1. Температура кофе в общепите
В 1992 году американка Стелла Либек купила кофе в McDonald’s, случайно пролила его на бедра и промежность и получила ожоги третьей степени. Стелле потребовалась пересадка кожи и двухлетнее лечение.
После окончания лечения женщина обратилась к сети ресторанов за компенсацией медицинских расходов размером $20 тыс., однако McDonald’s согласился возместить лишь $800.
Поэтому в 1994 году Либек подала в суд и обвинила сеть в причинении ущерба здоровью. Суд обязал компанию выплатить пострадавшей компенсацию $160 тыс. и штраф $480 тыс. Стороны заключили соглашение до решения по апелляции, итоговая сумма не разглашалась.
На момент инцидента температура кофе в McDonald’s составляла 82–88 °C. Эксперты во время разбирательства установили, что напиток такой температуры способен вызвать ожоги третьей степени за три секунды. Но компания не стала снижать температуру, а сделала ставку на более безопасную тару для горячих напитков. Несколько лет спустя температуру кофе все-таки понизили до 77–82 °C.
2. Стандарты проектирования автомобилей
Новая модель автомобиля Ford — Pinto — появилась на рынке в 1973 году и сразу стала участницей многочисленных аварий. У нее был дефект бензобака. Он располагался в зоне с высокой вероятностью повреждения при аварии и после сильного удара легко мог протечь. Топливо попадало на горячие части автомобиля, приводя к возгоранию и взрыву.
Одним из известных случаев стала авария 1978 года — двое друзей, 18 и 13 лет, ехали по шоссе в Калифорнии. Их машина заглохла прямо на дороге, и в нее сзади врезался другой автомобиль. Бензобак взорвался, водитель погиб на месте, а пассажир получил значительные ожоги.
В ходе расследования стало известно, что компания Ford знала о дефекте бензобака еще до выпуска автомобилей. Инженеры Ford обнаружили проблему, но руководство из соображений экономии не стало вносить изменения в конструкцию. Корректировка обошлась бы в несколько долларов на автомобиль, но компания посчитала, что выплаты компенсаций по искам будут дешевле.
Семьи друзей из Калифорнии получили компенсации в сумме около $3 млн, суд также постановил Ford заплатить штраф $3,5 млн. По оценкам экспертов, в авариях с участием Ford Pinto смертельные ожоги получили от 500 до 900 человек. Родственники многих из них подали в суд на компанию и получили компенсации.
Скандал вынудил компанию пересмотреть подходы к безопасности, этике и процессу принятия решений. Ford ввела более строгие процедуры тестирования и сертификации автомобилей и создала специальный комитет по этике для контроля за бизнес-решениями. Конгресс США принял новые стандарты по защите топливных систем, чтобы предотвращать возгорания при авариях.
3. Рекомендации по просмотру мультфильмов
В 1997 году в Японии вышла новая серия популярного аниме-сериала «Покемон» на канале Tokyo TV. Она называлась «Электронный воин Поригон». По сюжету главные герои сражаются со злым профессором в киберпространстве.
В одной из сцен серии — во время взрыва — на экране происходит быстрая смена двух ярких цветов — красного и синего. Сцена вызвала массовые эпилептические припадки среди юных японских зрителей. Почти 700 человек вызвали скорую из-за плохого самочувствия, 150 из них были госпитализированы.
В результате эпизод больше никогда не показывали по телевидению, канал Tokyo TV принес извинения за ситуацию, а акции Nintendo, владельца игры «Покемон», упали за день на 3%. Показ мультсериала «Покемон» приостановили на четыре месяца.
После расследования японские медики и телевизионные вещатели установили стандарты для анимационных программ. Перед началом показа стали добавлять предупреждения о том, что аниме нужно смотреть вдали от экрана и в хорошо освещенной комнате.
4. Инструктаж по безопасности перед взлетом
Летом 1928 года пять женщин захотели посмотреть на Роттердам в Нидерландах с высоты птичьего полета. Авиакомпания KLM Royal Dutch Airlines организовала полет. Из-за ветра и недостаточной подготовки пилота самолет задел мачту корабля в порту и потерпел крушение.
Одну из пассажирок не удалось спасти, остальные четыре получили серьезные травмы. Расследование показало, что пассажиры не знали, где находится аварийный выход, что и привело к фатальным последствиям. Если бы пассажирки воспользовались выходом, то последствия могли быть менее тяжелыми.
Этот случай не только изменил правила безопасности в KLM, но и повлиял на всю мировую авиационную отрасль. Инструктаж по безопасности стал стандартной процедурой для всех коммерческих авиаперевозчиков и повысил шансы пассажиров на выживание в случае аварийных ситуаций.
5. Запрет курения в самолетах
До 1970-х курение на борту самолетов было обычной практикой. Однако участились случаи, когда непотушенные сигареты становились причиной возгораний и аварийных ситуаций в воздухе. Одним из наиболее известных инцидентов стала катастрофа борта бразильской авиакомпании VARIG в 1973 году.
На борту Boeing 707, выполнявшего рейс из Рио-де-Жанейро в Париж, незадолго до посадки начался пожар. Расследование показало, что причиной могла стать непотушенная сигарета в мусорном ведре в туалете. Несмотря на то что дым заполнил весь салон, командир сумел посадить самолет в поле. Но после аварийной посадки фюзеляж загорелся. Спаслись только 11 человек, остальные 123 человека не сумели выбраться и погибли.
Эта и другие авиакатастрофы заставили законодателей пересмотреть политику в отношении курения на борту. Отдельные авиалинии вводили запреты на курение в 1970–1980-е. В 1990 году федеральный закон запретил курение на внутренних рейсах в США. Европейский союз ввел аналогичный запрет в 1997 году. В России частичный запрет приняли в 1988 году, а полный — в 2002 году.
6. Предупреждения об аллергенах
В 2016 году 15-летняя Наташа Эднан-Лаперуз купила в аэропорте Хитроу в Лондоне багет в упаковке. В состав багета входил кунжут, на который у девушки была сильная аллергия, но это не было указано на этикетке.
Анафилактическая реакция у Наташи оказалась смертельной. Ее родители, Надим и Таня, стали бороться за введение новых правил по маркировке продуктов, чтобы предотвратить новые трагедии.
Благодаря их усилиям в 2021 году в Великобритании приняли новый закон, который назвали в честь девочки Natasha's Law. Он обязал всех производителей готовых блюд и продуктов питания четко указывать на упаковке 14 основных пищевых аллергенов, в том числе кунжут.
7. Стандарты качества при производстве автомобилей
В ноябре 2009 года покупатели машин Toyota стали жаловаться, что автомобили «разгоняются самостоятельно»: у них залипала педаль газа во время движения, и машина продолжала набирать скорость.
В течение следующих месяцев компания отозвала 8,5 млн автомобилей по всему миру и приостановила производство и продажи восьми моделей в США. В январе 2010 года продажи упали почти вдвое по сравнению с декабрем. В феврале компания Toyota выпустила публичные извинения. Общие убытки составили несколько миллиардов долларов.
После отзывов Toyota предприняла несколько шагов:
- собрала отдельный департамент по оценке качества машин;
- ввела во всех моделях новую систему блокировки тормозов;
- провела ревизию поставщиков и производителей;
- запустила программу бесплатного техобслуживания Toyota cares.
Несмотря на кризис, к концу 2010 года Toyota вновь заняла лидирующие позиции в рейтинге отраслевых наград.