Приложение вместо ключей: как технологии встраиваются в жилой фонд

Фото: Freepik
Фото: Freepik
До 60% покупателей квартир интересуются «умными» системами для дома. Технологии повышают комфорт и безопасность не только в квартирах и подъездах, но и на придомовых территориях. Рассказываем, как они меняют жилой фонд

Как изменились «умные» системы для жилого фонда

Российский рынок «умных» решений для комфорта и обеспечения безопасности многоквартирных домов и придомовой территории развивается с 2013 года. Одними из первых таких устройств были домофоны с видеовызовом, отмечает директор по работе с массовым сегментом региона «Запад» компании «Ростелеком» Эвелина Дорошенко.

За последнее десятилетие технологии сильно продвинулись. Благодаря искусственному интеллекту, компьютерному зрению и биометрии можно управлять доступом в свое помещение, находясь в любой точке мира. Например, узнать, вернулись ли дети из школы, приехал ли курьер.

«Раньше устройства контроля доступа позволяли контактировать с человеком, который стоит под дверью, только если вы находитесь в квартире. А сейчас, даже если дома никого нет, можно управлять доступом и тому же курьеру выдать одноразовый код. Проконтролировать, что в подъезд зашел именно курьер, а не кто-то посторонний», — рассказывает Эвелина Дорошенко.

Какие функции выполняют «умные» системы в многоквартирных домах:

  • комплексное видеонаблюдение за придомовой территорией;
  • распознавание лиц и номеров автомобилей с помощью «умных» домофонов и шлагбаумов;
  • дистанционное управление электрическими приборами, батареями и водопроводом в квартире;
  • учет потребления коммунальных услуг и автоматическая отправка данных;
  • мониторинг и аналитика работы инженерных систем, повышающих энергоэффективность зданий;
  • противопожарная защита;
  • «умные» лифты и почтовые ящики.

По оценкам девелоперов, до 60% покупателей жилья в России интересуются «умными» системами для дома. Это подталкивает развитие рынка таких решений. Ожидается, что к 2025 году его объем увеличится более чем в два раза по сравнению с показателями 2021-го: $2,7 млрд против $1,2 млрд.

Уже сейчас на рынке присутствует множество производителей оборудования, поставщиками также выступают крупные телеком-операторы, банки и IT-компании.

Фото:Shutterstock
Индустрия 4.0 Дома-пончики и жилье из окурков: что ждет стройку будущего

Какие решения и технологии популярны в России

Сервис для управления доступом с машинным зрением

В «Ростелекоме» разработали многофункциональный сервис «Ключ» для управления и контроля доступом в квартиру и на территорию жилого комплекса.

Управляющая компания вместе с жильцами определяет, где установить камеры: под наблюдением может быть подъезд, детская площадка, парковка, кладовая и другие пространства. Запись сохраняется в архиве, его можно изучать со смартфона — это позволяет решать проблемы с хулиганами, разбросанным мусором и испорченным имуществом.

Вход жильцов в подъезд обеспечивает система распознавания лиц.

Если в домофон звонит посторонний, на смартфон пользователю выводится видеоизображение, открыть дверь подъезда можно прямо в приложении. В «Ключ» интегрировано и управление шлагбаумом: он откроется для жильца дома автоматически после того, как камера распознает номер его машины. С помощью временных кодов для шлагбаума можно организовать проезд на территорию гостей или курьера.

Через приложение также открываются двери на паркинг и в различные помещения, например в кладовую или колясочную. Кроме того, оно позволяет передавать показания счетчиков.

Решение входит в реестр отечественного ПО. Цифровая платформа размещена на территории России в дата-центрах «Ростелеком-ЦОД». Оборудование для «Ключа» создали более 20 российских производителей. В основе решения — технологии ИИ, машинного зрения, распознавание лиц и номеров автомобилей.

Только в Центральном федеральном округе к платформе подключены более 263 тыс. домохозяйств. Спрос на платформу растет на 57% ежегодно. А 35% из первой сотни застройщиков интегрируют решение в своих ЖК.

Фото:Pexels
Экономика инноваций Как сохранить бесперебойную работу «умного» дома

Лифты с бесконтактным управлением

Щербинский лифтостроительный завод производит лифты с различными «умными» опциями. Кабины могут быть укомплектованы технологией бесконтактного управления SmartAirKey через приложение на смартфоне. Лифт подается автоматически, когда жилец подходит к дому. На кнопку этажа нажимать не нужно, лифт сам отвезет пассажира на нужный этаж.

Вторая технология — SmartMirror. На встроенном в зеркало дисплее можно демонстрировать рекламную или справочную информацию. Например, управляющая компания может транслировать через зеркала во всех лифтах важные для жильцов объявления.

«Умные» лифты можно оснастить системой дезинфекции Smart Air Clean. Производитель утверждает, что она способна обезвредить до 98% бактерий и вирусов в кабине лифта за час.

«Умные» лифты также оборудованы современными электронными грузовзвешивающими устройствами, ограничителями скорости и ловителями. Эти системы безопасности предохраняют оборудование от внештатных ситуаций.

Почтовые ящики с персональными идентификаторами

Компания RusGuard изготавливает «умные» почтовые ящики разных размеров и форм для подъездов жилых домов. На каждый блок (он объединяет ящики нескольких квартир) устанавливается контроллер. Эти устройства хранят данные об уникальных электронных идентификаторах, закрепленных за жильцам.

Открыть «умный» почтовый ящик можно обычным домофонным ключом-таблеткой, бесконтактной пластиковой картой, транспортной или банковской картой, при помощи смартфона или «умных» часов, QR-кода, ПИН-кода или штрих-кода, а также системы распознавания лиц. Способ зависит от пожеланий заказчика.

Данные о выданных ключах хранятся на серверах RusGuard. В случае, если ключ к ящику был украден или утерян, его можно быстро заблокировать и перевыпустить.

Фото:Shutterstock, Getty Images
Экономика шеринга Дружелюбный сосед: почему миллениалы выбирают коливинги и микрожилье

Как новостройки становятся «умными»

Цифровизация и внедрение «умных» технологий касается в первую очередь новостроек. Согласно законодательству, с 1 января 2022 года застройщики обязаны обеспечивать все новые дома «умными» счетчиками электричества.

Конкретный набор «умных» решений различается в разных проектах — от «умных» счетчиков и цифрового домофона до полного комплекта интеллектуальных систем, включая внутреннее и внешнее видеонаблюдение, удаленное управление приборами из приложения. По оценке «Ростелекома», «умными» домофонами и системами видеонаблюдения оснащено свыше 60% вновь вводимого жилья.

Эвелина Дорошенко, «Ростелеком»:

«Интерес к интеллектуальным системам для многоквартирных домов растет с каждым годом. Сегодня невозможно представить современное жилье даже экономкласса без минимального набора IT-решений. Большая часть запросов на экосистемы «умного» дома поступает от девелоперских компаний. Они используют IT-начинку как конкурентное преимущество при вводе на рынок нового проекта. Для них это возможность привлечь больше покупателей».

Компания сотрудничает с крупными застройщиками по всей России. Девелоперы, у которых есть собственные разработки, в последнее время все чаще стараются передать свои «умные» системы на обслуживание крупному оператору.

«Сейчас очень дорого обслуживать IT-инфраструктуру и поддерживать ее работоспособность, тем более для непрофильных компаний. А развивать ее невозможно без IT-специалистов нужной квалификации, которые сейчас нарасхват», — объясняет Дорошенко.

Подходят ли новые технологии для старого фонда

По последним данным Росстата, в России около 1,6 млн многоквартирных домов. Более 1,4 млн из них — это так называемый старый жилой фонд, построенный до 1995 года.

Когда построены старые многоквартирные дома

709 тыс. домов — в 1945–1995 годах,

551 тыс. — в 1946–1971 годах,

90 тыс. — в 1921–1945 годах,

59 тыс. — до 1920 года.

Источник: Росстат, 2022 год.

«Когда люди слышат про тренд цифровизации жилья, они считают, что эти изменения затронут только новостройки. Поэтому живущие в старом фонде зачастую не обращают внимания на меняющийся рынок, мирясь с особенностями жизни в домах с устаревшей инфраструктурой, или начинают присматривать квартиру в новостройках», — отмечают эксперты Digital Developer.

Но, по их мнению, в плане внедрения IT-решений вторичный рынок не сильно отличается от новостроек: старые дома можно оборудовать «умными» шлагбаумами и домофонами, видеонаблюдением, счетчиками и предоставить жителям мобильное приложение.

Эвелина Дорошенко также обращает внимание на постепенную цифровизацию вторичного жилья. В последнее время в этом сегменте охват «умными» домофонами, шлагбаумами и видеонаблюдением растет на 15–20% в год. «Это новая тенденция с перспективой развития на ближайшие десять лет точно», — говорит она.

Сети связи «Ростелекома» уже охватывают более 90% жилого фонда. Как правило, самая дорогая и сложная часть — это именно инфраструктура. Дальше можно довольно быстро расширять спектр услуг и подключать новые решения.

«Если говорить, например, об «умном» домофоне, то его цена для жильцов примерно сопоставима со стоимостью аналогового домофона. В целом набор «умных» сервисов можно выбрать под свой уровень дохода», — заключает Эвелина Дорошенко.

Обновлено 25.04.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть