Стратегия доверия: как российский IT-рынок строит отношения с клиентами

Фото: Андрей Любимов для РБК
Фото: Андрей Любимов для РБК
Российский вендор НОТА, входящий в Холдинг Т1, провел первую встречу заказчиков и партнеров. На пленарной сессии конференции «НОТА ДЕНЬ» эксперты обсудили, как выстраивать стратегию доверия к отечественному ПО

Доверие к российскому ПО

Главной темой пленарной сессии конференции «НОТА ДЕНЬ» стало доверие в бизнесе. Своевременное выполнение обещаний и открытая коммуникация, уверены участники мероприятия, позволяют эффективнее выстраивать деловое сотрудничество. Эксперты обсудили, насколько высок в России уровень доверия к отечественным технологическим решениям.

«Сегодня IT-бизнес формирует систему доверия в широком смысле этого слова. Речь идет о вере в российское ПО и отечественную инженерную школу, о доверии сотрудников внутри команд разработки и бизнеса, вере в себя», — отметил в приветственной речи Кирилл Булгаков, управляющий директор вендора НОТА (Холдинг Т1).

Приветственная речь Кирилла Булгакова
Приветственная речь Кирилла Булгакова (Фото: Андрей Любимов для РБК)

Участники дискуссии согласились, что уровень, качество и компетенции российского IT-бизнеса всегда были высокими. «Крупные зарубежные компании нанимали российских разработчиков, чтобы решать сложнейшие задачи», — добавила Алиса Мельникова, директор по цифровым и информационным технологиям компании «Сибур». Поэтому интеграция российского ПО в работу компаний происходит не только из-за вызовов импортозамещения. Бизнес ему доверяет: в некоторых случаях отечественные продукты оказываются удачнее зарубежных альтернатив. Они активнее развивались в последнее время и обладают более современной внутренней архитектурой.

В работе важно отталкиваться от потребностей бизнеса, адаптировать продукт под конкретные задачи и не пытаться обмануть ожиданий. «В бизнесе доверие и честность играют важную роль: клиент будет работать с компанией, которая готова ориентироваться на его потребности, признавать возможность технических недочетов и постоянно совершенствовать продукт», — резюмировал Алексей Фетисов, генеральный директор Холдинга Т1.

Отношение бизнеса к цифровизации

Сегодня наблюдается достаточно высокий уровень проникновения технологий в деятельность компаний. Алексей Фетисов отметил, что лидеры цифровой трансформации — банки, телеком и ретейл — сформировали внутри сильные технологические команды и уже внедрили конкурентоспособные IT-продукты. Это стало хорошим примером для компаний из других отраслей экономики — они не боятся интегрировать российское ПО для решения сложных бизнес-задач.

Алексей Фетисов рассказал об отношении бизнеса к цифровизации
Алексей Фетисов рассказал об отношении бизнеса к цифровизации (Фото: Андрей Любимов для РБК)

Такое глубокое погружение компаний в вопросы цифровизации произошло во время пандемии. Тогда бизнесу пришлось быстро внедрять в повседневные процессы много нового софта, чтобы продолжать работать. Пример тому — развитие систем видео-конференц-связи (ВКС). Они позволили организовать полноценное взаимодействие сотрудников, которые перестали постоянно присутствовать в офисе.

«Финансовая отрасль была к этому готова, и технологии развились в полный рост. Появились новые возможности как для бизнеса, так и для конечных пользователей. В качестве примера можно привести дистанционное открытие банковского счета. 2020 год за пару месяцев трансформировал бизнес-подходы, острая необходимость подвигла индустрию на разработку новых продуктов, переосмысление стратегий», — добавил Сергей Безбогов, заместитель руководителя технологического блока, старший вице-президент Банка ВТБ.

Сергей Безбогов рассказал о цифровизации в банковской сфере
Сергей Безбогов рассказал о цифровизации в банковской сфере (Фото: Андрей Любимов для РБК)

Однако бурный рост рынка ПО — когда одновременно вышло много необходимого для бизнеса софта — породил проблему совместимости. «У нас высокий уровень доверия к технологиям, но вопрос в том, способны ли эти технологии работать друг с другом», — подчеркнул Антон Думин, директор дирекции информационных технологий, автоматизации и телекоммуникаций «Газпром нефти».

Кирилл Семион, начальник департамента информатизации РЖД, также высказался об осторожном отношении к внедрению нового ПО. Он объяснил, что это не свидетельство недоверия к технологиям. Компании не хотят разрушить устоявшиеся бизнес-процессы из-за перехода на новый софт, сначала нужно убедиться в его эффективности. «Мы не первопроходцы, но мы первыми внедряем решение, когда оно доказало свою актуальность», — отметил Кирилл Семион.

Фото:Shutterstock
Экономика инноваций Автоматизация бизнеса: три значимых тренда в России в 2024 году

Новый формат отношений с вендорами

Для внедрения нового технологического решения в работу бизнесу необходимо досконально понимать, что им предлагает вендор. При этом, по словам Кирилла Семиона, много лет на рынке наблюдалась проблема с осведомленностью, представители IT-компаний и бизнес не всегда говорили на одном языке. Теперь же ситуация меняется в лучшую сторону, представители вендора — это полноценные технологические партнеры, которые способны объяснить, насколько хорошо продукт подходит для нужд компании. Это повышает доверие к технологиям. «У нас появились крупные IT-вендоры, которые могут себе позволить приходить не за контрактом, а за взаимодействием и отношением», — рассказал Кирилл Семион.

Холдинг Т1 анонсировал запуск мультипродуктового вендора НОТА в июне 2023-го. Компания сфокусировалась на развитии текущих и разработке новых технологических решений для крупного бизнеса и госкомпаний. Меньше чем за год НОТА смогла заслужить доверие крупных игроков рынка. Это произошло не только из-за улучшения качества ПО и повышения уровня сервиса. Такие результаты стали возможны благодаря вниманию к запросам клиента.

У компаний-разработчиков есть два пути внедрения технологий. Они могут предложить бизнесу протестировать новую разработку и затем помочь интегрировать ее в работу. Либо вендоры могут узнать о потребностях компаний и разработать продукт прицельно под нужды бизнеса. Второй подход особенно важен при работе с промышленными предприятиями.

«Нам важно, чтобы компания-разработчик была с нами честна в оценке степени готовности своих разработок для применения и обязательно обращалась к нам за помощью в проектировании процессов, которые закладываются в основу создаваемых IT-решений, так как эти знания только от промышленных компаний и могут быть получены. «Сибур» выступает не в роли покупателя, а в роли партнера и несет ответственность за качество IT-продуктов, которые мы создаем вместе с партнерскими IT-компаниями для всей отрасли. Поэтому мы вкладываемся в доработку вместе с партнерами и доводим решения до необходимого уровня», — подчеркивает Алиса Мельникова. В промышленности много специфических задач, которые требуют особых решений, поэтому бизнес заинтересован в доверительном сотрудничестве с вендорами.

На конференции «НОТА ДЕНЬ» эксперты обсуждают, как выстраивать стратегию доверия к отечественному ПО
На конференции «НОТА ДЕНЬ» эксперты обсуждают, как выстраивать стратегию доверия к отечественному ПО (Фото: Андрей Любимов для РБК)

Роль личности

Эксперты обсудили, за счет чего появляется доверие к IT-бизнесу и технологиям. Раньше все строилось на узнаваемости бренда. Зарубежное ПО приобретали из-за понимания, что вендор давно работает на рынке, а также этими решениями пользуются многие компании. Однако сейчас ситуация на российском рынке складывается иначе.

«На первую роль выходят люди. Ты доверяешь не компании, бренду или проекту, а смотришь в лицо генеральному директору или технической команде. И оцениваешь, способны ли они свою технологию довести до ума», — отметил Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям компании «Ростелеком». России предстоит еще долгий путь, чтобы отечественные бренды оценивались по имени бренда, а не по качествам личности, которая за ним стоит.

Еще один важный аспект выстраивания доверительных отношений между бизнесом и производителями ПО — внутренняя политика. «IT-директор компании формирует восприятие российских продуктов. Очень важно на своем примере показать доверие к отечественным производителям, тогда команда тоже будет настроена на плодотворное сотрудничество. Ведь мы инвестируем в будущее. Если мы поможем развить и внедрить российские разработки — мы вместе станем сильнее», — рассказал Виталий Задорожный, IT-директор Альфа-банка. Поэтому крайне важно постараться принять, разобраться и доработать технологические решения российских вендоров. В итоге они оказываются полезными для работы.

Фото:DALL-E
Индустрия 4.0 7 трендов цифровой трансформации промышленности

Внедрение IT-продуктов в работу компаний

В качестве отдельной проблемы участники дискуссии выделили особенности интеграции новых IT-решений в работу компаний. Бизнесу важно, чтобы любые нововведения не разрушали процессы, не останавливали работу и не увеличивали расходы. Цена ошибки в этом случае может быть очень высокой.

Кирилл Меньшов отметил, что нет единого алгоритма для внедрения новых технологий. Для себя «Ростелеком» нашел выход во фрагментировании на разные продуктово-технологические команды. У каждой из них есть свои правила и принципы.

Антон Думин и Кирилл Меньшов на конференции «НОТА ДЕНЬ»
Антон Думин и Кирилл Меньшов на конференции «НОТА ДЕНЬ» (Фото: Андрей Любимов для РБК)

В РЖД темпы технологической модернизации компании ускорились во многом благодаря развитию корпоративного университета. Программы, посвященные цифровой трансформации, позволяют сотрудникам бизнес-подразделений понять, какие задачи можно решать эффективнее с помощью технологий. Сотрудников учат формулировать ответы на три главных вопроса в своей работе. «Можем ли мы с помощью цифровых технологий получить больший доход? Может ли применение цифровых инструментов изменить процесс и сделать его более эффективным? Может ли применение технологии создать новый процесс?» — поделился списком вопросов Кирилл Семион.

Такой подход позволяет вовлечь сотрудников в процесс модернизации. Они смотрят на технологии как на инструменты, способные улучшить результаты, а потому формулируют более точные задания для IT-компаний. И тогда интеграция новых решений происходит безболезненно для всех участников.

Кадровый вопрос

«Люди в IT — сейчас очень большая проблема», — отметил Виталий Задорожный. Одним только крупным банкам в России в этом году потребуется около 25 тыс. программистов. На рынке ощущается нехватка кадров, и в перспективе ситуация будет только ухудшаться.

Бизнес взял курс на выстраивание отделов разработки и внедрения внутри компании. Рынку резко понадобились дополнительные силы, которые могли быть сосредоточены у вендора ПО. «Удобнее иметь собственные команды разработки, внедрения, эксплуатации. Это снижает риски непрерывности. Но на всех [специалистов] не хватает», — заметил Кирилл Семион.

Спикеры выделяют три фактора, которые сформировали проблему дефицита IT-специалистов в России. Во-первых, резкий рост рынка потребовал большого количества профессионалов, которые еще не обладали требуемыми навыками, не были готовы. Во-вторых, наметился демографический спад: 30-летних работников намного меньше, чем 20-летних. Наконец, существует поколенческий фактор: зумеры — более требовательные сотрудники, их сложнее привлечь. Компаниям приходится адаптироваться к таким изменениям, чтобы иметь возможность вырастить нового специалиста. «Молодые приходят на смену, у них есть амбиции, нужно эти амбиции понимать и давать возможность работать», — отметил Антон Думин.

По словам Кирилла Меньшова, пока экономика позволяет решать кадровый вопрос путем повышения зарплат. Но выходом из ситуации должно стать внедрение облачных технологий и уход компаний от собственных центров разработки с большим штатом IT-специалистов и администраторов.

В финале дискуссии спикеры согласились, что российский IT-рынок активно развивается. И вендоры в тесном сотрудничестве с компаниями могут пройти этот путь вместе, чтобы сделать отрасль более эффективной.

Реклама. ООО «Т1 Инновации», erid: F7NfYUJCUneLrWumLHP6

Обновлено 13.05.2024
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть