Финансовый маркетплейс «Выберу.ру» проанализировал данные 5 тыс. анкет пользователей сервиса «Кредитный рейтинг». Более чем у 3,5 тыс. россиян (77% проанализированных анкет) оказалась плохая кредитная история: они набрали менее 300 скоринговых баллов из 1 тыс. При таком значении банки оценивают заемщика как неблагонадежного и отказываются выдавать кредит или выдают, но на невыгодных условиях.
14% пользователей набрали 300–550 баллов (это тоже низкая оценка), 4% — 551–590 баллов (удовлетворительный уровень), 3% — 691–850 (хорошая оценка) и всего 2% набрали 851–1000 баллов и получили наивысшую оценку.
Среди причин низкого рейтинга — наличие обязательств по 3–5 кредитам, частое обращение в банки за новыми кредитами и наличие просрочек и задолженностей по платежам. У пользователей с удовлетворительной оценкой либо нет кредитной истории, либо сумма платежей по кредитам превышала 50% дохода. Россияне с высоким рейтингом пользовались заемными средствами в течение года, включая кредитные карты и рассрочку. Они вносили платежи вовремя, не допуская просрочек, но и не закрывая кредит досрочно.
«По данным наших исследований, в прошлом году 9,8% опрошенных россиян сообщали, что не проверяют свою кредитную историю из-за того, что не знают, как это делать. В этом году тот же ответ уже дали всего 2% респондентов, а 26% участников исследования заявили, что имеют намерение улучшить свой скоринговый балл. При этом необходимость контролировать состояние кредитной истории становится все более явной — в этом мае после введения новых макропруденциальных лимитов 23% опрошенных россиян сообщили, что столкнулись с отказом в кредите наличными, а 12% не смогли получить кредитную карту», — говорит Ярослав Баджурак, исполнительный директор финансового маркетплейса «Выберу.ру».