Тенденция автоматизировать все бизнес-процессы приобрела глобальные масштабы. По прогнозам IDC, к 2022-му году 70% организаций по всему миру должны перейти к цифровым технологиям и автоматизированным решениям, которые призваны улучшить клиентский опыт и повысить устойчивость бизнеса к изменениям. А через три года предвидится уменьшение операционных затрат на 30% благодаря гиперавтоматизации и изменению операционных процессов.
Что делает программа оптимизации запасов
В ретейле существует ряд задач, которые требуют нестандартного подхода, например ведение переговоров с поставщиками об условиях, цене продукции, матрице товаров. Тем временем рутинные задачи — от инвентаризации до прогнозов закупок — решаются за счет программы. Вот что она делает.
Синхронизирует работу отделов
Программа прогнозирования спроса — это инструмент, который добавляет прозрачности операционным процессам. Когда сотрудники используют разные версии расчетов в Excel, то процессы не синхронизированы между отделами. К тому же при масштабировании надо нанимать дополнительных сотрудников, пропорционально количеству открываемых точек. Программа не требует передачи экспертизы от одного сотрудника к другому: например, когда специалист вышел в отпуск, не успел передать дела, а у его коллег нет понимания индивидуальных метрик расчета. Когда знания находятся у определенного специалиста и зафиксированы в виде формул Excel, требующих объяснений, компания теряет ценное время.
Защищает от недобросовестных сотрудников
Программа беспристрастна и ориентирована на выгоду для компании. Она защищает от недобросовестных сотрудников, которые могут оказаться в сговоре с поставщиком, заказывая большие партии товара за вознаграждение.
Решает вопросы закупок
Программа синхронизирует и все процессы по закупкам. Если отделы используют разные инструменты, могут возникнуть проблемы с заказом и выкладкой товаров — отдел маркетинга рассчитал одну цифру, а магазин получил совершенно другую. В итоге не хватает запасов для проведения промоакций. Внутренние коммуникации зачастую оказываются слабым местом в компаниях. Отдел продаж говорит, что у них определенные KPI продаж, отдел маркетинга — о своих планах промоакций, а закупщики — об ограничениях у поставщиков. Плюс ко всему распределительный центр должен решить, как все синхронизировать. Произвести расчеты вручную и выстроить единую систему довольно проблематично.
Освобождает время для стратегических задач
Сотрудник не должен переключать внимание с тактических задач на стратегические и наоборот. Рутинная работа выжимает ресурсы, и он не может эффективно вести переговоры с поставщиками. С программой у специалиста появляется шанс заниматься переговорами для развития бизнеса и управленческими решениями. При верхнеуровневом влиянии сотрудника на все процессы возникает идеальный сценарий коллаборации машины и человека.
Одновременно при использовании автоматизированной системы у руководства появляются веские доводы, почему был закуплен тот или иной продукт. Если раньше закупки производились исходя из экспертной оценки на базе Excel-расчетов, то благодаря программе оптимизации запасов ответственность за стратегические решения распределяется.
Совершенствует прогнозы
Утверждения о том, что программа сможет все сделать сама и принять решение за людей, — миф. Она не способна учесть, что по прогнозу погоды на майских праздниках будет холодно, и потому никто не станет покупать шашлык. Сотрудник должен внести переменные факторы, чтобы получить максимально точные прогнозы.
Может ли программа полностью заменить человека
В ретейле пока не существует цифровой экосистемы по сбору информации о ценах и предложениях, хотя рынок активно развивается в этом направлении. Может возникнуть модель из фармацевтической индустрии, в которой больше не ведутся переговоры с поставщиками на уровне аптек: система выбора провайдера автоматизирована и менеджер не ведет диалог с партнерами. Для повсеместной цифровизации рынок должен быть достаточно структурированным и насыщенным данными, формируя единое информационное пространство. Программа не может полностью заменить сотрудника, она оптимизирует его работу и влияет на рутинные процессы.
Когда нужна автоматизация
Бизнесу выгодно прибегать к автоматизации, когда у него большой штат сотрудников. Если речь идет о торговой сети с 300 магазинами, то содержание штата обойдется дороже, чем потенциальные ошибки, которые может совершить система. А маленькому производителю, у которого 100 товарных позиций, выгоднее, чтобы работой занимался человек. Поскольку издержки на содержание штата не столь высокие.
Программа как тактический инструмент
Чтобы программа могла полностью заменить человека, она должна предсказывать форс-мажорные обстоятельства. В случае с пандемией программа не могла заглянуть в будущее, поскольку резко изменились объемы поставок и процессы в целом: системы закупок и распределения товаров, условия и сроки доставки. Модель может предсказывать определенные события, но в случае уникальных явлений адаптация довольно долгая.
В бизнесе всегда много неизвестности, а программа — это тактический инструмент для управления неопределенностями. Она рассчитывает максимальное количество факторов: спрос, сроки доставки, страховые запасы при всех сценариях. При этом она не умеет принимать решений на уровне бизнес-стратегии, когда из-за ситуации на рынке меняются цели компании, а вместе с ними — бизнес-модель. Скажем, что сейчас товары надо продавать в розницу, а потом — по подписке каждую неделю. Она может дать рекомендацию, где закрыть магазин, а где открыть, исходя из геоданных и информации о проходимости на точках. Однако в экстраординарных случаях технология не предложит закрыть пять магазинов или запустить пять новых. Она способна дать гипотезы развития, но ей не хватает креативного подхода. Конечно, нейронные сети могут делать определенную творческую работу, как происходит с отрисовкой логотипов в студии Артемия Лебедева. Но в данном случае существует большой запас данных, благодаря которому искусственный интеллект научился делать креативы.
Программам не хватает быстрой реакции и творческого подхода. Зачастую у сотрудника есть данные, которых нет у программы, поскольку они не структурированы и находятся в разных места — на почте, в мессенджерах, в Excel-таблицах.
Прогнозы развития: цифровые экосистемы
Для перехода к автоматизации в ретейле необходимо развитие единой инфраструктуры. Происходит та же ситуация, что и с беспилотными автомобилями: чтобы они массово появились на дорогах, нужна коммуникация автомобилей между собой. Должна возникнуть цифровая экосистема, где не люди «общаются» с автомобилями, а программы обмениваются информацией, анализируют ситуацию на дороге и способны принимать решения.
Когда возникнет возможность коммуникации на уровне программ — поставщика, производителя, дистрибьютора и магазинов — они смогут передавать данные и принимать решения на стратегическом уровне.