Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Нейросеть дописала десятую симфонию Бетховена

Фото: Alamy
Фото: Alamy
Бетховен не успел дописать десятую симфонию, оставив потомкам лишь черновики. Композиторы пытались закончить произведение, но им не удавалось целиком воссоздать замысел автора. В итоге с задачей справилась нейросеть

Бетховен начал работу над десятой симфонией в 1824 году, но через три года умер, и она осталась неоконченной. Произведение с тех пор существовало только в набросках, рассеянных по нескольким рабочим тетрадям. Исследователям творчества немецкого композитора удалось найти около 50 таких фрагментов.

Набросок десятой симфонии
Набросок десятой симфонии (Фото: Дом-музей Бетховена)

Попытки воссоздать произведение

С тех пор несколько музыковедов создали свои варианты финала десятой симфонии на основе черновиков. В 1980-х годах британский композитор Барри Купер реконструировал первую и вторую части произведения. Его вариант через восемь лет исполнил Лондонский симфонический оркестр. В 2013 году современный немецкий композитор Герд Пренгель объединил черновики, а Хидеаки Шичида воссоздал все четыре партии симфонии.

В начале 2019 года Маттиас Редер, директор Института Элетт и Герберта фон Караян, занимающегося проектами на стыке музыки и технологий, начал набирать команду для реконструкции сочинения Бетховена. Для воссоздания симфонии он решил использовать искусственный интеллект. В рабочую группу вошли австрийский композитор Вальтер Верзова, эксперт по автоматическому написанию музыки Марк Готэм, пианист и музыковед из Гарвардского университета Роберт Левин, ранее дописавший несколько недописанных работ Моцарта и Баха, а также искусствовед и директор лаборатории искусственного интеллекта американского Ратгерского университета Ахмед Эльгаммаль.

Этапы работы над реконструкцией

Команда начала с расшифровки набросков симфонии. Музыковеды пытались определить, в какой последовательности могли следовать фрагменты и каков возможный замысел Бетховена. Чтобы искусственный интеллект смог дописать неоконченное произведение, его учили объединять музыкальные фрагменты, писать различные части сложных произведений, основываясь на нескольких нотах, и понимать стиль композитора. По задумке специалистов, нейросеть должна была «думать, как Бетховен» и, используя его черновики в качестве подсказок, закончить симфонию.

Композитор Вальтер Верзова за работой над симфонией
Композитор Вальтер Верзова за работой над симфонией (Фото: АР)

Ахмед Эльгаммаль создал четыре нейронных сети, в которые загрузил сонаты, концерты, струнные квартеры и девять симфоний Бетховена, чтобы научить их распознавать стиль композитора. Две модели отвечали за гармонию и оркестровку, третья разрабатывала темы, а четвертая объединяла их. «Есть те, кто считают, что искусственному интеллекту не место в творчестве. Но я рассматриваю ИИ не как способ заменить музыканта, а как инструмент, который помогает художникам выразить себя по-новому», — считает искусствовед.

Первое исполнение фрагмента сочинения ИИ

В ноябре 2019 года ИИ представил часть своего варианта реконструкции произведения. Пианист исполнил ее в Доме-музее Бетховена в немецком Бонне перед группой журналистов, музыковедов и исследователей творчества композитора. Слушателей попросили определить, где закончились ноты, написанные Бетховеном, и началась партия нейросети. Они не смогли. Затем одну из партитур сыграл струнный квартет. Слушатели снова не поняли, где были части, написанные искусственным интеллектом. После этого команда специалистов решила, что идет по верному пути.

Подготовка в пробному исполнению части симфонии, созданной нейросетью
Подготовка в пробному исполнению части симфонии, созданной нейросетью (Фото: Telekom)

Премьера симфонии

За следующие полтора года музыковеды усовершенствовали работу нейросети. В итоге она смогла дописать две части произведения Бетховена. Премьера симфонии состоялась 9 октября 2021 в Бонне. По словам Эльгаммаля, «некоторые слушатели были настолько в восторге, что плакали, а один потом слушал эту музыку весь день».

Обновлено 26.11.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть