Как устроен рынок цифровых инноваций в Казахстане

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash
Многие российские стартапы рассматривают Казахстан в качестве перспективной площадки для развития бизнеса. РБК Тренды рассказывают о специфике локального рынка цифровых продуктов

Об эксперте:

Агиис Конкабаева, CEO red_mad_robot central asia.

Локальные компании интересуются инновациями, но есть нюанс

Число казахстанских корпораций, готовых привлекать цифровые компетенции извне, растет с каждым годом. Ежегодный опрос PwC показал, что в 2021 году количество компаний в Казахстане, готовых обращаться за аутсорсом к технологичным партнерам, увеличилось на 20% за год.

Тем не менее, внутри рынка все еще сохраняется установка, что аутсорсинг и аутстаффинг — это дорого, долго и неудобно, а использовать inhouse-ресурсы дешевле и надежнее. При этом не каждая компания способна обеспечить сотрудников гарантированным развитием и проектами, которые этому способствуют. Если команда постоянно «варится в собственном соку», это влечет за собой низкую конкурентоспособность всего цифрового рынка.

По этой причине, одна из главных задач цифровых партнеров крупного бизнеса в Казахстане — изменить мышление заказчиков на местном рынке и показать эффект от привлечения цифровых компетенций извне. Речь идет, в том числе, и об экономии ресурсов: внутренняя команда может заниматься проектом два-три года, тогда как аутсорс-партнер с налаженными операционными процессами и продуктовым подходом сделает тот же объем работ за один год.

Что мешает создавать прорывные цифровые продукты в Казахстане

Можно выделить три основных барьера, которые тормозят «квантовый скачок» местного рынка.

  1. Общее «проседание» рынка. В Казахстане есть совсем небольшое количество качественных цифровых сервисов. Именно они задают тон индустрии и стимулируют конкуренцию. Среди таких продуктов можно выделить финтех-сервис Kaspi Bank. В 2021 году издание The Generalist назвало Kaspi «казахстанским Alibaba» — основателям удалось построить бизнес-экосистему стоимостью $21 млрд в Казахстане, стране с населением в 18,5 млн человек. Отсутствие таких «драйверов» и постоянно развивающегося конкурентного поля неизбежно приводит к ослаблению рынка. Государство со своей стороны тоже стимулирует развитие рынка — например, открывает технопарки вроде Astana Hub. Каждый год появляются компании, готовые инвестировать в стартапы из разных сфер. Например, фонд Digital Ventures инвестировал в компанию BTS Digital, которая разработала цифровой сервис, позволяющий получать данные по биометрии и номеру телефона в онлайн-режиме.
  2. Устаревшая инфраструктура. Перед запуском цифрового продукта компания почти наверняка столкнется со старым плохо написанным кодом, который не «потянет» новое сервисное решение. Выходит так, что компании разрабатывают инновационные решения, но их просто некуда «приземлить». Тратить время на перестройку инфраструктуры и длительный рефакторинг готовы не все. Тем не менее, ситуация постепенно меняется. Бизнес, особенно из финтех-сферы, осознает, что в 2022 году мобильное приложение банка не может «падать» на несколько часов, — это прямой путь к потере лояльности клиентов. Именно поэтому компании обновляют свои продукты, параллельно перестраивая инфраструктуру сервиса, — этот путь сложнее, но в конечном итоге он ведет к востребованному и качественному продукту.
  3. Низкая заинтересованность в продуктовом подходе. Топ-менеджмент не готов выделять ресурсы на глубинные исследования потребностей клиента, создание MVP и постоянное тестирование продукта. Заказчик ставит конкретную задачу, устанавливает сроки и бюджет на разработку. О том, насколько продукт будет интересен рынку, исполнитель не думает — это не его зона ответственности. Частый итог: потраченный бюджет и решение, в котором конечный пользователь не заинтересован. Внедрение продуктового подхода требует вложений, терпения и постоянной работы. Главная задача здесь — синхронизировать между собой команду так, чтобы каждое звено цепи знало свою зону ответственности и разделяло общую цель: решить проблему пользователя с помощью конкретного продукта.

Фото:Vince Fleming / Unsplash
Экономика инноваций Как внедрять инновации в компанию: главные принципы, советы и ошибки

Какие инициативы уже есть на рынке

Несмотря на перечисленные барьеры, Казахстан остается наиболее быстрорастущим IT-рынком Центральной Азии. С одной стороны, благодаря высокой доле государственного участия (например, программа Digital Kazakhstan), с другой — инициативам коммерческих компаний, как правило, из банковского и телеком-сектора.

Вот несколько примеров того, как бизнес стимулирует развитие digital-рынка:

  • создание инновационных подразделений в компаниях (BTS Digital, Magnum Tech);
  • создание корпоративных венчурных фондов (BTS Digital Ventures, Most Ventures);
  • инвестирование и покупка стартапов (покупка Kaspi стартапа Santufei и запуск сервиса Kaspi Travel, инвестиции Freedom Holding Corp в стартап CEREBRA);
  • создание IT-академий и бизнес-инкубаторов при университетах (KBTU Startup Incubator, NURIS, Halyk Academy на базе КБТУ и МУИТ, Beeline Kazakhstan Digithon, Nazarbayev University, Astana IT University);
  • проведение хакатонов и конкурсов для стартапов (Halyk FinTech Hackathon, Baiterek Hackathon, BI Innovations, конкурсы на базе Astana Hub);
  • создание бизнес-инкубаторов при университетах (KBTU Startup Incubator, NURIS, Halyk Academy на базе КБТУ и МУИТ);
  • проведение профильных мероприятий (Mobile Banking Day Almaty от red_mad_robot central asia и Markswebb).

Перспективы казахстанского рынка

Создание инновационного продукта или сервиса в Казахстане может быть сопряжено с рядом сложностей: кадровых, бюрократических, финансовых, инфраструктурных и других. Тем не менее, бизнес видит большой потенциал в цифровом партнерстве с предпринимателями и стартапами, особенно в «базовых» сферах: медицине, государственных сервисах, банкинге, day-to-day-ритейле — «боли» потребителя в этих сферах нуждаются в решении в первую очередь.

В медицине, например, появляются такие стартапы, как CEREBRA — продукт, помогающий обнаружить признаки инсульта у человека. Казахстанские госсервисы готовы открыто делиться данными с коммерческим рынком и создавать в области финтеха лайфстайл-продукты с функционалом шире привычного банковского.

Драйвером рынка digital-инноваций в Казахстане, как и во всем мире, остается финтех. Местные банки предлагают одинаковые услуги и сервис по одной и той же цене. Именно поэтому инновации, которые создают новый пользовательский опыт, становятся конкурентным преимуществом на рынке. Теперь в банковских приложениях, помимо привычной функциональности, можно даже получить водительское удостоверение, пособие на ребенка или пенсию.

Локальный рынок Казахстана имеет большой потенциал для бизнеса по нескольким причинам:

  • государство всячески поддерживает развитие цифровых инноваций — например, предоставляет свободный доступ к открытым данным;
  • из-за сужения рынка СНГ в Казахстан постепенно стягиваются зарубежные венчурные инвесторы — к локальным стартапам интерес растет все больше.

Рост наблюдается по всему рынку: его оценивают в более чем $1,35 млрд, крупный бизнес растет на 20% в год. Рынок IT-специалистов буквально перегревается — зарплаты растут на 40–60% в последние два года, а количество кадров прирастает всего на 25–30%. Однако для того, чтобы корпоративные инновации стали стандартной бизнес-практикой, ведущие компании должны системно работать с инструментами открытых инноваций, задавая тренд для остальных участников рынка.

Обновлено 15.09.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть