Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Квартал будущего: почему закрылся проект инновационного кластера в Канаде

Фото: Pexels, bmx22c / Unsplash
Фото: Pexels, bmx22c / Unsplash
В Торонто отменился проект городского района от компании Google, который планировали оборудовать самыми современными в мире технологиями. Что это говорит о городских инновациях?

Об эксперте: Артем Герасименко — урбанист, основатель Центра «Здоровые города», автор одноименного телегам-канала. В 2018—2019 годах возглавлял образовательную программу «Архитекторы.рф» Института «Стрелка». В 2016—2018 годах занимался разработкой реформ в Центре стратегических разработок (ЦСР). В 2014—2016 годах занимал должность руководителя проектов в Департаменте транспорта Москвы, где принимал участие в подготовке стратегии развития пешеходной и велотранспортной инфраструктуры города, разработке нормативных документов и государственных услуг.

Начало мая ознаменовалось большим ударом по технооптимистам: в Торонто отменили создание квартала будущего, еще пару лет назад называвшегося самым инновационным в мире. Речь идет о проекте дочерней компании Google Sidewalk Lab под названием Toronto Tomorrow — он должен был располагаться в восточной части города на набережной озера Онтарио на месте бывшей промышленной зоны. Подразумевалось вложение компанией собственных $1,3 млрд и привлечение $38 млрд для трансформации бывшей промзоны размером в 4 Га. Ее планировали превратить в «мир наступившего будущего» с новыми эффективными зданиями, самоуправляемыми автомобилями, велосипедными дорожками, встроенными в инфраструктуру датчиками, дистанционной медициной. Технологические решения должны были помочь сократить число вредных выбросов на 89% и задать новую планку в стандартах городской среды. Теперь этого не случится. По официальной причине — из-за роста рисков в экономике после пандемии коронавируса.

Имиджевым обозначением проекта было «Innovative Development and Economic Acceleration (IDEA) District», то есть — «Район инновационного развития и экономического ускорения». Было даже запланировано строительство профильного исследовательского института. Но предложенные инновации оказались не нужны ни городским властями, ни горожанам.

План квартала IDEA
План квартала IDEA (Фото: Sidewalk Labs)

На самом деле проблемы копились давно. Против проекта выступили жители окружающих районов, опасавшиеся, что Google продолжит менять город и вне выделенных границ. Еще одна версия гласит, что группе местных девелоперов и политиков очень не хотелось терять контроль над перспективной и прибыльной площадкой, отдавая ее под управление корпорации, и они сделали ряд шагов для ухода инициатора проекта.

Здесь возникает вопрос о природе городских инноваций, их инициаторах, заказчиках и конечных потребителях, а также отношениях между ними.

В первую очередь разберемся с понятиями. Несмотря на распространенное мнение, инновации в городском развитии представляют из себя не только набор технологий. Словарь Уэбстера дает следующее определение инновациям — «новая идея, метод или устройство и процесс их внедрения».

От такого похожего явления как «изобретения» инновации отличает то, что они представляют что-то существовавшее и ранее, но на новом уровне качества, полезности или эффективности. Изобретениями называют создание чего-то совершенно нового. Понятный пример — изобретение телефонной связи и инновационный подход при создании смартфонов, объединяющих в удобной форме портативный телефон и множество других функций.

Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs
Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs

Под городскими инновациями подразумевается новый взгляд на использование ранее существовавших инструментов и возможностей. Появляются они не просто так, а с целью решить какую-либо проблему:

  • плохую экологию;
  • низкую популярность среди туристов;
  • малую подвижность горожан;
  • избыточные потребление электроэнергии зимой.

Типовых проблем существуют десятки, а с учетом различных комбинаций, географических и экономических ситуаций, универсальных рецептов нет.

Скоростной трамвай, козырьки от дождя над пешеходными улицами, полностью деревянные конструкции зданий — это инновации. Квартал Toronto Tomorrow в случае реализации включал бы максимальный набор подобных новшеств и представлял бы из себя самый совершенный смартфон. Именно поэтому его удобно рассматривать как витрину достижений инновационного градостроительства на рубеже десятых годов XXI века.

Обратная связь: как работает система «умного» города во Франции

Соучастие в проектировании

В первую очередь необходимо изучить мнение тех, кого затрагивает городской проект: жителей окружающих районов и будущих пользователей проектируемой территории. Парадигма соучастия горожан в проектировании города родом из Великобритании середины XX века. Но при этом она все еще не является повсеместной практикой. Однако ряд примеров по всему миру подтверждает, что включение представителей разных социальных групп в обсуждения позволяют не только получить необходимые для работы данные, но и скорее сформировать доверие к самому проекту, обеспечив ему поддержку. Такие обсуждения могут инициировать как сами архитекторы, так и заказчики проекта — городские власти или застройщики.

От публичных слушаний соучастие отличает то, что людям предлагается не обсуждение готового проекта, а вклад в формирование его образа и дальнейшая доработка укрупненных деталей. К сожалению, организаторы обсуждений иногда сталкиваются с низким интересом или малой репрезентативностью мнений.

В Торонто постарались охватить максимум людей и за несколько первых месяцев были проведены интервью с 21 тыс. человек.

Экологичность

Следующая популярная сфера городских инноваций — экологичность. Мегаполисы в современном мире стали пространством возможностей по причине высокой концентрации людей с различными интересами и взглядами на жизнь. Правда, в погоне за плотностью застройки и скоростью перемещения большие города потеряли зелень и воздух, а созданные для обеспечения их жизнедеятельности цепочки производств и поставок дают колоссальный выброс углекислоты в атмосферу.

В обоих случаях инновационным считается подход переиспользования, то есть повторного включения в экономику созданных структур и уже использованных продуктов. Возможности для реабилитации городской экологии подарила уверенно пришедшая с концом XX века постиндустриальная экономика — заводы и фабрики, верфи и склады на территории города утратили свое значение, но созданная для них инфраструктура в виде зданий и коммунальных сетей осталась. Эти площадки стали новыми центрами притяжения, в первую очередь сферы креативных индустрий. Экономическая модель этого процесса, получившего название «джентрификация» строится на том, что постепенное преобразование ветхих построек и формирование социального и информационного капитала в перспективе дает большую капитализацию.

Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs
Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs

У процесса есть и обратная сторона — после достижения определенного уровня капитализации жизнь в обновленных зданиях и районах становится слишком дорогой, и им снова приходится искать новое место, чтобы повторить весь процесс, чтобы предотвратить рост неравенства и создать более социально сбалансированные районы.

На уровне работы с отходами также существует множество интересных решений: за последние годы многие города обзавелись департаментами для выстраивания экономики закрытого цикла, позволяющей с максимальной пользой использовать все ресурсы. В этой оптике город рассматривается как месторождение ценных ресурсов: неиспользованное в жилых домах тепло идет на обогрев тротуаров, собранное стекло измельчается и обрабатывается для добавления в бетон, из блоков разобранных старых зданий строят новые, сломанные офисные стулья чинят и сдают в аренду по подписке, а то, что использовать нельзя, сжигается для получения электроэнергии. Так, Нидерланды оценивают ежегодный объем этой сферы в масштабах страны в €7 млрд. При этом вредные выбросы снижаются на 10%, а экономия чистой воды составляет до 20%. При выстроенных цепочках сбора, переработки и повторного использования сырья и предметов возникают экономические стимулы и конкуренция за долю на рынке, которую власти стараются поддерживать.

Зачем «умному» городу «зеленая» энергия Фото: Bloomberg

Есть мнение, что деревянные дома — это варварское отношение к природе. Однако они, наоборот, представляют из себя экологичное и безопасное решение, набирающее популярность в европейских странах. Такие дома впитывают и нейтрализуют вредные выбросы СО2, тогда как во время производства кирпича и бетона они, наоборот, выделяются. В проекте в Торонто также предполагалось серьезное использование деревянных конструкций.

Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs
Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs

Включение в цикл городской жизни восполняемых природных ресурсов при нацеленности на экологичность — задача сугубо технологическая. Установка солнечных батарей, озеленение кровель и сбор дождевой воды в специальных резервуарах для дальнейшей поливки растений — полностью интегрируемые в городскую инфраструктуру решения. Каждое из них вносит свой вклад как в экологию, так и в экономику города за счет экономии ресурсов. Чтобы стимулировать озеленение крыш, в Германии были изменены нормы Строительного кодекса и Федерального закона об охране природы. Подобные нормативы введены и в других странах, что не оставляет им выбора, помимо установки на крышах солнечных батарей и обустройства газонов.

Мобильность

Отдельная большая тема в городских инновациях — мобильность. Соотношение типов мобильности очень сильно переплетено с вопросами не только экологии, но и благополучия людей. Всемирная организация здравоохранения в своих рекомендациях обозначает минимальную необходимую физическую активность в 150 минут в неделю и призывает развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуру для создания стимулов больше двигаться в городе.

Параллельной мерой, постепенно внедряемой во многих мировых городах, можно назвать «дорожную диету» — постепенное снижение числа дорог для автомобилей в городе и развитие альтернатив в виде общественного или шерингового транспорта. Общественный транспорт уверенно шагает по пути автоматизации и экологизации там, где есть деньги на его обновление — помимо государства подобные вложения никто другой делать не намерен, так как они не окупаются в обозримой перспективе. Проекты последнего типа, предлагающие горожанам электроскутеры стабильно находятся в списке актуальных и быстро развивающихся стартапов. Секрет в их удобстве для преодоления «последней мили» — расстояния от метро до офиса или от вокзала до дома. Пока их обслуживание и подзарядка еще достаточно дороги, но быстрое развитие технологий предлагает новые и более удобные решения, а многие города все более приспособлены для подобного перемещения, так что электросамокатов, скорее всего, будет становиться все больше и больше.

Аренда самокатов, беспилотников и скутеров: дайджест шеринга № 11 Фото: РБК Тренды

Главная задача, которую необходимо решить перед внедрением инновации в устоявшуюся городскую среду — определить конечную цель ее использования. Попытка обогнать время и продемонстрировать возможности может дорого обойтись при условии, что не решается ни одна реально существующая проблема. У компании Sidewalk Labs такая цель была, заключалась она в формировании крупного актива в виде штаб-квартиры и полигона для тестирования технологий на территории Канады. Однако у городских властей, потенциальных соседей и жильцов будущего квартала цели оказались другими. Это привело к остановке проекта, в подготовку и обсуждения которого с тысячами людей было вложено $50 млн.

Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs
Фото: Picture Plane for Heatherwick Studio for Sidewalk Labs

Инновации в российских городах

В российской практике инновационный подход к городскому планированию в целостном виде тоже пока не приживается. Флагманский проект технологического кластера «Сколково», задуманный как отечественная Кремниевая долина, пережил долгий процесс конкурса предложений архитектурных бюро с мировыми именами, получил гибридную концепцию и образ «городской деревни» для студентов и ученых с приоритетом пешеходного и велосипедного движения. В итоге через кластер проходят широкое асфальтовые дороги и есть дефицит важных для жизни нынешних и будущих общественных пространств.

Другая громко анонсированная инновация тоже не получилась — беспилотный электроавтобус на территории так и не был толком запущен. Отдельный вопрос вызывает система управления: систему муниципального самоуправления, которая по закону должна осуществляться на территории любого жилого поселения, заменил особый правовой статус с корпоративной системой, в которой у жителей (в конце 2019 года их число достигло 730) представительства и права голоса практически нет. С другой стороны, солнечные батареи и системы сбора дождевой воды здания «Гиперкуб» и открытость кампуса Сколковского института дают понять, что на уровне отдельных зданий и проектов внедрение инновационных решений было успешным.

Фото: vaalaa / Shutterstock
Фото: vaalaa / Shutterstock

Такая же история и с другим наукоградом XXI века — Иннополисом в Татарстане. Тут мы видим оторванность от других населенных пунктов, подземные пешеходные переходы, разделяющие жилые дома и спортивную площадку, шоссе и перегороженные заборами газоны. Здесь, в отличии от Сколково, есть мэр, который стремится решать ежедневные проблемы.

Яркие и в значительной степени устоявшиеся программы развития городских пространства «Комфортная городская среда» и «Малые города и исторические поселения» от Минстроя тоже инновационным не назовешь — они все больше напоминают переродившийся механизм плановой экономики с квазиконкурсными процедурами и меняющимися в процессе правилами. Мнение жителей и пользователей изучается, но не повсеместно и часто в спешке. Итогом является, скорее, обновление существующих площадей или улиц, придание им красоты и свежести, но редко с использованием прорывных решений.


Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.

Следующий материал: