Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Дойти до IPO: какие бывают раунды привлечения инвестиций

Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
О возможных раундах привлечения венчурных инвестиций и тех, кто их делает, рассказал инвестиционный директор РВК Алексей Басов
1
Что такое раунд привлечения инвестиций

Венчурный рынок переживает период глобальных изменений. Инвесторы предпочитают вкладывать больший объем средств в меньшее число проектов. Увеличивается средний чек, размер фондов. Становится больше крупных игроков, которым интересны зрелые проекты на поздних стадиях, а бизнес-ангелов, сфокусированных на ранних стадиях, — меньше.

Раундом называется этап финансирования проекта инвесторами. При делении на этапы учитывается стадия развития компании. Для каждой стадии характерен свой диапазон оценок и свой тип инвестора. Финансирование по раундам помогает разделить и минимизировать риски и упорядочить процесс вложения.

2
Pre-seed (предпосевной раунд)

На этом этапе проект еще не является проектом в полном смысле этого слова. У основателя есть лишь идея, а представление о том, что он будет делать и с кем, находится еще в процессе формирования. Разработка первого образца продукта только начинается, и если хватит финансовой поддержки и упорства, может появиться прототип продукта. Участники будущего проекта обычно полны энтузиазма. Они охотно рассказывают про идею всем, кто может сам ее купить или помочь ее реализовать.

Инвесторами на этом этапе становятся близкие основателя — семья, друзья или такие же эмоциональные энтузиасты, которые заразились идеей. Обычно их описывают классической триадой FFF — Friends, Fools, Family.

Профессиональные инвесторы очень редко вкладываются на этом этапе, так как его проходят менее 10% стартаперов. Реальных трудностей у них нет. На этой стадии многие осознают, что не хотят заниматься бизнесом. Тем, кому хватило мотивации и денег друзей, семьи и лояльных энтузиастов, удается создать прототип продукта и начать формирование команды, которая будет продолжать разработки. На этом этапе проект вливается в венчурную экосистему и начинает взаимодействовать с инкубаторами или акселераторами. У основателей часто появляется ментор, который бесплатно или за долю становится советником проекта. Вероятными источниками финансирования остаются семья и друзья. Чтобы дойти до следующего этапа развития, нужно до $50 тыс.

3
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock
Seed (посевной раунд)

С него начинается общепринятая классификация раундов финансирования. Посевной раунд один из самых длинных и сложных в жизни проекта — он может длиться год-полтора, с несколькими перезапусками. Основатели тестируют бизнес-модель, и если она перспективная, проект начинает расти и привлекать интерес инвесторов — бизнес-ангелов и венчурных фондов ранних стадий. В благополучные годы на этот этап приходилось до 40% сделок в количественном выражении. В денежном — доля меньше.

Объем инвестиций на посевном раунде может составлять как $100 тыс., так и $500 тыс. Несмотря на то, что основатели и команда сделали уже очень много, успешно переходят к следующему этапу лишь около 15% проектов. Здесь возникают первые настоящие трудности. Одна из них — так называемая «долина смерти». На эмоциональном уровне это период высокой неопределенности, когда приходится искать ответы на вопросы, правильно ли развивается стартап, получится ли из него настоящий бизнес. Большинство основателей связывают кризис с небольшой выручкой на этом этапе и параллельным поиском правильной бизнес-модели. Есть разные точки зрения на то, сколько стартапов проходит долину смерти. Одни считают, что до 40%, другие — не более 10% проектов.

Среди ключевых причин, которые мешают стартапу перейти на следующий этап:

  • неудачная бизнес-модель;
  • высокая конкуренция;
  • чрезмерная погруженность в продукт;
  • недостаток финансирования.
4
Ангельские инвестиции

Бизнес-ангелы — люди, заинтересовавшиеся развитием идеи в основе стартапа — могут инвестировать в проект и на предыдущем этапе. Посевной и ангельский раунды часто объединены, если проект находит инвестора и ментора в одном лице. Главное отличие этого раунда от посевного в том, что помимо финансовой поддержки проект особенно нуждается в наставничестве. Поэтому для успешного перехода к следующему раунду бывает трудно понять, чего именно не хватает — финансирования или ментора. Лучшие бизнес-ангелы делятся с проектом такими возможностями в организации проекта, управлении средствами, по сравнению с которыми размер инвестиций может оказаться вторичен.

5
Раунд А

Стартап превращается в компанию. У него есть рабочая бизнес-модель, клиенты, опыт работы на рынке, сложившаяся команда. Компания начинает зарабатывать сама или привлекает инвесторов, которые активно конкурируют за внимание фаундеров. Ежегодно на рынок выходят лишь единицы проектов, готовых к этому раунду, и за ними разворачивается охота. Поэтому нередко фонды — классические венчурные и фонды ранних стадий — готовы объединяться, чтобы провести сделку. Средний чек вырастает до $1-3 млн. Конверсия в следующий этап достигает 40%, при этом по сравнению с этапом Pre-seed отсеивается 95% проектов. На раунде А заканчиваются ранние этапы финансирования проектов.

6
Раунд В

В идеале компании уже зарабатывают самостоятельно, но так происходит не всегда. Тогда новые инвесторы ориентируются на динамику проекта, соответствие трендам. Средний чек превышает $12 млн. К раунду В компания подходит уже с несколькими ангелами или фондами в капитале. К поздним этапам переходит до 30% участников. Размер конверсии определяют в том числе особенности рынка — компании достигают предела развития.

7
Фото: Mike Segar / Reuters
Фото: Mike Segar / Reuters
Раунды С, D и IPO

Это поздние раунды, в ходе которых компания фактически начинает готовиться к IPO. Она уже все знает про свой бизнес, инвесторам он тоже понятен, и они готовы дать ему рыночную оценку. Раунды С и D трудно разделить и оценить среднюю сумму сделки, так как бизнесы достигают разных показателей. Но в некоторых исследованиях фигурирует средний чек в $43 млн для российского рынка. Инвесторами становятся как классические венчурные фонды, так и фонды прямых инвестиций, реже стратегические инвесторы. К международному IPO приходят немногие российские компании. По сравнению с предпосевным раундом отсеивается 99,9% проектов. Но громкие выходы известны всем: «Яндекс», Mail.Ru, QIWI, HeadHunter. Первичное публичное размещение акций — один из способов выйти из инвестиций. Чтобы обеспечить стабильность котировок на бирже, инвесторы продают свой пакет постепенно, в течение нескольких лет. Помимо IPO инвестор может выйти через продажу прямому инвестору. Последние несколько лет, когда фондовый рынок не располагает к IPO, это оптимальный вариант выхода.

Следующий материал: