Диплом за месяц: смогут ли онлайн-курсы заменить университеты

Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС
В новом эпизоде подкаста «Что изменилось?» обсуждаем, какие инструменты стали доступны современным образовательным учреждениям и чем для обучения полезны онлайн-платформы

Слушайте нас на любой удобной платформе: Apple Podcasts, CastBox, «Яндекс Музыке», Google Podcasts, Spotify и «ВК Подкасты». А еще следите за нами в Telegram и Instagram «Что изменилось?» — там мы делимся интересными материалами по теме.

Гости выпуска:

Марина Харахордина — руководитель методического отдела Skillbox. Марина рассказала, как платформы онлайн-обучения рассчитывают эффективность образовательного процесса и как грамотно подойти к выбору своей образовательной траектории.

Анна Завалей — начальница отдела дирекции по онлайн-обучению НИУ ВШЭ. Анна объяснила, как вузы совмещают онлайн и офлайн подходы к образованию и почему дипфейки и искусственный интеллект никогда не заменят преподавателя.

Таймлайн беседы:

1:20-3:38 — Существуют ли новые формы образования

3:38-7:14 — Эффективное обучение: как онлайн-платформы оценивают прогресс студентов

7:14-10:26 — Как организовать онлайн и офлайн-образование

10:26-18:28 — Дипфейки и роботы: будут ли новые технологии востребованы

18:38-21:55 — Какие профессии нельзя изучить на онлайн-курсах

21:55-28:58 — Образование и аккредитация: почему важен формальный подход

28:58-33:05 — Зачем нужны видео в TikTok и на YouTube

Хайлайты разговора

Анна считает, что образование консервативно. Не стоит говорить о появлении новых форм учебного процесса хотя бы из-за того, что особенности человека к изучению остаются прежними. Можно выучить что-то активным методом, вовлекаясь полностью в дискуссию и образовательный процесс, можно быть пассивным слушателем, а можно применить ноу-хау подход и изучать что-то в процессе активности.

Единственное, что изменяется с течением времени — технологические возможности, поэтому главным становится вопрос того, насколько мы гибки и инновативны, чтобы соединить прогресс со старыми педагогическими приемами.

Марина объяснила, что онлайн-платформы — это лишь один из возможных инструментов, который позволяет доставить контент другим способом. Потенциально наиболее эффективным является смешанное обучение, когда получить информацию можно с помощью любого из предложенных инструментов.

Дипфейк и искусственный интеллект не заменят преподавателя, считает Анна. Это связано с тем, что большинство людей выбирают курс исходя из того, кто его читает. Конечно, есть информация, которую может рассказать кто угодно. Однако в случаях, где требуется экспертиза и личный опыт, дипфейк вряд ли сможет чем-то помочь.

Фото:Kayla Velasquez / Unsplash
Индустрия 4.0 Дипфейки: что это за технология и почему она опасна

Анна объяснила, что в образовании вряд ли когда-то перестанут действовать механизмы государственной аккредитации. В некоторые профессии — например, в медицину, юриспруденцию и государственные должности — точно не пройти без формального подтверждения своих компетенций.

Марина рассказала, что к выбору траектории обучения в принципе стоит подходить осознанно. Хороший вариант — изучить все возможные способы получить профессию и сравнить их эффективность. Узнать, какие требования предъявляют к специалистам этой сферы, пообщаться с теми, кто уже давно там работает.

Фото:Unsplash
Экономика образования Микрообучение: чему и как учиться в условиях нехватки времени

Нельзя быть полностью уверенным, что в образовательных клипах в TikTok нет ошибок, считает Анна. Возможно, они актуальны в изучении каких-то бытовых практик: готовки, вязания, сбора полок, но за тем, что требует теоретической базы, лучше идти на курсы или в университет.

Кажется, что многие предметы в учебных заведениях бесполезны, и их можно избежать с помощью обращения к «быстрому» контенту. Но это вовсе не так: на самом деле изучение, например, длинных теорем очень полезно для наращивания в мозге определенных нейронных связей, которые влияют на способность выстраивать логические последовательности.

Помимо этого, важно учитывать, что дополнительные предметы в школах и университетах фокусируются не только на предоставлении определенных знаний, но и на развитии мышления и навыков коммуникации, расширении кругозора, говорит Марина.

Анна также подчеркивает, что, возможно, для изучения, например, иностранного языка на уровне А1 будет достаточно пройти небольшой онлайн-курс. Но все же не стоит брать успешное прохождение курса для каких-то статистических данных, ведь тогда в стороне остаются такие факторы, как мотивация студентов, их языковые знания и предпочтения, социальный бэкграунд. В некоторых случаях без учителя не обойтись.

Обновлено 26.05.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть