Геймификация и офлайн — новая нефть: что меняется в бизнес-образовании

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Бизнесмены готовы выделять на обучение не больше двух недель, причем курсы должны быть практическими и увлекательными. Михаил Дашкиев («Юниты») объясняет, как рынок образования адаптируется к новым запросам
Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту

Бизнес-образование — достаточно широкое понятие, значение которого сильно изменилось за последние несколько лет. Изначально им обозначали только программы MBA, однако с развитием EdTech-проектов он стал включать в себя и другие направления: бизнес-школы, акселераторы, онлайн и офлайн-курсы и др. При этом цель такого образования осталась неизменной — выработать у предпринимателя нужные ему навыки и помочь ему сделать работу компании более эффективной.

Активное развитие онлайн-сервисов, а также пандемия коронавируса оказали огромное влияние на бизнес-образование. Старые форматы обучения постепенно трансформируются. Кроме того, появляются новые тренды и методики, благодаря которым пользователям становится проще усваивать знания. Остановимся на нескольких из них подробнее.

Сокращение времени на обучение

Сейчас спектр предложений на рынке бизнес-образования значительно шире, чем несколько лет назад. Как это часто бывает, чем больше доступных вариантов, тем избирательнее и требовательнее пользователи. Поэтому образовательным платформам в условиях сильной конкуренции нужно подстраиваться под предпочтения клиентов.

У предпринимателей, например, частая проблема — отсутствие времени на обучение. В идеале бизнесмены хотели бы, чтобы образование не отнимало много сил и времени (согласно исследованию EdMarket, 60% предпочитают тратить на него не более двух недель) и его можно было сочетать с напряженной работой. Это повлияло практически на все образовательные продукты. Так, изменился рынок MBA, где появились онлайн-форматы и mini-MBA — сжатые по времени и менее дорогие программы обучения.

А в онлайн-курсах трендом становится микрообучение. При таком формате занятия длятся от 8–15 минут до 1–2 часов. Каждый урок сочетает в себе «концентрированную» теорию и практические задания на отработку конкретного навыка. В результате пользователи на 17% лучше усваивают информацию, а их уровень вовлеченности увеличивается сразу на 50%, согласно отчету Software Advice. По данным исследования Mordor Intelligence, в период с 2021 по 2026 год данный сегмент будет расти в среднем на 14% в год. В новом формате разрабатывают курсы такие платформы, как Udemy и Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ), а iSpring предоставляет конструктор для сборки курса по данной методике.

Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»

Ставка на навыки, которые можно применить в моменте

Обучение не только сжимается по времени, но и становится более кастомизированным. Наблюдения показывают, что предприниматели все меньше хотят разбирать теоретические примеры. Они ищут возможность сразу же применять полученные знания на практике. Это дало толчок к изменениям как в программах MBA, так и в онлайн-курсах. В первом случае появились Executive MBA, во время которых предприниматели не разбирают абстрактные кейсы, а как раз отрабатывают новые навыки и сразу же применяют их в своей работе.

При создании онлайн-курсов часть сервисов также делают акцент на их практической пользе для бизнеса. К примеру, на нашей платформе предпринимателей во время обучения сопровождают инструкторы. Вместе они разбирают конкретные проблемы, которые есть в компаниях, а затем отрабатывают навыки, необходимые для их решения. В результате бизнесмены получают только актуальные для себя знания. В будущем на подобную модель может перейти большая часть обучающих платформ для предпринимателей.Чему чаще всего учатся пользователи

У каждой аудитории свои потребности. Для предпринимателей, как правило, самые актуальные темы — правильное выстраивание бизнес-процессов, тайм-менеджмент, оптимизация расходов и увеличение продаж. Руководителям отделов в компаниях важнее личная эффективность и способы повлиять на продуктивность персонала. Рядовые сотрудники либо проходят те курсы, на которые их направляет работодатель, либо задумываются о получении новых навыков или даже смене профессии. У таких пользователей обычно самый частый запрос — знания в области маркетинга и рекламы. В целом, согласно «Барометру онлайн-образования», бизнес-навыки остаются самым популярным направлением: 20% всех создаваемых продуктов ориентированы на них.

Pro
Лекции профессоров МВА
Максимальное ускорение: как оптимизировать бизнес-процессы в компании
Warwick Business School 1 час
Смотреть запись

Смешение онлайн и офлайн-формата

В 2019 году в издании The New York Times был опубликован материал, автор которого утверждала, что в условиях технологического бума новой нефтью станет именно человеческий контакт. Это значит, что привилегированные слои общества будут получать образование в формате офлайн. Несмотря на фактор пандемии, данный тренд остается актуальным и сейчас. Например, известно, что такие крупные бизнес-школы, как Гарвардская или Стэнфордская, категорически отказываются переходить в онлайн. Похожая ситуация и в России. Многие премиальные программы бизнес-образования продолжают проходить офлайн либо в гибридном формате. Так, к примеру, поступили в «Сколково».

Полного отказа от офлайн-формата добиться сложно: не все дисциплины можно эффективно преподавать удаленно. В этих случаях смешанное обучение — неплохой компромисс. Как показал опрос американского исследовательского центра Center for Digital Education, 73% преподавателей считают, что оно помогает обеспечить большую вовлеченность пользователей и повысить эффективность занятий. В будущем смешанное образование, вероятно, станет доминирующим форматом и не только в бизнес-сегменте, но и в школах и университетах.

Влияние технологий

Сильное воздействие на бизнес-образование также оказывает EdTech. Провайдеры онлайн-платформ стараются интегрировать новые подходы, например, геймификацию. Ее, согласно «Барометру онлайн-образования», применяют 43% представителей российского EdTech. Кроме того, популярностью пользуются и различные технологии: чат-боты, AR и VR-решения. Они помогают нарастить такие показатели, как вовлеченность пользователей и доходимость курсов, которые напрямую влияют на качество образовательных программ и на то, как студенты усваивают контент.

В некоторых случаях онлайн-платформы фактически превращаются в соцсети благодаря технологиям и игровым элементам. К примеру, еще несколько лет назад Beat The GMAT представляла собой площадку, где абитуриенты MBA могли приобрести курсы для подготовки к вступительным экзаменам. Однако в начале 2010-х на платформе внедрили самые простые элементы геймификации — доски почета, куда вписывали тех, кто попал в ведущие бизнес-школы или оставил больше всего комментариев на сайте. Это позволило за полгода в два раза увеличить количество просмотров на страницу и в четыре — время, которое пользователи в среднем проводят на сайте. Сегодня Beat The GMAT — одна из крупнейших социальных сетей для студентов MBA. У них есть возможность общаться между собой и подсчитывать шансы на поступление на конкретную программу.

Свои комьюнити также есть у Coursera и других лидеров EdTech-сегмента. В будущем все больше провайдеров онлайн-курсов будут трансформировать свои платформы в полноценные соцсети для пользователей.

Диффузия знаний

Раньше образование, направленное на освоение новой профессии или определенного бизнес-навыка, в основном строилось по вертикальной системе. В ней всегда есть признанный эксперт и его ученики, которые пересекаются только на конкретной платформе. Однако в последнее время развивается тренд на диффузию знаний — информация распространяется между людьми намного быстрее и свободнее, чем раньше. Обучение постепенно переходит на горизонтальную систему: каждый, кто обладает экспертизой в какой-то области, может упаковать свои знания в курс.

Но такие площадки-конструкторы могут притягивать не только добросовестных экспертов, но и тех, кто не обладает знаниями на должном уровне, но хочет получить легкие деньги от продажи курсов. Поэтому крайне актуален вопрос, как именно отслеживать качество подобных программ. Один из возможных способов — создать современную и эффективную методологию, а затем внедрить ее в онлайн-конструктор. Таким образом, авторы будут создавать курсы только в рамках установленного формата. Следить за тем, чтобы эксперты от него не отступали, должны методологи.

Материал подготовлен для спецпроекта РБК Трендов и РБК Pro — «Гид по MBA».
Спецпроект помогает получить ответы на вопросы:
Перейти к спецпроекту
Обновлено 15.06.2022
спецпроект
Лекции профессоров MBA из ведущих бизнес-школ мира уже доступны по подписке РБК Pro

Предложение для новых пользователей

Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть