Директор ВШМ СПбГУ: «Работа с Китаем — тест на зрелость для образования»

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Как университеты учат управленцев действовать в новой реальности и каким образом Китай влияет на тренды в бизнес-образовании, рассказывает Ольга Дергунова, руководитель направления «ВТБ Образование», директор ВШМ СПбГУ

Об эксперте: Ольга Дергунова, старший вице-президент ВТБ, руководитель направления «ВТБ Образование», директор Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Фото: пресс-служба ВТБ
Фото: пресс-служба ВТБ

Новая архитектура бизнес-образования в России

— Как изменилось бизнес-образование в России за последние пять лет и какие трансформации ждут его в ближайшие годы?

— Я бы выделила три основных элемента. Первый — внедрение технологий в образовательные программы и процессы в высших учебных заведениях в целом. Это касается прежде всего корпоративного сегмента взрослых слушателей, которые проходят в университетах профессиональную переподготовку.

Второй — новый вектор международного сотрудничества, активная ориентация на партнерство с глобальным Югом, и в первую очередь с Китаем. Третья составляющая — переосмысление подходов к управлению в России, осознание ее особенностей.

— О каких особенностях российской модели управления идет речь? Что это значит на практике и как влияет на бизнес-образование?

— Последние пять лет стали стресс-тестом для управленческих систем: пандемия, санкции, разрыв прежних цепочек. Компании вынуждены были не просто адаптироваться, а пересобирать себя заново — в новых условиях, без привычных ориентиров. В этом процессе все отчетливее проявляются особенности российского менеджмента: и в темпах принятия решений, и в логике мобилизации, и в умении действовать в турбулентности.

Если раньше о самобытности говорили полушепотом, то теперь она становится предметом открытого анализа. И это очень ценно — потому что рефлексия дает точку роста. Мы учим управленцев не абстрактным моделям, а тому, как в реальности работать с неопределенностью и выстраивать работу в неоднозначных условиях.

В российской практике особенно важны навыки навигации — стратегической, политической, человеческой. Не линейный менеджмент, а управление сложностью. И в этом смысле наш опыт перекликается с китайским: там тоже многое строится не по шаблону, а по логике отношений, доверия и долгого горизонта. Эти параллели открывают дополнительные перспективы для обмена опытом обучения в России и Азии.

Фото:Freepik
Социальная экономика Бизнес по-китайски: как развиваются торговые отношения Москвы и Пекина

— Еще один из заметных трендов последних лет — все более активное участие крупных компаний, в том числе финтех-гигантов, в развитии образования. С чем, на ваш взгляд, это связано?

— Это действительно важный сдвиг. Образование перестает быть делом только университетов. Корпоративный сектор, государство и бизнес-школы все больше работают как интеллектуальные партнеры в вопросе обучения менеджменту. Такой подход позволяет готовить разносторонние управленческие кадры, способные принимать зрелые решения в быстро меняющемся мире. Именно люди, а не технологии или производственные мощности — основа инфраструктуры будущего.

Интеграция бизнеса и академической среды не опция, а новая норма. Мы понимаем это и в ВТБ. Наше новое направление — «ВТБ Образование» — появилось как ответ на реальные вызовы, которые мы видим в банке: от подготовки управленцев в регионах до поддержки экспортеров, выходящих на китайский рынок. Это пространство, где менеджеры, предприниматели, госслужащие и финансовые специалисты могут учиться у практиков, обмениваться опытом и готовиться к работе в новой реальности.

Наш интеллектуальный партнер — ВШМ СПбГУ: университет помогает в разработке решений, в аналитике, в подготовке управленцев для новых типов проектов — от трансграничной логистики до реализации крупных инфраструктурных проектов с госфинансированием. ВТБ, в свою очередь, вовлечен уже на этапе замысла образовательных программ. Это касается и содержания, и формата, и цифровых решений.

Модель сотрудничества, в которой вся цепочка образовательных программ создается в полноценном партнерстве, а преподаватели — это выпускники, ученые и практики, возвращающиеся с опытом из индустрии, позволяет не только эффективнее готовить новые кадры и развивать сотрудников, но и накапливать, транслировать знания, в том числе в прикладных форматах.

Переориентация на Восток

— Как меняется география международных партнерств в бизнес-образовании в последние пять лет? Какую роль играет Китай в обмене опытом?

— Основные изменения коснулись не только географии, но и логики партнерств. Если раньше международное сотрудничество было построено по модели «учиться у Запада», с акцентом на стандартизацию и использование готовых подходов, то сегодня мы идем по пути соавторства — особенно в отношениях с Китаем. С 2022 года фокус сместился: в образовательной карте все более заметными становятся страны Юго-Восточной Азии, Индия и в первую очередь Китай — как крупнейший торговый партнер и ближайший сосед. За китайскими университетами стоит совсем другая цивилизация, работать с ними — тест на зрелость для российской образовательной системы.

В бизнесе взаимодействие с Китаем также требует гораздо более высокого уровня зрелости — стратегической, культурной, управленческой. Здесь недостаточно знать только внешнеэкономические формальности или понимать базовые различия деловых культур — нужно мыслить в логике партнера, уметь выстраивать долгосрочные конфигурации, действовать точно и уважительно в иной нормативной и цивилизационной среде.

ВТБ — единственный российский банк, филиал которого много лет работает в Китае. У нас накопился большой опыт взаимодействия с компаниями в этой стране, поэтому мы создали отдельное направление в «ВТБ Образовании» с фокусом на прикладных образовательных решениях по взаимодействию с КНР.

Мы провели масштабное исследование рынка образовательных продуктов, ориентированных на бизнес с Азией, и оно подтвердило: спрос на Китай огромен, но действительно качественных программ, сочетающих глубину и практикоориентированность, — единицы. После анализа мы переосмыслили подход к задаче — привлекли дипломатов, китаистов, юристов, логистов, китайских профессоров, адаптировали кейсы под отраслевые задачи.

Примеры таких проектов — онлайн-программа в партнерстве с ВШМ СПбГУ и Российским экспортным центром для российских экспортеров из агропромышленного комплекса и пищевой отрасли, очный интенсив для владельцев и топ-менеджеров компаний из сферы энергетики, производства, торговли оборудованием и логистики при участии Харбинского политехнического университета. В ближайших планах — программа для тех, у кого только намечаются деловые отношения с китайскими компаниями.

Фото:Shutterstock
Отрасли Концепция «лица»: почему в КНР важно следить за социальным капиталом

Растущая роль технологий

— Как технологии меняют архитектуру бизнес-образования? Как проявляется их влияние на образовательные программы?

— Переход к новому формату доставки знаний — уже свершившийся факт. Пять лет назад присутствие онлайн-программ в образовательных портфелях компаний казалось невозможным — теперь же этим сложно удивить. Пандемия стала фактором, который изменил подход к восприятию и содержанию образования. Она превратила гибридный формат, сочетающий онлайн и офлайн, в мейнстрим.

Сейчас уже происходит тонкая настройка гибридного формата преподавания. Теперь это не просто асинхронное обучение, когда лекция проходит в присутствии живой аудитории, а потом остальные студенты смотрят ее в записи. Уже 230 российских вузов тестируют модель, которая позволяет онлайн- и офлайн-слушателям в режиме реального времени общаться между собой при модерации со стороны преподавателя. Стирается разница между очным и цифровым присутствием, а технологии позволяют достигать лучших образовательных результатов.

— Цифровизация затрагивает не только образовательный процесс, но и компании, в которых предстоит работать выпускникам. Как университету подготовить студентов к переменчивым требованиям компаний в вопросах технологий?

— Технологии меняют не только форму, но и философию образования. Сегодня уже не так важно, где ты учишься, — важнее, с кем и чему. Цифра стерла границы между кампусом, международной площадкой и компанией-работодателем. Мир технологий — это быстро меняющийся ландшафт, и управленец должен быть адаптивным. Сегодня для задач применяется один язык программирования, завтра — другой, послезавтра разработку вообще возьмет на себя ИИ. Поэтому важно, чтобы студент во время обучения постоянно использовал разные технологии и университет помог сформировать способность понимать, где применимы те или иные инструменты. Мы учим работать в логике цифровых экосистем, включая, например, китайские — где бизнес-процессы, платежные системы и каналы коммуникации выстроены совсем иначе.

Навыки будущего: что действительно важно знать и уметь

— Какими должны быть управленцы нового времени?

— Главное — уметь принимать сложные нестандартные решения. Научить этому — ключевая задача университета. Нужно держать в руках целый арсенал инструментов, а их диапазон расширяется вместе с кругозором. Поэтому важна междисциплинарность. Бизнес-школы добавляют в программы на первый взгляд неожиданные дисциплины, но именно они обогащают управленческое мышление. Управленец будущего не просто директор. Это стратег, модератор и интегратор смыслов. Его задача — не свести риск к нулю, а уметь действовать в неопределенности.

Менеджерам полезно знать физику и математику, разбираться в современном искусстве и музыке — это помогает развивать креативность, делает личность многогранной, способной к переадаптации и обучению. Через пять лет будут выигрывать не самые умные, а самые обучаемые. Именно поэтому важно уделять внимание развитию мышления. Многослойность личности — основа гибкости.

Экономика образования Что такое soft skills и как их развивать. Полный гид

Еще один навык, который обязательно сопровождает успешного руководителя, — умение общаться. Важные решения редко принимаются в одиночку. Нужно уметь формулировать цель, к которой хочется двигать компанию, обсуждать ее с коллегами, достигать коллективного результата, мотивировать, вдохновлять и вести сложные переговоры.

Не менее важная управленческая компетенция XXI века — кросс-культурный интеллект. Умение «считывать» партнера, понимать логику его решений, действовать с учетом культурного контекста. Особенно это касается отношений с Азией и Китаем, где многое держится на нюансах: доверии, тональности, правильных символах, негласном протоколе. Очень часто именно понимание культурных кодов, особенностей цивилизационного мышления и делового этикета дают наилучший практический эффект: ускоряют переговоры, снижают риски и делают бизнес устойчивым. Поэтому Китай для нас — это не просто торговый партнер и не только учебный кейс. Это зеркало. Если ты умеешь вести дела с Китаем, ты умеешь действовать в любой сложной системе.

Реклама, банк ВТБ (ПАО). Erid: 2SDnjeTpLUe

➤ Подписывайтесь на телеграм-канал «РБК Трендов» — будьте в курсе последних тенденций в науке, бизнесе, обществе и технологиях.

Обновлено 31.07.2025
Авторы
Теги
Екатерина Кабышева
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть