Клиентоцентричность, оптимизация, ИИ: что происходит с облаками в России

Фото: ООО «Облачные технологии»
Фото: ООО «Облачные технологии»
Генеральный директор компании Cloud.ru Евгений Колбин рассказал «РБК Трендам», как перестроил работу с клиентами в условиях миграции бизнеса в облака

Об эксперте: Евгений Колбин, генеральный директор Cloud.ru — провайдера облачных и ИИ-технологий.

Клиентоцентричность, оптимизация, ИИ: что происходит с облаками в России

— Как изменился российский IT-сектор за последнее время?

— Он растет высокими темпами: большинство сегментов российского IT-рынка за последние четыре года показали среднегодовой темп роста, превышающий 10%. По мере увеличения зрелости рынка темпы роста будут снижаться и стремиться к показателям развитых стран, но этот процесс выйдет за горизонт ближайших двух-трех лет.

Облачный сегмент рынка и вычислительная техника (серверы) продемонстрировали в 2022 году наибольший темп в сравнении с другими сегментами: их объем увеличился более чем на 40%.

Что касается Cloud.ru, то наша компания растет чуть быстрее рынка, а в отдельных сегментах опережает его. Только этим летом мы получили несколько значимых подтверждений. На церемонии награждения Data Center Awards 2023 Cloud.ru признали самым быстрорастущим игроком в сегменте «инфраструктура как сервис». Рейтинг CNews Analytics назвал нас лидером рынка искусственного интеллекта в России. А еще мы стали единственным облачным провайдером среди 30 крупнейших IT-компаний страны по версии TAdviser.

— Остались ли компании, которые не доверяют облакам?

— Да, такие есть. Например, среди IT-компаний распространен стереотип, что на старте бизнеса нужно сэкономить, закупив дешевое железо. Когда компания обзаводится собственным сервером, у нее появляется иллюзия, что она лучше контролирует расходы и всегда может эту инфраструктуру поддерживать. Но в итоге свое железо становится сдерживающим фактором: бизнес тратит много времени на то, чтобы его администрировать, и не может быстро масштабироваться, теряя до полугода на то, чтобы привезти и расширить оборудование. В это же время компании, изначально стартовавшие в облаке, быстрее проходят путь от создания идеи до выхода на рынок.

По итогам 2022 года совокупный объем рынка информационных технологий в России достиг 1,8% ВВП, подсчитали в Cloud.ru. За год рынок прибавил ₽200 млрд.

— Как поставщики облачных решений могут повлиять на этот стереотип?

— Важно постоянно взаимодействовать с бизнесом, как можно больше рассказывать о возможностях и преимуществах облака, давать объективную информацию о лучших рыночных методиках. Мы в Cloud.ru уделяем много внимания общению не только с нашими клиентами, но и с рынком в целом.

— Как изменился запрос бизнеса на облачные решения в последние годы?

— Переходя в облако, бизнес стремится решить конкретные задачи, будь то ускорение работы сайта или модернизация устаревшего оборудования. В последние годы процессы и продукты усложняются, а темпы ведения бизнеса ускоряются. Для бизнеса становится критически важным поддерживать высокую скорость изменений и держать руку на пульсе развития технологий — иначе есть риск отстать от конкурентов и остаться на обочине. В этих условиях бизнесу нужен не просто подрядчик, предоставляющий технологию, а партнер, который предложит оптимальное решение задачи.

Поэтому мы, как провайдер, стараемся глубоко погружаться в бизнес клиента. Возможность правильно определить задачи, оказать клиенту полную поддержку и предложить персональный подход становится определяющей. Поэтому мы взяли курс на клиентоцентричность и планомерно ему следуем.

— Может ли быть подлинная клиентоцентричность в такой отрасли?

— Как раз наша отрасль, где взаимодействие с клиентом носит не разовый характер, а продолжается годами, должна в полной мере поддерживать этот подход. Мы поставили клиента во главе, выстроив бизнес-процессы вокруг его потребностей. Теперь мы формируем внутреннюю корпоративную культуру так, чтобы клиентоцентричность стала нормой для каждого, кто работает в компании.

Все начинается с изучения клиента. Мы регулярно приглашаем клиентов в гости, чтобы познакомиться с их бизнесом и открыть новые стороны для взаимодействия. Это позволяет нам синхронизироваться с бизнесом наших клиентов.

Фото:ynharari.com
Футурология Искусственный интеллект и войны: прогнозы Юваля Ноя Харари на 2024-й

— Есть ли разница между требованиями крупного и малого бизнеса?

— Да, у крупных клиентов зачастую сложные индивидуальные процессы миграции и больше опасений по поводу безопасности данных. Малый бизнес более чувствителен к стоимости и срокам решения. Также у малого бизнеса чаще возникает запрос на квалифицированных экспертов из-за отсутствия специалистов у себя в штате.

Частый запрос, с которым к нам обращается бизнес, — развернуть 1С в облаке. Это решение позволяет ускорить функционирование систем, оптимизировать работу сотрудников и снизить нагрузку на собственную техподдержку.

Нередко мы сталкиваемся с тем, что бизнес, приходя в облако за решением одной задачи, в процессе расширяет сотрудничество и решает с нашей помощью новые задачи. К примеру, один из наших клиентов — девелоперская компания «Страна Девелопмент» — пришел с запросом перенести IT-инфраструктуру в облако. Летом 2022 года они протестировали платформы, а спустя два месяца состоялся переезд.

В ходе сотрудничества клиент решил использовать в нашем облаке сервис VDI (виртуальные рабочие места. — «РБК Тренды») c графическими картами, которые необходимы для проектирования. Это помогло девелоперу существенно снизить расходы благодаря гибким схемам тарификации и увеличить продуктивность работы специалистов, что позволит бизнесу проектировать дополнительно до десяти объектов ежегодно.

Еще интересный пример: сеть аутлетов Offprice. Она пришла к нам с запросом: «Как сделать так, чтобы при росте бизнеса в десять раз ежегодно IT-инфраструктура не была для нас ограничением?» Мы представили комплексное решение этой задачи в облаке.

— Замечаете ли вы рост востребованности искусственного интеллекта у бизнеса?

— Да, компании применяют ИИ для автоматизации и оптимизации бизнес-процессов, анализа больших данных, улучшения качества и точности прогнозов, управления клиентским опытом и создания инновационных продуктов. Наибольшей популярностью сейчас пользуется сегмент больших языковых моделей, например таких как GigaChat API.

Российские игроки выводят на рынок свои решения, которые могут лечь в основу цифровой экономики в будущем. Наиболее эффективным выглядит развитие сервисов на основе ИИ в облаке, так как искусственный интеллект потребляет много вычислительных ресурсов в момент обучения моделей. Облачные платформы предлагают высокую производительность специализированных процессоров и возможность их быстрого масштабирования для работы с ИИ-задачами.

Другой глобальный процесс, который подстегивает развитие искусственного интеллекта, — суперкомпьютеры. Для решения действительно прорывных задач, двигающих экономику вперед, возможностей стандартных серверов недостаточно. Процесс вычислений на них может занять месяцы, а на суперкомпьютерах — часы. При этом иметь собственный суперкомпьютер для внутренних нужд невероятно затратно. Получить доступ к ресурсам суперкомпьютеров можно через Cloud.ru.

Среди наших клиентов запрос на подобные задачи особенно заметен в торговле, логистике и производстве. Например, с помощью ИИ-сервиса мы помогаем поставщику техники прогнозировать закупки на год вперед с точностью более 90%. Это позволяет эффективно планировать загруженность складов, поставку запчастей и транспортную логистику.

Обновлено 15.12.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть