной стороны, обусловлена историческими факторами: вузы и научные организации (особенно отраслевые) создавались в первую очередь в крупнейших городах и промышленных центрах. С другой стороны, она связана и со спецификой территориальной структуры российской экономики в целом».
Если говорить об отраслевой структуре, то каждое второе малое предприятие — это научная организация, для которой выполнение исследований и разработок — основной вид деятельности. Каждое пятое занято в сфере обрабатывающих производств (преимущественно в высокотехнологичных отраслях: производство компьютеров, электронных и оптических изделий; электрического оборудования; лекарственных средств и материалов). 11% компаний, вовлеченных в ИР, работают в области информации и связи (например, занимаются разработкой программного обеспечения).
В малых предприятиях наукой занимаются 20,2 тыс. человек (это лишь 3% в сравнении с численностью научного персонала в крупных и средних организациях). Половина из них — исследователи. Значительную долю (18,8%) составляют техники, обслуживающие научные приборы и оборудование. По мнению аналитиков, эта особенность обусловлена отраслевой специализацией (причастностью к сфере производства и информационных технологий) и прикладным характером научных работ.
Еще одна характерная черта кадрового состава — молодость сотрудников. Каждый второй исследователь малых предприятий, вовлеченных в исследования и разработки, младше 40 лет. Так как ряд компаний созданы при вузах, у них появляется возможность привлекать к научным проектам аспирантов и выпускников.
От дипломного стартапа к реальному бизнесу
Стратегия научно-технологического развития России особое внимание уделяет трансферу технологий, использованию результатов исследований в производстве новых продуктов. Не только предприятия малого бизнеса заинтересованы в ресурсоемких решениях — академическая наука тоже ищет применение своим расчетам и гипотезам.
С 2021 года действует постановление правительства, направленное на кооперацию научных организаций и бизнеса. На создание комплексных проектов и организацию наукоемких производств выделяется субсидия Минобрнауки России. Не менее 20% госсредств должно идти на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы. По подсчетам Минобрнауки, примерно треть заявленных проектов решают проблемы импортозамещения.
Задача, постулируемая сегодня государством, — создать внутренний спрос на исследования и разработки, сделать их реальными заказчиками бизнес, госкорпорации, субъекты России. Поддержка молодежного предпринимательства, возможность защищать стартап в качестве диплома, работа предпринимательских «Точек кипения», акселераторов, бизнес-инкубаторов в университетах — шаг на пути к реальным рыночным перспективам вузовских проектов. С января 2023 года работает программа предоставления беспроцентных конвертируемых займов компаниям, которые готовы вложиться в стартапы.
Екатерина Стрельцова:
«Для эффективного использования научных результатов в экономике необходим целый комплекс условий, причем не только финансовых или материально-технических, но и культурных: ученые должны научиться говорить на языке бизнеса, учитывать его потребности в своей работе, находить применение полученным результатам в реальной жизни».
По мнению эксперта, обеспечить коммерциализацию научных результатов помогает и академическое предпринимательство (создание стартапов, спин-офф компаний сотрудниками университетов и научных организаций), которое к тому же позитивно влияет на качество преподавания, укрепляет диалог между наукой и бизнесом.
➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.