Первая «Станция» появилась в 2018 году и уже тогда производила впечатление нестандартными дизайнерскими решениями, хорошим звуком, возможностью выводить картинку на ТВ, а главное — это была единственная из всех «умных» колонок на рынке с адекватным русскоязычным помощником. За два года «Яндекс» успел выпустить «Станцию Мини» и поселить своего голосового помощника Алису в «умных» колонках таких больших производителей, как JBL. Круто, но кое-чего все равно не хватало: индикации состояний, полноценного графического интерфейса для телевизора и тесной интеграции с «умным» домом.
И вот на конференции YaC-2020 в новом «коронавирусном» видеоформате управляющий директор «Яндекса» Тигран Худавердян говорит: «У Алисы все хорошо… Ей пользуются 45 млн человек». А дальше нам представляют «Станцию Макс», в которой как раз и решены все перечисленные вопросы: добавили дисплей, сделали витрину для видеоконтента и даже пульт в комплект положили. А еще разработчики предоставили возможность добавлять в экосистему «Яндекса» «умные» устройства большинства производителей.
Как звучит «Яндекс.Станция Макс»
К «Станции» двухлетней давности не было вопросов по звуку. Колонка легко «прокачивала» любую, даже самую большую комнату. «Станция Макс» стала еще габаритнее, и этот дополнительный объем заметен в звучании: басы теперь глубже, а комфортная громкость без перехода в хрип теперь еще выше. И, кстати, за разные диапазоны частот стали отвечать разные группы динамиков, а совокупная мощность трехполосной системы выросла до 65 Вт.
Сделать громче или тише можно, попросив об этом Алису. Но и от большого круглого регулятора в «Яндексе» решили не отказываться. И вряд ли откажутся в будущем, даже несмотря на то, как быстро развиваются ассистенты и распознавание речи. Людям нужен (а главное приятен!) интерфейс, который можно потрогать и на который можно непосредственно и предсказуемо влиять. Это успокаивает и дает ощущение контроля.
Что умеет «Яндекс.Станция Макс»
Вряд ли мы когда-нибудь избавимся и от графических интерфейсов. Во всяком случае, точно пока не вживим себе чип в мозг. И это явно понимают в «Яндексе». Самого по себе голосового интерфейса с одной стороны недостаточно, а с другой — он может быть даже избыточен.
— Алиса, включи гирлянду.
— Хорошо, включаю.
А ведь могла бы просто молча включить. Или там глазом подмигнуть… О, погодите-ка! Так ведь «Станцию Макс» как раз этому и научили — подмигивать и как-то иначе графически реагировать на запрос.
Дисплей
В новой колонке предусмотрели небольшой дисплей, на который выводятся время, пиктограммы погоды, а иногда и эмоции — в виде двух мультяшных глаз.
Разрешение дисплея всего 25×16 см, и он монохромный. Но из-за того, как его обыграли, получилось даже элегантно и вполне в тренде того, что современные устройства скорее вписываются в интерьер, а не перетягивают внимание на себя. Матрицу поместили под полупрозрачную акустическую ткань — так все изображения получаются одновременно и контрастными, и рассеянными между ячейками ткани. А когда на экране ничего нет, то и не скажешь, что там дисплей.
ТВ и пульт
Другое нововведение в «Станции Макс» — интерфейс для телевизора и отдельный пульт управления к нему. И это возвращает нас к идее того, что только аудиоинтерфейса не всегда достаточно. Сделать голосовой командой погромче или переключить канал — это удобно, а вот листать медиатеку в «Кинопоиске» уже некомфортно.
Предполагается, что после распаковки вы сразу подключите «Станцию» к ТВ (кстати, в комплекте уже есть кабель HDMI, З — забота!), дадите ей доступ в Сеть, она обновится до последней версии, а дальше необходимо будет подключить пульт. Интересно, что это отдельный и нетривиальный процесс. Нужно сказать: «Алиса, подключи пульт». Колонка выведет на экран телевизора подсказки: какие кнопки зажать, чтобы пульт перешел в режим обнаружения, сам связался со «Станцией» и обновил себе прошивку (sic!). После этого вы сможете с его помощью листать меню на ТВ, а также отдавать голосовые команды из других комнат — в пульт встроен собственный микрофон.
В 2020 году пользователи предъявляют особые требования и к качеству картинки. Поэтому «Станция Макс» поддерживает разрешение 4К. Правда это касается только контента в «Кинопоиске», а вот ролики с YouTube воспроизводятся только в FullHD. И вообще, из основного меню нельзя просто перейти в YouTube — можно только сделать голосовой запрос. С точки зрения пользователя, это немного раздражает. Но если поставить себя на место компании «Яндекс», которая развивает собственную экосистему и конкурирует с другими, это логично. Выгоднее держать клиентов «ближе к телу», тем более, что модель монетизации явно основана не на продаже самих «Станций», а на предоставлении услуг и контента. А «Станция» — это просто дополнительная удобная дверь к ним. Сейчас большинство игроков на рынке делают ставку на сервисную модель, и чем дальше, тем больше. Но, как говорил Стив Джобс, если хочешь сделать крутой софт (читай, сервис), тебе нужно делать собственное «железо».
Алиса и умный дом
Вообще-то Алиса развивается сама по себе и параллельно со всеми «Станциями», но невозможно рассказать про новую колонку и обойти вниманием голосовую помощницу. С момента анонса первой «Станции» прошло два года, и за это время Алиса научилась различать голоса, вызывать такси, управлять кучей устройств в умном доме, а сторонние разработчики написали для нее много новых навыков.
Голосовой ассистент обновляется раз в несколько месяцев ночью и без вашего участия. То есть «умнее» Алиса становится как бы самостоятельно, а заодно постепенно узнает вас лучше. Если вы пользуетесь сервисами «Яндекса», компания уже знает ваш распорядок дня на основе регулярных маршрутов, предпочтения в еде — по заказам в «Лавке», какое кино и сериалы вы любите — по запросам и оценкам в «Кинопоиске». Скрепляют это все ежедневные запросы в поисковике. И если это знает «Яндекс», то знает и Алиса. Остается только сказать колонке: «Запомни мой голос», и она начнет отличать вас от других членов семьи, отвечая по-разному на одинаковые запросы.
Интернет-гиганты уже способны на равных конкурировать с операторами связи. И «Яндекс», конечно, не исключение. Поэтому вы можете позвонить на «Станцию Макс» из приложения «Яндекса». Получится своего рода голосовой вызов с возможностью подключить видео с камеры смартфона и вывести его на большой экран — ведь «Станция» подключена к ТВ. Смотрите вы сериал, и тут Алиса человеческим голосом говорит: «Вам звонит Мама». А вы ей: «Ответь!». И вот вы уже говорите с мамой по телевизору.
Но, кстати, телевизором дело не ограничивается. Алиса может подключиться и управлять практически любыми устройствами, у которых есть выход в интернет. И это не обязательно должны быть гаджеты «Яндекса». Умные розетки TP-Link, сенсоры Z-Wave, роботы-пылесосы Xiaomi — все, что угодно — в каталоге десятки партнерских сервисов и брендов. По сути же вы будете подключать не конкретное устройство к Алисе, а дадите доступ «Яндексу» к сервису стороннего бренда через API. Грубо говоря, скажете им: «Дружите!». Дальше все новые устройства будут появляться в меню автоматически, и, соответственно, ими можно будет управлять голосом.
Не обделили вниманием и детей. Для них у Алисы есть аудиокниги и много интерактивных игр в каталоге навыков. Даже самый маленький ребенок сможет сказать: «Алиса, прочитай сказку». И колонка поймет. И прочитает. И у родителей появится свободный часок, чтобы спокойно приготовить ужин. А наши дети, кажется, будут жить в мире, где разговаривать с роботами как с людьми — это совершенно нормально.
Итоговые впечатления
Если вдуматься, «Яндекс» не просто обновил свою «Станцию», добавив несколько новых приятных фишек, но теснее интегрировал Алису в жизнь людей. Теперь Алиса есть не только в смартфоне и дома на полке, но еще и в телевизоре и умных гаджетах всех мастей. Большой экран открывает массу возможностей и потенциально способен сделать взаимодействие с сервисами «Яндекса» удобнее. Легко представить, как в 2021 году мы говорим не только «Алиса, включи интересное кино», но и что-то вроде «Закажи молоко и хлеб в «Лавке» или «Найди ближайшую машину в «Драйве».
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.