Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Биржевая лихорадка: продолжится ли бум IPO в России и мире

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости
За последние месяцы несколько российских компаний заявили о намерениях по выходу на биржу. Почему отечественные игроки стали позитивно рассматривать сценарий публичных размещений?

Об эксперте: Алексей Соловьев, основатель инвесткомпании A.Partners и венчурный партнер Skolkovo Ventures.

Глобальный бум IPO как драйвер ожиданий

Во всем мире 2020 год окрестили не только годом COVID, но и годом IPO, который стал рекордным в истории США. По данным Bloomberg, компании во всем мире привлекли $218 млрд через IPO, что на 36% больше, чем в 2019 году. По подсчетам же Refinitiv, за 2020 год на мировые площадки вышли 1 755 эмитентов, которыми суммарно было привлечено $324,14 млрд. На биржи США вышло 480 компаний (например, Snowflake, Airbnb, DoorDash), что вдвое больше, чем годом ранее (в сумме они привлекли около $180 млрд), в Европе более 160 компаний собрали $28,3 млрд.

Факторы мировой популярности IPO:

  • Международный рынок находится на историческом пике после стремительного восстановления с минимумов марта 2020 года. В период с марта по июнь 2020 года суммарные объемы IPO были ниже соответствующих показателей 2019 года. В июне случился переломный момент — объемы привлечения начали превышать суммы предыдущего года. Наибольший объем размещений пришелся на второе полугодие — фондовый рынок быстро восстанавливался после коронавирусного падения.
  • Переток частного капитала и накоплений на биржу. В ноябре 2020 года был зафиксирован глобальный рекорд по недельному притоку средств на глобальные рынки акций — $44,5 млрд. Также заметен отток из фондов и инструментов фиксированной доходности в сторону акций со стороны институциональных инвесторов. Подобная ситуация и инфляция рынка — привлекательная среда для компаний, готовящихся к IPO. Это подтверждает рост классических первичных размещений и SPAC.

Бум размещений через SPAC (Special purpose acquisition company — специализированная компания по целевым слияниям и поглощениям) стал феноменом 2020 года. Такие компании не ведут операционную деятельность. Их создают для привлечения средств инвесторов с целью вывода на биржу частной компании путем поглощения, а не IPO. На размещения SPAC пришлась почти половина объемов IPO США — $82 млрд. Например, с помощью SPAC на биржу выходит стартап Arrival основателя Yota Дениса Свердлова. В целом же тренд на рискованные вложения связывают с ростом ожиданий инвесторов от технологических бизнесов, которые в ближайшие годы смогут трансформировать рынки и стать новыми лидерами. Осторожность инвесторов в ситуации неопределенности в начале 2020 года к концу года сменилась аппетитом к риску.

Положение дел на внешних рынках в текущий момент располагает компании начинать действовать. Компании склонны выходить на IPO на пиках для того, чтобы продать акции по большей стоимости в текущей ситуации ажиотажа. Этот ажиотаж не чужд и российским компаниям, которые также планируют оседлать эту волну.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Что такое IPO и раунды инвестиций

Возрождение IPO на российском рынке

В 2019 году на российский рынок вышла лишь одна компания, HeadHunter, что стало первым IPO российской технологической компании за шесть лет (со времен выхода на биржу QIWI в 2013 году) и первым за два года для отечественных предприятий в целом. Всю компанию оценили в $675 млн, а за два дня после IPO ее капитализация выросла почти на четверть. При размещении на бирже Nasdaq компания заработала $220 млн. Это событие инвесторы оценили как позитивный сигнал для отечественного венчурного рынка (по данным отчета «Венчурный Барометр 2019») и проиллюстрировало, какой должна быть российская компания по темпам роста, масштабу выручки, занимаемой доле рынка.

В ноябре 2020-го на IPO с успехом вышла российская e-commerce компания Ozon. Ретейлер привлек $1,2 млрд, инвесторы оценили компанию в $6,2 млрд с учетом всех конвертируемых займов и опционов. В первые часы торгов акции компании подскочили в цене на 30-40%: спрос на IPO сейчас настолько высокий, что начало торгов практически каждой компании сопровождается очень сильным ростом цены, вплоть до 100%.

В 2021 году о намерениях выйти на IPO заявило уже несколько российских игроков. Первым стало размещение дискаунтера FixPrice на Лондонской бирже. Компания успешно пережила пандемию и только умножила свою выручку за последние годы. На старте торгов капитализация компании по оценкам должна была составить $8,3 млрд.

Самоизоляция и так стала драйвером спроса активных розничных инвесторов, но низкие ставки по депозитам буквально вынудили физические лица прийти на биржу и познакомиться с другими инвестиционными инструментами. В России в том числе произошел переток частного капитала — люди решили перенести свои накопления в фондовые инструменты, и доля акций в инвестиционном портфеле физических лиц возросла. Это произошло в том числе благодаря снижению барьеров для входа на фондовый рынок: мобильные приложения сделали этот процесс удобнее и проще. Более того, даже при увеличении ставки по депозитам обратного оттока не ожидают, так как «физики» уже переступили этот порог инвестиционной грамотности.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Самые удобные мобильные приложения для управления вашими деньгами

На данный момент популярность акций, их перманентный рост, позитивные ожидания и шумиха вокруг IPO вынуждают частных инвесторов оставаться на бирже и следить за развитием событий. В 2021 году ожидается, что на рынок могут выйти до десяти российских компаний и провести первичные и вторичные размещения на российских и зарубежных площадках на сумму около $10 млрд. Bloomberg отмечает, что если такой сценарий осуществится, что этот год станет лучшим для российских компаний с 2013 года.

Мы стали IPO-able?

Какую компанию можно назвать IPO-able, то есть способной выйти на IPO? У нее должны быть определенные характеристики: размер выручки, темпы роста, занимаемая доля рынка или масштаб экспансии. Стандарты этих показателей задала компания HeadHunter, которая вышла на биржу в 2019 году со следующими цифрами:

  • в годы перед IPO компания росла по выручке в среднем на 26% в год;
  • в 2019 году — в год выхода на IPO — выручка составляла 7,8 млрд руб.;
  • маржинальность по показателю EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и начисленной амортизации) — от 45%.

Российская компания, которая стремится стать такой, как HeadHunter, должна соблюдать одно из двух условий:

  1. Компания должна быть или иметь потенциал стать безусловным национальным лидером своего сегмента рынка, либо сразу масштабироваться на глобальный рынок. Иметь выручку от 5 млрд руб., и расти с темпом от 30%, в идеале — от 50 до 100% в год.
  2. Компания должна быть прибыльной — а это очень сложная задача. Если компания растет ежегодно на 50-100% и при этом имеет прибыль — это означает, что она растет в таком темпе без полного реинвестирования прибыли.

Фото:Koshiro K / Shutterstock
Экономика инноваций Как инвесторы находят Google, Facebook и SpaceX раньше других

«Секретный соус» IPO

Стоит сказать, что Ozon не подходит ни под один из этих критериев. Ретейлер не является лидером своего сегмента рынка (занимает всего около 9% в онлайн-рознице), более того, так как рынок очень разукрупнен, на нем нет безусловного лидера, коим является HeadHunter в сегменте HR. Кроме того, Ozon убыточен. Еще летом 2020 года компания думала о продаже Сбербанку, а перед размещением рассчитывала на оценку не больше $5,5 млрд. Тем не менее, ретейлер провел очень успешное IPO и теперь стоит более $8 млрд. Это произошло по двум причинам:

  1. Благодаря удачной конъюнктуре рынка — компания своевременно вышла на биржу в период бума IPO, больших позитивных ожиданий и спроса от розничных инвесторов;
  2. Действующие инвесторы Baring Vostok и Sistema VC докладывали деньги, сформировав тем самым спрос, и стали маркет-мейкерами — обеспечили подписку на акции в рамках этого размещения и задали тон всей операции.

То есть, если обороты бизнеса не растут по 50-100% в год, компания все равно может стать публичной при наличии «секретного соуса».

Что еще может им стать? Например, массовая известность или армия лояльной аудитории. В этих случаях у компании есть шанс, подключив широкие маркетинговые каналы, обеспечить высокий спрос на акции в рамках размещения от розничного инвестора.

Стоит ли бояться «перегрева» рынка

Многие аналитики говорят о «перегреве» рынка как об обратной стороне притока на него частных инвесторов. Сама индустрия IPO устроена так, что создает искусственный дефицит предложения, и к началу торгов спрос его превышает. Такая ситуация повышает оценку компании и позволяет продать акции дороже. В случае с FixPrice некоторые эксперты заявляли о слишком высокой оценке компании по сравнению с уже торгующимися на бирже ретейлерами.

То, что компании выходят на IPO на достаточно поздней стадии, — это общемировая тенденция: Uber и Airbnb объявляли об IPO когда их оценка уже была выше $50 млрд. Более того, многие компании, которые выходят на биржу, остаются убыточными, хотя имеют миллиардную оценку. Это говорит об увеличении денежной массы на рынке и избыточной ликвидности — инвесторы заваливают деньгами вышедшие на рынок компании, что напоминает надувание пузыря. Компании становятся дорогими еще на этапе Pre-IPO, а на биржу выходят по еще более высокой оценке и растут на 40-100% в первый день торгов.

Снижения числа IPO в США в обозримой перспективе ждать не стоит: новое правительство демократов утвердило пакет господдержки экономики, деньги продолжат течь на рынок, и свои размещения готовят уже многие компании.

В России же высокая оценка компаний скорее иллюстрирует жажду из-за нехватки IPO в 2010-е годы. Возможно, эти оценки перестанут так бурно расти в день торгов, когда на рынке появится больше предложений. Пока же спрос со стороны инвесторов — сильный драйвер, который обуславливает бум интереса к IPO в России и продолжит набирать обороты.

Чего ожидать на рынке IPO?

Благоприятная обстановка на внешних рынках, приток частного капитала, позитивные ожидания инвесторов и успешные примеры российских IPO говорят о том, что российские компании все чаще и быстрее будут становится публичными.

Время от притока первых инвестиций до выхода на IPO российских компаний HeadHunter, Ozon, ivi (последняя с прошлого года находятся на «низком старте») составляет 20 и более лет. Это гигантский срок, но тем не менее он начал сужаться.

Например, компания FixPrice преодолела этот путь за 14 лет — была основана в 2007 году, а в на биржу вышла в 2021 году. Если «ВкусВилл» пойдет на IPO в 2021-2022 году, а «Додо Пицца» реализует свои намерения по размещению в 2024 году, то период от основания до обретения публичного статуса у них составит 12-13 лет.

На венчурном рынке есть свой цикл — как правило, успешные компании, получившие инвестиции на ранних стадиях, могут выйти на IPO через семь-десять лет. По сути, на биржу выходят те, в кого верили инвесторы десятилетие назад. Для молодого российского венчурного рынка, который переживает кризис раз в шесть лет, пока не прошло ни одного такого полного цикла без потрясений, поэтому до IPO смогли дойти сильнейшие компании с длинной историей. Возможно, через несколько лет выход на биржу и для российских компаний станет обычным нормальным процессом, а срок достижения миллиардных показателей сократится и приблизится к этим самым семи-десяти годам.

Обновлено 19.03.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть