София Эк, «Девушка с минного поля»
София Эк, жена Даниэля, долгое время работала в SmartMoney, ежемесячном издании The Wall Street Journal, — составляла инвестиционные отчеты по Греции, Коста-Рике, Британским Виргинским островам. Ее дебютная книга рассказывает о ее командировке в Ливию в то время, когда страна находилась под управлением Каддафи. София рассказывает о своих впечатлениях от жизни там: о том, что она постоянно находилась под наблюдением и о том, как мужчины во власти контролируют даже личную жизнь людей. Желая показать Ливию западным «акулам бизнеса» на страницах WSJ, София оказывается на опасной территории, не подозревая, что ее ждет.
«Моя жена София недавно опубликовала свою первую книгу. Я невероятно горжусь ею, ее сложной работой и самоотверженностью при написании книги, и не понимаю, как ей удалось сделать это, одновременно будучи прекрасной мамой для наших дочерей», — делится Даниэль Эк.
Джаред Даймонд, «Ружья, микробы и сталь. История человеческих сообществ»
«Ружья, микробы и сталь» — научно-популярная книга американского ученого Джареда Даймонда, удостоенная Пулитцеровской премии в 1998 году. В ней автор пытается разобраться, почему именно евразийская цивилизация стала доминирующей в мире. Он считает, что аргументы о ее интеллектуальном, моральном или генетическим превосходстве несостоятельны, и выдвигает теорию о том, что к этому привела разница природного окружения.
Так, согласно теории Даймонда, благодаря тому, что у евразийцев было больше подходящих для возделывания и хранения культур, животных, пригодных для одомашнивания, а для территорий их расселения характерен более сухой климат, они смогли раньше перейти от кочевого образа жизни к сельскому хозяйству. Это дало толчок к развитию торговли и технологий, которые, в свою очередь, помогли евразийцам постепенно распространить влияние на другие континенты. Даймонд подробно описывает, как евразийцы одомашнивали растения и животных, как у людей развивалась устойчивость к болезням и почему этой устойчивости не было у других цивилизаций, а также непредвзято отвечает на многие другие вопросы с точки зрения биолога.
Фредрик Даннен, «Hit-Men: мощные брокеры и быстрые деньги в музыкальном бизнесе»
Несмотря на то, что с 1991 года, когда вышла книга Даннена, многое в индустрии музыки изменилось, Эк считает ее важнейшим портретом эпохи. «Я шучу, что у меня были волосы до того, как я начал работать в музыкальном бизнесе, но, к счастью, тех ошеломляющих уровней коррупции, которые описывает Даннен, больше не существует», — отмечает он.
Даннен составляет честную, но противоречивую картину рынка поп-музыки, начиная со времен Tin Pan Alley, или «улицы дребезжащих жестянок», — так коммерческую музыкальную «кухню» на Манхэттене стали называть в самом начале XX века. За глянцевым фасадом популярной музыки скрывается неутолимая жажда наживы, огромные амбиции и эго, ожесточенное соперничество за прибыль и власть, вымогательства и коррупция, незаконные сделки и мошенничество. Все это сопровождало развитие самых крупных студий звукозаписи и музыкальных лейблов США, о которых по-настоящему захватывающе рассказывает книга.
Ллойд Брэдли, «Бас-культура: когда регги был королем»
Музыкальный журналист Ллойд Брэдли предлагает читателю погрузиться в атмосферу Ямайки в первом крупном рассказе об истории регги — о том, как этот стиль прошел путь от ска до рок-н-ролла и даба, а затем из местной музыки превратился в жанр, покоривший мир. Брэдли рассказывает о таких легендарных фигурах, как Боб Марли, Принц Бастер, Кинг Табби и других. При этом «Бас-культура» — это еще и история самой Ямайки от колониального острова до независимости, он Кингстона до Лондона, рассказанная сквозь призму растафарианской и протестной музыки.
Даниэль Эк считает, что мы должны усвоить уроки регги-музыкантов. Регги развивался как жанр в 1960-е годы — во время активной борьбы темнокожего населения за равенство и свои права, против расизма, классового неравенства, рабства и экономической дискриминации. Музыканты отошли от безобидных текстов о любви ко всему миру и стали призывать людей вернуться к корням и сопротивляться системе — регги стал жанром протеста. Несмотря на все эти трудности, многие регги-исполнители смогли сохранить свою решимость и творческую целостность.
Мэттью Сайед, «Принцип «черного ящика». Как превратить неудачи в успех и снизить риск непоправимых ошибок»
Каждый из нас время от времени совершает ошибки: проваливает собеседование или экзамен, неправильно инвестирует деньги, пропускает бросок в игре. Но в некоторых сферах, таких как медицина или авиация, ценой ошибки может стать чья-то жизнь. Например, в России из-за врачебных ошибок 70 тыс. людей в год сталкиваются с осложнениями, вплоть до летального исхода. Как правило, эти ошибки не становятся публичными. С другой стороны, любую ошибку пилота тщательно анализируют, чтобы не допустить ее повторения в будущем, что возможно благодаря методу «черного ящика». Отчасти именно благодаря ему авиация стала одной из самых безопасных отраслей.
Сайед предлагает использовать принцип «черного ящика» в повседневной работе. По его мнению, главный фактор успеха — признание неудачи и готовность работать над ошибками и идти дальше. С помощью широкого спектра источников по истории, антропологии и психологии автор рассказывает, как действительно прорабатывать свои провалы и не становиться жертвой защитной реакции собственной психики.
Стив Биддалф, «Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек»
Даниэль Эк — не только влиятельный предприниматель и миллиардер, но и отец двух дочерей. Вместе с женой Софией они стараются воспитывать девочек так, чтобы те росли энергичными, уверенными в себе и амбициозными — и при этом оставались собой.
Австралийский детский психолог Стив Биддалф, автор бестселлеров о воспитании детей, развивает идею о важности теплых и любящих детско-родительских отношений, а также говорит о необходимости ролевых моделей в жизни ребенка. В книге «Почему принцессы кусаются. Как понимать и воспитывать девочек» Биддалф делает акцент на том, что маркетологи и социальные сети стараются продать стандарты красоты девочкам с самого раннего детства, и задача родителей — защитить их от ловушек внешнего мира. Психолог рассказывает, как помочь дочерям без проблем пройти все пять этапов девичества, делится важной информацией о здоровых отношениях с едой и расстройствах пищевого поведения, объясняет, как противостоять давлению соцсетей и токсичного окружения. Практические советы подкреплены историями успеха родителей и их дочерей, которые выросли сильными, мудрыми и уверенными в себе.
Пауло Коэльо, «Алхимик»
Во время запуска Spotify в Бразилии Даниэль Эк побывал в гостях у Пауло Коэльо в его доме в Рио-де-Жанейро. Как позже вспоминал Эк, ему было интересно поговорить с писателем о том, как эта книга стала такой популярной — например, Коэльо никогда не возражал против бесплатного распространения произведения, чтобы таким образом увеличить продажи в дальнейшем. Такой подход очень похож на бизнес-модель freemium, которую Эк внедрил еще в первые дни запуска стриминга. По этому принципу Spotify работает по сей день.
«Алхимик» — самая продаваемая книга на португальском языке и занимает одно из первых мест по количеству переводов на другой язык. Этот роман-притча о мечте и ее осуществлении издан в 117 странах мира и переведен более чем на 80 языков, включая высокий валирийский — вымышленный язык из «Игры Престолов».
Чарльз Мангер, Питер Кауфман, «Альманах бедного Чарли»
Чарльз Мангер — известный американский инвестор, юрист, филантроп, лучший друг и соратник Уоррена Баффетта. В свои 97 лет Мангер — вице-председатель совета директоров холдинговой компании Баффетта Berkshire Hathaway и директор корпорации Costco. Его не зря считают великим инвестором: Чарли всегда знает, куда и как нужно вложиться, чтобы получить максимальную прибыль, и учит этому других в своих многочисленных лекциях и публичных выступлениях. «Альманах бедного Чарли» — сборник лучших выступлений Мангера и квинтэссенция его мудрости.
Вот некоторые принципы и ментальные модели Чарльза Мангера, описанные в книге:
- Принцип инверсии. Как фанат математики, Чарли предлагает решать проблемы «задом наперед» — описать худший исход и действовать так, чтобы его не допустить.
- Круг компетенций. Ключ к успеху — признать, что твои возможности имеют границы. Если не переоценивать себя и действовать в рамках собственных компетенций, можно достичь лучшего результата и избежать ошибок.
- Бритва Оккама. Мангер — сторонник идеи о том, что самое простое решение проблемы или задачи чаще всего оказывается верным.
Алекс Фергюсон, Майкл Мориц «Уроки лидерства. Чему меня научила жизнь и 27 лет в «Манчестер Юнайтед»
Сэр Алекс Фергюсон — самый успешный тренер в истории футбола. За 27 лет его руководства «Манчестер Юнайтед» завоевала 38 трофеев. Этот успех не был бы возможен, если бы не блестящие управленческие навыки и решения Фергюсона, которые он раскрывает в своей книге. Тренер рассказывает, как нанимать и увольнять сотрудников, как организовать работу в команде, как вдохновлять и вести за собой людей, реагировать на провалы. Несмотря на то, что книга полностью посвящена футболу, советы Фергюсона можно легко адаптировать и применить в работе любой организации.
Даниэль Эк называет себя фанатом «Арсенала» — но это не мешает ему восхищаться тем, как Алекс Фергюсон превратил «Манчестер Юнайтед» в один из самых узнаваемых брендов в спорте.
Гамильтон Хелмер, «7 сил: Основы бизнес-стратегии»
Концепцию «7 сил» разработал профессор Стэнфордского университета Гамильтон Хелмер: он считает, что компании самостоятельно могут создавать условия, в которых их доход будет постоянным и долгосрочным. Методы Хелмера активно используются не только в Spotify, но и в Netflix, Apple, Pixar и Tesla. Семь сил — это набор принципов, которые нужны, чтобы выстроить эффективную стратегию работы:
- Эффект «сети» — ценность услуги для каждого пользователя возрастает по мере того, как присоединяются новые пользователи.
- Ограниченный ресурс — ресурс, право владения которым есть только у одной компании.
- Экономия от масштаба — затраты на производство единицы продукции снижаются с увеличением объема производства.
- Затраты на переключение — чтобы сменить поставщика товара или услуги, потребитель должен преодолеть некоторые препятствия.
- Конкурентное позиционирование — новый бизнес выигрывает, когда адаптирует под себя уже готовую бизнес-модель конкурентов и заставляет чужую стратегию работать на себя.
- Бренд — из двух объективно одинаковых предложений потребители выберут то, которое имеет сильнейшую историю.
- Мощность процессов — алгоритмы компании, которые обеспечивают низкую цену или лучший продукт.