Об эксперте: Марат Раевский, старший консультант отдела стратегии и куратор школы инноваций ИКРА.
Пример инноваций: вы решили сделать упаковку с соком более удобной или добавить в электровелосипеды функцию защиты от воровства, решили открыть новое направление бизнеса и вместе с автомобилями теперь будете строить космические ракеты. Для вас это будут инновации. И неважно, что так уже кто-то делает, важно, что вы делаете это первый раз. Свежие идеи дают компании преимущество — повышают ее эффективность и ценность в глазах потребителя, сокращают расходы.
Окупаются ли инновации
Изменения требуют вложения ресурсов, поэтому возникает логичный вопрос: получится ли инновацию окупить? С одной стороны, ответ очевиден — без инноваций система не развивается. С другой — идей много, но какие принесут прибыль? Заранее не предугадать. Но если посмотреть на список самых дорогих и прибыльных компаний, то в нем находятся именно те, кто очень много инвестирует в НИОКР.
Чтобы оценить доходность инвестиций в инновации, мы используем, как и в любом другом бизнесе, финансовый показатель ROI (Return on investment), а ROI в инновациях имеет свой термин: Return on Innovation Investment — ROII или RO2I.
Часто инновации имеют отрицательный ROI по умолчанию. Мы можем улучшить потребительский опыт: потратить деньги на исследования, изменение пользовательского пути, обучение персонала, введение системы метрик, а увеличение продаж, если оно вообще случится, может не вернуть инвестиции в течение долгого времени. Но без инноваций может произойти и падение продаж за счет того, что конкуренты применят нововведения, и покупатель выберет их.
Александр Родионов, руководитель центра инноваций ЛАНИТ: «На начальной фазе главные показатели — это охват и вовлечение. Говорить о ROI тут не приходится, так как на этом этапе бизнес не вовлечен и не верит в потенциал инноваций. После того как инновационная деятельность начала давать первые финансовые результаты, есть два базовых сценария:
- Для инноваций, целью которых является повышение эффективности и сокращение затрат, ключевой показатель — это доказанная экономия.
- Для инноваций, целью которых является получение дополнительных доходов, — выделение проекта в отдельное направление со своим P&L и целями по нему».
Какие инновации существуют и зачем они нужны
Прежде чем решить, какие метрики использовать, нужно спросить себя: какие инновации вы хотите внедрить и зачем? Как они должны повлиять на стратегию бизнеса и на какие показатели? Чтобы ответить на эти вопросы, можно воспользоваться типологией Питера Друкера.
- Продуктовые инновации
Наиболее распространенная форма, которая влечет за собой улучшения в продуктах или услугах как на основе новых технологий, так и простые улучшения уже существующих атрибутов.Экологическая повестка и сложность перемещения на обычном велосипеде (возвышенности, далекие расстояния) привели к появлению электровелосипедов. Инновация показывает хороший рост: в Европе в 2019 году было продано 3,7 млн электровелосипедов, в 2020 году рост составил 23%, а к 2030-му объем продаж ожидается на уровне 17 млн штук.
- Социальные инновации
Новые способы удовлетворения социальных потребностей, такие инновации меняют способ взаимодействия потребителей с продуктами. Развитие банковской сферы привело к тому, что банки упростили доступ к бирже. Сейчас много банков предлагают своим клиентам торговать на бирже через мобильное приложение. В первом полугодии 2020 года сервис «Тинькофф Инвестиции» почти в два раза нарастил клиентскую базу — до 1,9 млн человек, что привело к годовому росту выручки от этого направления в 10,5 раза, до ₽2,2 млрд.
- Управленческие или процессные инновации
Часто относятся к изменениям и улучшениям в методах производства, доставки и вывода на рынок новых продуктов. Они могут быть связаны с внедрением изменений в таких подразделениях, как HR или финансы. Самым ярким примером после конвейера Форда можно считать Mcdonald’s. Первой инновацией стало использование тоже по сути принципа конвейера для приготовления пищи, а следующей — распространение сети по франшизной модели.
По сути, любую инновацию можно рассматривать как стартап, а его успешность измерять в зависимости от финансовых и маркетинговых целей.
Например, описать цели и посчитать их выполнение помогает OKR —Objectives and Key Results (цели и ключевые результаты). Это система постановки целей, которую используют Google, LinkedIn, Uber, «Авито» и многие другие компании.Она позволяет синхронизировать команду с помощью прозрачности и дерева целей. Важный момент — цели по OKR ставятся «снизу вверх». Таким образом вся команда становится более вовлеченной, так как она сама ставит себе цели.
Objectives — это большая и амбициозная цель, от которой вас и команду должно драйвить, задает направление, вдохновение.
Амбициозность говорит о том, что достичь цель на 100% практически невозможно. В Google 60–70% выполнения цели — это самый лучший результат, а 100% выполнения OKR говорит о том, что вы поставили слишком простую цель. Меньше 40% выполнения — либо вы не рассчитали свои силы, либо не умеете достигать поставленных целей. Отсюда следует, что нельзя премировать сотрудников за выполнение/невыполнение OKR. Если сотрудники поймут, что их премии зависят от ОКR, тогда они просто станут занижать свои цели, и никакой магии не произойдет.
Key Results — ключевые результаты, которые заземляют цель и показывают, насколько вы ее достигли. Для отслеживания команда может выбрать как один ключевой результат, так и несколько (желательно, не более пяти метрик). На нашей практике лучше всего работают два-три ключевых результата. Чем меньше — тем лучше. Это помогает сфокусироваться на главном.
Ольга Казменко, старший менеджер по инновациям, IDS Borjomi International:
«Каждая программа инноваций существует с какой-то целью — инноваций ради инноваций не бывает. Наша программа Startup Borjomi существует для повышения эффективности бизнеса. В рамках каждого пилота мы замеряем влияние на бизнесовые показатели — сокращение костов, рост выручки, сокращение времени сотрудников, затрачиваемое на задачу.
Тем не менее, конверсию никто не отменял. Поэтому мы также зафиксировали количественные метрики программы — количество полученных запросов на решения, количество закрытых запросов, количество пилотов».
Инновационная воронка
Только хорошие идеи превращаются в экономически выгодные инновации. Для увеличения количества таких идей нужно, чтобы в компании формировалась подходящая инновационная среда и был создан процесс прохождения идей по воронке — для отсеивания слабых и тестирования сильных. Рассмотрим важные составляющие инновационной воронки и их измерение.
1. Инновационная среда
Ее показатели позволяют оценить текущий потенциал вашего бизнеса для инноваций: таланты обеспечивают количественное и качественное измерение компетенций и навыков рабочей силы; капитал — способность вашей организации финансировать усилия, предпринимаемые талантами.Это значит, что надо вкладывать не только в новые технологии или разработку продуктов, а прежде всего вкладывать в среду, которая помогает создавать и реализовывать идеи. Например, развивать «мягкие» (софт) компетенции, создавать культуру предпринимательства в компании, внедрять процессы управления инновациями. Метриками могут стать:
- Количество сотрудников, которые прошли или проходят обучение, связанное с инновациями (процессы, программное обеспечение для управления инновациями и так далее).
- Оценка HR-менеджерами компетенций и способностей сотрудников.
- Количество денег, которое доступно для развития талантов и изменения процессов
2. Инновационная культура
Инновационная культура является следствием инновационной среды, когда появились процессы управления инновациями, а сотрудники знают, что их инициативы будут услышаны и могут улучшить бизнес-показатели организации. Культура определяет результат человеческой деятельности, процессов, технологий, которые направлены на инновации. Иногда ее трудно измерить в явном виде, но такая культура жизненно важна для мотивации людей к экспериментам. Могут быть использованы метрики:
- Восприятие сотрудниками инновационности вашей организации—можно измерить с помощью опросов (NPS).
- Анализ количества времени, которое тратится на инновационную деятельность по сравнению с общей работой.
- Вовлеченность рядовых сотрудников в инновационную деятельность: сравните количество инициатив от сотрудников с количеством инициатив от руководства.
3. Инновационная структура
Процессы и инфраструктура, которые поддерживают инновационные возможности организации. Для стимулирования и оценки эффективности структуры измеряются такие показатели организации:
- Целевые расходы на инновации или НИОКР.
- Время, которое идея проводит на каждом этапе инновационного конвейера.
Сергей Костюк, советник заместителя председателя правления Московского кредитного банка:
«Сегодня основной источник инноваций в МКБ — это инновационная команда, которая самостоятельно делает скаутинг, интервьюирует стартапы и более крупные состоявшиеся компании на предмет новых идей для бизнес-заказчиков банка. Эта же команда проводит пилотирование и проверку гипотез, делает прототипы решений для создания бизнес-кейсов, которые передаются в полномасштабное внедрение в банке. Кроме того, сами бизнес-подразделения банка периодически обращаются со своими идеями к инновационной команде».
4. Инновационное лидерство и стратегия
По оценкам KPMG, около 70% влияния на инновационную культуру оказывают решения руководства, указания и модели поведения, а оставшиеся 30% — программы обучения и вовлечения. Учитывая значимость лидерства, важно, чтобы система показателей инноваций включала KPI, которые помогают отразить всю полноту этой роли. Рассмотрите внесение следующих показателей лидерства в вашу стратегию измерения инноваций:
- Количество времени, затрачиваемое руководством на проекты, ориентированные на инновации.
- Количество инициатив, которые непосредственно курирует или спонсирует один из членов руководства.
- Количество руководителей, прошедших обучение или активно обучающихся инновационной стратегии.
- Количество инновационных идей, исходящих непосредственно от руководства.
Процесс и оценка результатов
Эту часть намного проще представлять в виде привычной воронки:
- Инициатива.
- Гипотеза.
- MVP (Минимально жизнеспособный продукт).
- Продукт (инновация запущена).
Первый набор метрик — это конверсия (%) с одного уровня воронки на следующий. Когда речь заходит об измерении инноваций, эти показатели, ориентированные на результат, скорее всего, сразу приходят на ум большинству:
- Количество запущенных новых продуктов.
- Доход, полученный от новых продуктов.
- Фактическое время окупаемости по сравнению с ожидаемым.
- Количество поданных и/или полученных патентов.
Метрики верхней части воронки
На ранних стадиях развития инновационных структур входные метрики могут дать вашему бизнесу решающее представление о том, достаточно ли средств вы вкладываете в инновационные усилия.
- Количество новых сотрудников, занимающихся инновациями, например, НИОКР и управление продуктами.
- Количество поданных новых идей.
- Количество инновационных проектов, начатых на основе этих идей.
Между тем, ведение учета расходов на инновации позволит вам понять реальные затраты на инновации и рассчитать рентабельность инвестиций:
- Патентные расходы.
- Затраты на каждый проект.
- Общие расходы на НИОКР (абсолютные или в процентах от объема продаж).
Метрики нижней части воронки
Точно так же как входные метрики дают вам возможность оценить инвестиции в инновации, выходные метрики позволяют предсказуемо измерить отдачу от этих инвестиций.
- Количество разработанных новых продуктов и услуг.
- Доход, полученный от новых продуктов и услуг.
- Окупаемость инновационных процедур.
- Время безубыточности новых продуктов (целевое и фактическое).
Оценка выходных показателей, включая общую рентабельность инвестиций, часто требует долгосрочной перспективы. Иногда даже самым радикальным инновациям требуется довольно много времени, чтобы действительно обеспечить измеримый результат. Например, консультант по инновациям Грег Сателл считает: на важные инновации обычно уходит около 30 лет.
Количественные (выходные) показатели всегда требуют контекста. Обеспечьте его в интересах вашей инновационной программы, выбрав не только правильные входные KPI и тактику качественного измерения, но и следя за важными метриками процесса. Вы можете увидеть солидный ROI, но сама по себе цифра ничего не скажет о том, как был достигнут успех. Погружаясь в контекст, мы видим, что привело к успеху, а что помешало. За счет этого понимаем, надо ли развивать инновации и какую реальную пользу они приносят. Показатели отдачи — это почти количественные показатели.
Измерение инноваций сочетает точные науки и творчество, а детали могут быть у каждого свои. То, что работает для одной компании, может не работать для другой.
Иван Мельник, директор по инновациям в Х5 Retail Group: «Основная задача пилотирования и масштабирования инноваций — экономический эффект для компании, который заключается во влиянии на EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации). Например, по результатам работы в 2020 году доказанный эффект на EBITDA составил ₽1 млрд.
Илья Кучеренко, продакт-менеджер в Tinkoff:
«По метрикам почти все, что мы делаем «вовне» и для внутреннего пользования основывается на данных. Когда мы строим эффективную коммуникацию с пользователем, мы верхнеуровнево отслеживаем две метрики: доходность на клиента (условное ARPPU) и вовлеченность (условный индекс экосистемности).
Метрики второго уровня — количество целевых действий по продуктам, которые приносят деньги, и количество целевых действий по продуктам, которые вовлекают клиента в экосистему и привязывают его к ней (речь о продуктах, которые не имеют денежной ценности).
Опускаясь на уровень еще ниже — количество коммуникаций с клиентом и конверсии по всем этапам воронки. Дополнительно — метрика напряженности, с помощью которой мы отслеживаем экологичность коммуникаций, чтобы не спамить пользователей. Так как наша цель «не впаривать», а развивать продуктовое наполнение клиента под его конкретные потребности».
Главные выводы
Намечайте цели, которые дополняют ваши общие бизнес-цели. Спрашивайтесебя и заинтересованные стороны, чего вы пытаетесь достичь с помощью инноваций.
Устанавливайте измеримые цели, следуя системе целей OKR или SMART. На основе них составляйте дополнительные показатели, которые позволят вашей организации измерить инновации от самого начала и до конца, охватывая вход, процесс и результат инноваций.
Убедитесь, что эти KPI учитывают все пять категорий показателей инноваций:
- Возможности.
- Культура.
- Структура.
- Лидерство и стратегия.
- Результаты.
В своей инновационной программе соблюдайте баланс между последовательным и прорывными инновациями. Помните, что неудачи и ошибки — это важные условия успеха инноваций.
Сохраняйте гибкость. Ваш подход к оценке инноваций должен быть надежным, но это не означает, что он должен быть жестким. Убедитесь, что ваши процессы остаются открытыми для улучшений и изменений.