Об эксперте: Дарья Топильская, генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ.
В России промышленный дизайн часто воспринимается как дорогое и ненужное украшательство. В то же время в развитых странах он давно стал одним из ключевых компонентов производств с высокой добавленной стоимостью. Сегодня красота — это не просто обертка, а способ решать бизнес-задачи: дизайнер создает такую форму продукта, которая понравится потребителю и таким образом будет стимулировать рост прибыли производителя. С началом пандемии COVID-19 роль промдизайна стала критически важной для производств, потому что кризис привел к еще большему обострению конкуренции и способствовал появлению новых трендов.
Появление промышленного дизайна — естественное продолжение процесса индустриализации, перехода к массовому производству. С развитием промышленности и обострением конкуренции понадобился специалист, который может одновременно создать привлекательный внешний вид изделия, учитывающий последние тренды и отвечающий запросам потребителей, и сделать продукт функциональным, чтобы улучшить экономику производства.
Особенно остро этот вопрос встал в США после окончания Великой депрессии во второй половине 1930-х годов. Тогда градус конкуренции был особенно высок: низкие доходы вынуждали всех экономить, война шла за каждого клиента. Потребителю надо было не просто предложить привлекательный продукт, но и заинтересовать его ценой. Уже в те годы роль дизайнеров заключалась не только в создании красивой формы, но и в разработке новых подходов к производству, поиске возможностей для сокращения затрат, повышении производительности труда, внедрении инноваций.
Форма VS содержание
«Спаситель американской промышленности» — с таким заголовком в 1949 году вышел журнал Time с Раймондом Лоуи на обложке. Лоуи был одним из пионеров промышленного дизайна, создавшим множество проектов для авиации, железнодорожного и автомобилестроения, легкой промышленности. Например, придуманные им аэродинамические обвесы в популярном тогда стиле ар-деко превратились в визитную карточку железнодорожной компании Pennsylvania Railroad, стали частью бренда. А переосмысление формы холодильника Coldspot для фирмы Sears было и вовсе революционным. Для удобства пользователя Лоуи сделал холодильник ниже и шире, чем прежние модели.
Одновременно дизайнер перепланировал внутреннее пространство, создав продуманную систему хранения. Морозильную камеру, располагавшуюся прежде у одной из стенок, он переместил в центр. Продукты, которые раньше сваливались горой, Лоуи предложил раскладывать по полкам. Новая концепция так понравилась потребителям, что продажи Coldspot взлетели в пять раз, а производители холодильников долгие годы использовали эту работу как эталон и источник вдохновения.
В 1930-е годы в тренде были обтекаемые футуристичные формы, с конца 1950-х и в 1960-е, с началом эры освоения Космоса, предметам промдизайна стали придавать форму ракет с соплами и крыльями.
Но уже в 1970-е годы в моду вошли острые грани и монотонные поверхности, чистота простых форм была тепло принята и в 1980-х. Те же холодильники тогда приобрели форму прямоугольника с четкими гранями. Похоже выглядела и другая техника. Яркий пример тех лет — компьютер Cube компании NeXT, которую создал Стив Джобс после ухода из Apple в 1985 году. Вместе с известным дизайнером Хартмутом Эсслингером они буквально постановили, что компьютер должен иметь форму идеального куба. Чтобы выполнить требование, инженерам даже пришлось переделать печатную плату, иначе она не помещалась внутрь корпуса. Естественно, потребовались дополнительные расходы. Но для Джобса это не стало поводом отказаться от задумки: он придерживался идеи, что форма первична и определяет функцию. Именно она приносит высокую добавленную стоимость: человек приобретает эмоции, он готов платить за удовольствие пользования.
Во всех компаниях, которые возглавлял Стив Джобс, как пишет его биограф Уолтер Айзексон, исповедовался культ дизайна. Так было в Apple, в NeXT, в Pixar Image Computer, которая делала технику для создания фотореалистичных изображений. Джобс мог добиваться идеальной «чистоты», качества поверхностей, что требовало изменения технологического процесса, или сутками работать над дизайном упаковочной коробки. Он всегда готов был платить за то, чтобы у клиента был эффект «вау», но не забывал об оптимизации внутренних процессов. Оправдан ли такой подход? По прошествии нескольких десятилетий ответ очевиден.
Уроки пандемии
Форма продукта тесно связана с его содержанием. Чтобы проработать каждую деталь, сделать ее эргономичной, удобной для пользователя, промышленные дизайнеры проводят различные исследования. Они рассматривают весь спектр схожей продукции, изучают инновационные идеи и материалы, опыт пользования. На форму также влияют изменения в обществе, технологиях, в самой дизайн-индустрии. В мире, который живет на высоких скоростях, дизайнеру особенно важно детально знать и понимать контекст — особенно в мире после пандемии коронавируса. Но мы уже понимаем, чего ждать в будущем, и готовы делиться знаниями. Все ответы есть в подготовленном 2050.ЛАБ исследовании рынка промышленного дизайна, которое будет презентовано на DesignDay 2050.
Исследование велось по трем направлениям. Во-первых, был подготовлен глобальный срез индустрии промышленного дизайна. Мы описали основные тенденции и обозначили десятилетний прогноз развития отрасли — все с поправкой на изменения, вызванные COVID-19. К примеру, уже очевидно, что уровень конкуренции между промпроизводителями будет расти. Также появился запрос на новые цифровые продукты, связанные с защитой здоровья. Исследование включает в себя и самые свежие кейсы — например, анализ дизайна специальных устройств для бесконтактного открывания дверей. Эти знания — основа для понимания глобальных трендов и роли России на мировой арене индустриального дизайна.
Во второй части исследования мы детально рассмотрели отечественный рынок промдизайна и подробно проанализировали историю развития индустрии в экономическом, политическом и культурном контекстах. Только так можно было понять истоки побед и провалов, определить ключевые кейсы, проанализировать, какой опыт можно использовать в будущем. Например, мы отследили, что прекращение в 1950-х выпуска паровозов стало не просто переходом от одного вида тяги к другому — это привело к изменениям дизайна локомотивов, вокзалов, инфраструктуры в целом.
Эти знания легко экстраполируются на современные изменения. Становится очевидно, что цифровые технологии изменяют не только саму промышленную продукцию. Например, внедрение беспилотного движения на автомобильных или железных дорогах предполагает оборудование машин различными радарами, лидарами, видеокамерами, что влияет как на внешний облик транспортных средств, так и на изменения в инфраструктуре, которая тоже должна быть соответствующе оснащена.
Также мы постарались выявить причины, по которым сошло на нет бурное развитие промдизайна 1960-х, когда даже ГОСТ невозможно было получить без одобрения Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), который отвечал за промдизайн. Важным фактором явилось то, что именно в это время СССР сел на «сырьевую иглу». Но причина эта — далеко не единственная. А в условиях, когда Россия находится в поиске новых точек роста, и предприятия начинают обращаться к инструментам промдизайна, исторические знания приобретают особенную ценность.
Третья часть исследования посвящена процессам, которые уже происходят в дизайн-индустрии. Чтобы понять полную картину, мы поговорили с экспертами из сферы промышленного дизайна, с клиентами и заказчиками. Это помогло выявить проблемы в сфере образования промышленных дизайнеров, узнать рецепты успеха отдельных проектов, обозначить «болевые» точки. Например, одна из них состоит в том, что у промышленных предприятий нет четкого понимания, что такое промдизайн и каковы его возможности. К сожалению, в России нет экосистемы индустриального дизайна: студии, производители, представители органов власти и образовательных учреждений взаимодействуют друг с другом, но не системно, а фрагментарно.
Поэтому Национальный центр промдизайна и инноваций взял на себя миссию по формированию такой экосистемы. Это выгодно всем участникам. Только в диалоге и взаимодействии можно создать востребованные потребителем формы, которые помогут повысить конкурентоспособность российской продукции на мировом рынке. Лучший способ наладить диалог — собрать всех участников процесса вместе. Именно поэтому мы организовали DesignDay 2050. Событие состоится в Международный день промышленного дизайна 29 июня. В рамках мероприятия мы презентуем глобальное исследования трендов индустриального дизайна.
Подписывайтесь на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.