5 российских экосистем за два года запустили 67 новых сервисов

Фото: Freepik
Фото: Freepik
В 2022–2023 годах пять крупнейших российских экосистем закрыли или продали 37 убыточных сервисов, запустили 67 новых, а также увеличили число подписчиков на сервисы до 45 млн

Аналитическое агентство Spektr провело исследование (есть у РБК) состава сервисов крупнейших цифровых экосистем в России — «Яндекс», «Сбер», VK, МТС и «Тинькофф» с января 2022 года по октябрь 2023 года, изучив данные открытых источников, а также выделило основные тренды. «РБК Тренды» приводят основные выводы из исследования.

Сокращение убыточных сервисов и запуск новых

Пять крупнейших российских экосистем запустили 67 новых и избавились от 37 убыточных проектов. Среди всех компаний лидером по количеству сокращений стала VK, избавившись от 15 сервисов, среди которых подписка VK Combo (продали «Газпром-Медиа») и «Поиск Mail.ru» (отказалась от собственного поисковика и теперь использует поисковую систему «Яндекса»). На втором месте — «Сбер». Компания закрыла или продала десять сервисов. В итоге у нее к концу 2023 года стало меньше сервисов, чем было в конце 2021 года.

На третьем месте — «Яндекс». Он избавился от семи сервисов, среди которых оказались портал ответов на вопросы «Яндекс Кью» (проект закрыт) и платформа «Дзен» (продали VK). МТС избавилась от четырех сервисов, а «Тинькофф» всего лишь от одного — социального проекта «Близко к сердцу» (проект закрыт).

Тем не менее у экосистем появились и новые сервисы. Больше всего продуктов запустил VK — 20 сервисов. У «Яндекса» и у МТС — по 17, «Сбер» добавил девять, а «Тинькофф» — четыре новых сервиса.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Слон в посудной лавке: когда экосистема может не оправдать ожиданий

Число подписчиков экосистем

По данным Spektr, в конце 2021 года число подписчиков сервисов составляло 27,5 млн, а к третьему кварталу 2023 года достигло 45 млн. Самый заметный прирост подписчиков у «Яндекса» — с 10,3 млн до 26 млн. У МТС количество подписчиков увеличилось с 7,4 млн до 10 млн, у «Сбера» — с 4 млн до 6 млн, а у «Тинькофф» — с 1,3 млн до 3 млн.

На чем фокусируются компании

«Сбер» фокусируется на развитии технологий искусственного интеллекта. Согласно исследованию, компания ежегодно инвестирует в это направление около $1 млрд и использует его в 75% процессов.

VK в 2022–2023 годах стала развивать медиасервисы — игровую платформу, стриминговый сервис, запустила музыкальный лейбл, платформу для NFT, приложение для знакомств и другие медийные и развлекательные сервисы.

«Яндекс» активно выходит на зарубежные рынки благодаря наименьшему санкционному давлению среди пяти крупнейших экосистем, по данным аналитиков Spektr. Сервисы компании (прежде всего такси YanGo) уже работают в Узбекистане, Казахстане, Мозамбике, Намибии, Мексике, Чили, Армении и Сербии. В России компания развивает финансовые сервисы и сервисы для развлечений.

МТС развивает новые направления: запустила сервис для бронирования, создала музыкальный лейбл, производит медиаприставки и телевизоры, планирует выпуск «умной» колонки.

«Тинькофф» создает суперапп. Хоть банк и развивает в первую очередь свою базовую вертикаль — финансы, но также активен и в других направлениях, например образовании, и интегрирует соответствующие сервисы в свое приложение.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как стартапам строить экосистемы в эпоху платформ-гигантов

Тренды российских экосистем 2023–2024 годов

  • Работа в условиях санкций. Многие российские компании больше не имеют доступа к зарубежным рынкам, значительной части контента, международной финансовой инфраструктуре и иностранному ПО. В то же время уход зарубежных компаний освободил для российских игроков ниши рынка.
  • Наращивание офлайн-активностей. Компании открывают магазины, школы, брендированные зоны и площадки. Так, VK открыл магазины с фирменными товарами — от «умных» колонок до толстовок — в Москве и Санкт-Петербурге.
  • Голосовые интерфейсы и искусственный интеллект. ИИ — это общемировой тренд, и российские экосистемы ему следуют. Компании создают и развивают «умные» устройства, нейросети, языковые модели и различные сервисы со встроенным искусственным интеллектом. Например, «Яндекс» уже интегрировал свой YandexGPT в голосовой помощник «Алиса», свой браузер, поиск, маркетплейс «Яндекс Маркет» и другие сервисы.
Обновлено 18.01.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть