Роботы будут играть критически важную роль в работе персонала. По оценкам PwC, доля рабочих мест, находящихся под угрозой автоматизации, составит около 20% к середине 2020-х годов и около 30% — к середине 2030-х годов. Работники должны быть готовы к появлению коллег-роботов, либо же овладеть новыми умениями, тогда как машины возьмут на себя часто повторяющиеся и опасные задачи.
Робототехника обычно разделяется на промышленную и сервисную.
- Промышленные роботы встречаются на линиях сборки заводов либо как упаковщики и комплектовщики в центрах обработки заказов.
- Сервисные роботы необходимы в сфере услуг, заменяют там труд человека, причем не всегда представляют собой машину. Иногда это лишь программа с искусственным интеллектом (ИИ).
В трансформации труда свою роль сыграют оба типа роботов — в зависимости от отрасли и функционала. Это касается не только рядовых сотрудников, но и топ-менеджеров, которые должны возглавить процесс автоматизации компании, а также быть готовы к переменам в собственной работе. Управление гибридной рабочей силой, состоящей из людей и роботов, требует новых принципов руководства. Важно сочетать гуманизм и эмпатию с техническим складом ума. Более того, в структуре компании возможно появление новых должностей, скажем директора по роботам.
Перемены требуют от топ-менеджмента уже сейчас планировать «дорожную карту» своей карьеры и своего бизнеса на 5–10 лет вперед. Нужно уметь оценить как свои сильные стороны, так и пробелы в знаниях. Конечно, автоматизация в меньшей степени угрожает рабочим местам директоров, нежели позициям заводских и офисных работников, но сам характер работы руководителя претерпит серьезные изменения.
В зависимости от своих функций топ-менеджеры должны переосмыслить свою роль в эпоху роботов. Тут стоит учесть такие аспекты:
- что нужно сделать сейчас, чтобы подготовиться к моменту, когда робототехника трансформирует их бизнес и всю отрасль;
- каковы должны быть структурные изменения компании;
- каким компаниям нужны кадры, как они будут вместе работать, какие у них будут функции и обязанности;
- как надо будет управлять гибридной рабочей силой, чтобы обеспечить гармоничное сосуществование работника-человека и работника-робота?
1. Генеральный директор
Ответственность за эффективное управление начинается именно с него. Он должен представить компании концепцию развития и возглавить ее реализацию. Гендиректору важно будет демонстрировать личную вовлеченность в процесс перемен, заинтересованность в успехе, предъявлять высокие требования к себе и подчиненным. Касательно же ИИ и роботов задача гендиректора — убедиться, что члены совета директоров имеют надлежащую экспертизу, чтобы направлять процесс принятия решений. Наконец, гендиректор будет отвечать за формирование корпоративной культуры, обеспечивающей сосуществование человека и робота.
2. Финансовый директор
Его задача будет состоять в том, чтобы следить за окупаемостью инвестиций в автоматизацию бизнеса, как в своем отделе, так и во всей компании. На финансового директора также ляжет обязанность мониторить соблюдение законов и правил, объяснять инвесторам и властям обоснованность вложений в роботизацию бизнеса. Важно будет также выработать понимание реальных и цифровых взаимоотношений (например, работа с поставщиком, применяющим роботов), чтобы внедрять соответствующие меры контроля.
С течением времени роботы будут брать на себя все больше функций бэк-офиса, вроде расчетов по торговым операциям и подготовки отчетов, оставляя людям более сложные задачи — аналитику высокого уровня и принятие решений. И контролировать эту трансформацию также должны будут финансовые директора.
3. Операционный директор
Руководство процессом перехода на гибридную рабочую силу ляжет именно на операционного директора. Чтобы понимать, к чему ведут перемены, они должны будут закрыть все пробелы в технологических знаниях.
У разных отраслей может быть своя специфика. Например, в промышленности ценность автоматизации заключается в создании мощностей, снижении затрат, повышении надежности и обеспечении гибкости производственных процессов. Автоматизация — это не самоцель. Операционный директор должен внедрять ИИ и роботов согласно цифровой стратегии бизнеса, четко ориентируясь на поставленные задачи, например оптимизацию цепочки поставок.
4. Директор по персоналу
По данным недавнего исследования PwC, 41% руководителей отдела кадров уверены, что их отдел в курсе передовых технологий, тогда как другие топ-менеджеры столь же лестно отзываются о своих кадровых службах лишь в 25% случаев. Отсюда следует, что директора по персоналу также должны заполнять пробелы в своих знаниях. На них же лежит и задача развития корпоративной культуры.
Главы отдела кадров должны уметь оценивать компетенции своих сотрудников, определять, кому нужна переподготовка или повышение квалификации. С другой стороны, они должны обеспечить, чтобы будущие сотрудники уже обладали навыками, которые будут необходимы через десять лет.
Самое главное для директоров по персоналу — принять идею о том, что в мире автоматизации нужно защищать не рабочие места, а людей. Разъяснять работникам выгоды автоматизации в долгосрочной перспективе и воспитывать у менеджеров нужные для эпохи перемен умения — вот их задача.
5. Директор по маркетингу
В новых условиях маркетинг будет восприниматься не как финансовая дыра, а как центр генерации выручки. Все больше функций директоров по маркетингу будет связано с анализом данных. Клиенты захотят получать индивидуальные продукты и услуги, так что маркетологи будут теснее сотрудничать с отделом продаж, обеспечивая предложением соответствующий спрос. Передовой анализ данных, который и возьмут на себя роботы, освободит время топ-менеджеров для планирования «дорожной карты» и выработки стратегии вывода продукта на рынок.
6. Директор по технологиям
Директор по информационным технологиям, по цифровым технологиям, даже директор по роботизации — как бы ни называлась должность, без упоминания ИТ-специалистов разговор о переменах в топ-менеджменте невозможен. В период исследования рисков и возможностей они должны тесно сотрудничать с финансовыми директорами. Помимо этого, у них будет огромная зона ответственности: кибербезопасность, управление данными и их анализ, работа со стартапами и прочими игроками ИТ-рынка. Акцент должен стоять не на сокращении затрат, а на генерации выручки.
Автоматизацию нельзя провести за день, но это не отменяет того, что к нынешней скорости внедрения инноваций топ-менеджмент должен адаптироваться как можно быстрее. Гендиректору уже сегодня надо обсуждать перемены и внедрять новые технологии в стратегию, не упуская при этом из виду конечной цели. Кто знает, если у вас на предприятии еще нет роботов, может вы уже среди отстающих?