Как подкасты нашли массовую аудиторию в России

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Потребление подкастов в России продолжает расти. Люди прониклись жанром во время пандемии и не собираются прекращать слушать интересные подкасты. Почему это происходит и что будет дальше?

Об эксперте: Илья Карпухин, продюсер подкастов «Яндекс.Музыки».

Краткая история русского подкастинга

В США подкастинг давно стал настоящей индустрией — там подкасты собирают огромную аудиторию, их производителей оценивают в сотни миллионов долларов, а в гости к самым популярным авторам приходят президенты (в 2015 году Барак Обама дал интервью подкастеру Марку Мэрону, а в 2020 году в разгар предвыборной кампании Джо Байден побеседовал с создательницей шоу Unlocking Us). Российскому рынку подкастов до этого пока далеко — хотя он развивается больше пятнадцати лет, мы пока находимся в начале пути.

Первый российский сервис публикации подкастов Rpod появился еще в 2005 году. Его создал легендарный «голос» MTV Russia Василий Стрельников, для которого подкастинг был своего рода «пиратским радио». Стрельников пропагандировал подкасты, привлекал новых авторов и пытался развивать рынок. В 2007 году у него появился первый конкурент — сервис PodFM. Но оба продукта сильно опередили время — подкастинг так и не стал по-настоящему востребован.

Причины были как технологические, так и культурные:

  • новые выпуски приходилось скачивать на компьютер, интернет был медленным;
  • привыкшие к чтению россияне еще не были готовы воспринимать информацию на слух.

В итоге в 2015 году сервис Rpod закрылся. Казалось, что русский подкастинг умер, но это впечатление было обманчивым.

Параллельно с первыми опытами российских подкастеров развивались технологии. В 2012 году Apple запустила приложения «Подкасты» — вскоре все обладатели айфонов получили удобный доступ к этому формату. Слушать подкасты стало удобно. Появление стриминговых сервисов сделало подкасты еще популярнее. Но ранние русскоязычные подкасты (например, «Радио-Т» или Beardycast) были ориентированы на гиковскую аудиторию — люди, которых не интересовали технологии, их почти не слушали.

Перелом произошел в 2017 году с появлением «общечеловеческих» подкастов «Медузы» — за первые полгода выпуски «Медуза в курсе» и «Дело случая» скачали более миллиона раз. Тогда же мы в «Яндекс.Музыке» поняли, что наш сервис — про аудио в широком смысле, а не только про музыку. Так мы приняли решение развивать направление подкастов и другого немузыкального контента. Ставка сработала: за первый год число прослушиваний подкастов выросло в шесть раз.

Год подкастов: главные тренды

Никогда раньше в истории отечественного подкастинга не было таких высоких показателей, как сегодня. По нашим данным, 28% подписчиков «Яндекс.Музыки» хотя бы раз в месяц слушают подкасты — в четыре раза больше, чем в 2019 году. 14% пользователей включают подкасты раз в неделю. Среднее время прослушивания достигло одного часа, а самые преданные слушатели подкастов посвящают им по четыре часа в день.

Для подкастеров 2020 год оказался действительно прорывным: к концу декабря на платформе насчитывалось более 1 тыс. новых подкастов. Можно предположить, что пандемия сыграла в этом росте не последнюю роль. Сейчас на площадке более 6 тыс. подкастов и 254 тыс. выпусков.

По данным «Яндекс.Музыки», самыми обсуждаемыми темами в подкастах в 2020 году стали коронавирус, самоизоляция, игры и родительство. Подкасты хорошо отражают дух времени.

Оказалось, что подкасты — идеальные компаньоны для пандемии, ведь это очень личный формат контента, почти разговор по душам. Они напоминают беседу, в которой можно обсудить книги, ментальное здоровье, отношения и многое другое.

  • Люди скучали во время самоизоляции по живому общению и находили новых собеседников в подкастах — например, в проектах «Норм», «Хорошо, что вы это сказали», «Женщина, вы кто? », «Одно расстройство» и «Шум и Яркость».
  • Мы стали больше времени уделять домашним делам, под которые удобно слушать подкасты. Скажем, «От хора до хардкора», «У холмов есть подкаст» и «10 глупых вопросов» увлекают так, что можно перемыть всю посуду и даже не заметить этого.
  • Медиа поняли, что подкасты — это удобный канал для общения с аудиторией. Такой формат позволяет предлагать людям более разнообразный контент и повышает охват издания. Сегодня уже сложно найти СМИ, которые бы не экспериментировали с подкастами. Пожалуй, одни из самых ярких примеров — «Психология на Дожде», «Сперва роди» «Медузы», «Что изменилось? » от РБК Трендов, «Трасса 161» «Холода», «8 историй из 90-х» Би-би-си, серия подкастов GQ и другие.
  • Появились новые качественные проекты со сложным продакшеном, ведь у подкастеров было достаточно времени на их разработку. К таким подкастам относятся «Люди гибнут за Спартак» или «Отвечают сирийские мистики».
  • В подкасты пришли крупные рекламодатели. Многие студии запустили брендированные подкасты, а компании уже не боятся экспериментировать с этим форматом. В частности, подкаст «Запуск завтра» выходит в партнерстве с «Яндекс.Практикумом», Альфа-банк поддерживает проект «Деньги пришли», а на «Яндекс.Музыке» появился уже второй сезон хита от студии «Либо/Либо» — «Истории русского секса», который выходит эксклюзивно на платформе.
  • Наконец, в прошлом году появились новые подкаст-платформы, а существующие расширили функционал. На российский рынок подкастов пришли купивший сервис Zvooq «Сбер» и французский стриминговый сервис Deezer. В свою очередь, «Яндекс.Музыка» запустила кабинет для авторов подкастов с внутренней аналитикой и внешнюю статистику (число подписчиков под каждым подкастом на сервисе), а подкасты на «Яндекс.Музыке» стали доступны в 31 стране, среди которых Великобритания, Германия и США.

Что ждет подкасты в 2021 году

Рост рынка подкастов продолжится и в новом году — появится больше авторов, проектов и жанров. По сути, российский рынок сейчас повторяет путь, которые англоязычные подкасты прошли несколько лет назад. Там уже образовались объединения подкастеров, своеобразные лейблы, вроде Radiotopia или Headgum. В России этот процесс только начался, а в 2021 году мы увидим больше примеров таких подкастерских артелей. Появление сейлзхауса от студии Tolk Кристины Вазовски — хороший тому пример.

При этом порог входа на рынок будет постепенно повышаться. Дело в том, что увеличение числа профессиональных подкастов приведет к тому, что низкокачественному контенту станет сложнее конкурировать и находить слушателей.

Кроме того, с развитием индустрии ее участникам понадобятся новые ориентиры. Мы начали решать эту задачу и запустили чарт самых популярных подкастов на «Яндекс.Музыке», который будет обновляться ежедневно. Метрика — количество уникальных слушателей подкаста. Для создателей подкастов чарт — новый инструмент продвижения и способ привлечь внимание рекламодателей. А пользователям он поможет открыть для себя новых авторов и узнать, что слушают прямо сейчас.

Снижения количества слушателей ожидать не стоит: люди привыкли к новому формату и продолжат слушать подкасты независимо от внешних условий. Пандемия пройдет, а подкасты останутся.

Обновлено 02.07.2021
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть