1. Какую роль выполняют системы бронирования при покупке билета
Системы бронирования (Computer Reservation System, CRS) — это инструмент для управления ресурсами авиаперевозчиков. Они содержат информацию о расписании, количестве и расположении свободных мест, бронированиях и электронных билетах. Такие системы еще называют инвенторными — от английского слова inventory. В авиации оно означает общий ресурс мест на рейсах.
Из CRS информация поступает в так называемые дистрибутивные системы. Они собирают данные из нескольких CRS и показывают туристическим агентам или обычным покупателям варианты перелетов. А когда вы выбираете какой-то из предложенных вариантов, отправляют в CRS запрос на конкретное место. Продажа билета происходит только после того, как система бронирования подтверждает, что место свободно и его можно занять.
2. Какие системы бронирования существуют в мире
Всего в мире работает свыше 20 более или менее крупных систем бронирования. Среди самых известных — европейская Amadeus, американские Sabre и Navitaire (поглощена Amadeus в 2015 году). Каждой из них сейчас пользуются несколько десятков авиакомпаний.
Некоторые платформы создавались для нужд авиаперевозчиков, но затем обросли дополнительными опциями и стали работать как глобальные дистрибутивные системы. Например, решениями Amadeus и Sabre пользуются турагентства по всему миру, в том числе онлайн-площадки. Через эти системы бронируют не только авиабилеты, но также отели и круизы, арендуют машины и т.д.
3. Какими системами пользуются российские авиакомпании
До недавнего времени многие отечественные перевозчики работали с зарубежными системами. Например, «Аэрофлот» использовал Sabre, «Победа» — Navitaire, S7 и «Уральские авиалинии» — Amadeus.
Чтобы обеспечить безопасность персональных данных пассажиров, иностранным провайдерам предложили перенести серверы, которые обслуживают российские авиакомпании, на территорию РФ. Некоторые платформы говорили о планах локализации, но в 2022 году отказались от них.
Хуже того, поставщики зарубежных решений начали отзывать лицензии на их эксплуатацию у российских авиакомпаний. При этом правительство РФ ввело новые правила: системы бронирования не должны принадлежать иностранцам и иметь функции управления из-за рубежа.
«Оставлять иностранные системы бронирования в России не имело смысла. Это грозило огромными потерями, в том числе экономическими, при одномоментной блокировке подобных систем», — поясняет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
К ноябрю 2022-го все отечественные авиакомпании перешли на российские системы. Их в стране две — «Леонардо», которую выбрали большинство российских авиаперевозчиков, и ТАИС (Транспортные автоматизированные информационные системы).
4. Что представляет собой «Леонардо»
Это комплексная инвенторная система для авиаперевозчиков. Она обеспечивает бронирование и продажу билетов, а также дополнительных услуг на регулярных и чартерных рейсах. Систему разработали в госкорпорации «Ростех» совместно с компанией «Сирена Тревэл» (поставщик технологических решений для турбизнеса и продаж авиабилетов).
«Под капотом» у «Леонардо» целый набор решений, построенных по стандартам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). По словам разработчиков, у системы есть несколько важных преимуществ. Например, автоматизация рутинных операций и развитое квотирование классов бронирования (речь идет о квотах, выделяемых авиакомпаниями под каждый тариф).
5. В чем сложности перехода из одной системы бронирования в другую
Основные трудности были связаны с тем, что перейти на российскую систему требовалось срочно. «Такие IT-провайдеры, как Sabre и Amadeus, не планируют более одной миграции в год, понимая все сложности, связанные с данным процессом. Но только за 2022 год на систему «Леонардо» мигрировали три крупные российские авиакомпании и еще две зарубежные стали пользователями нашего решения», — рассказывают в «Ростехе».
Систему Sabre адаптировали для «Аэрофлота» на протяжении 17 лет эксплуатации, сообщают представители авиаперевозчика. А при переходе на «Леонардо» надо было сразу внедрить десятки еще не изученных компанией решений.
Еще одна сложность — перенос огромного объема информации из одной системы в другую. Для крупной авиакомпании это миллионы записей о бронированиях и электронных билетах.
6. Сколько времени занимает переход в новую систему
В мировой практике подготовка к миграции обычно занимает до двух лет. Сама миграция — около двух суток, причем на это время обычно останавливают полеты или как минимум продажи авиабилетов, чтобы перенести информацию в новую систему бронирования.
Но в условиях экстренного перехода сроки другие. «У «Аэрофлота» было только шесть месяцев на подготовку к миграции. При этом останавливать сотни полетов (в нашем случае это до 500 рейсов в сутки) и продажи билетов было категорически неприемлемо», — рассказывают в авиакомпании.
7. Какие этапы включает в себя миграция из одной системы в другую
Разберем процесс миграции на примере «Аэрофлота». Изучать возможности перехода компания начала в 2021 году — вскоре после того, как зарубежным системам предложили локализовать серверы в России. У пользователей решений не было уверенности, что поставщики систем согласятся на локализацию. Поэтому авиакомпании присматривались к функционалу отечественной платформы.
Миграция из Sabre в «Леонардо» в 2022 году состояла из пяти основных этапов.
- Анализ функциональности «Леонардо». Вместе с разработчиками компания провела более 2,8 тыс. тестов. В результате обнаружили 788 разрывов между функционалом Sabre и «Леонардо». Часть из них оказались блокирующими — они не позволяли запустить обслуживание пассажиров в полном объеме.
- Доработка программного обеспечения системы бронирования, информационных систем «Аэрофлота» и партнеров («Аэроэкспресс», страхование, трансферные перевозки и другие). Данный этап занял около трех месяцев. Параллельно авиакомпания готовила данные о действующих бронированиях и электронных билетах, чтобы загрузить их в новую систему.
- Разработка интеграций «Леонардо» с производственными и финансовыми системами «Аэрофлота». Эти системы обеспечивают ключевой функционал: управление расписанием и полетами, регистрация пассажиров и багажа, отправка пассажиров, программа лояльности «Аэрофлот Бонус», платежные сервисы, финансовое управление и отчетность. Также требовалась увязка с компьютерными системами партнеров, которые предоставляют дополнительные услуги. Самой сложной оказалась интеграция с системой «Аэрофлот Бонус», поскольку раньше у «Леонардо» не было функционала для программ лояльности.
- Тестирование. Специалисты проверили комплексные процессы — например, продажу услуг пассажирам и их обслуживание в центре поддержки, на сайте «Аэрофлота», в аэропорту и на борту. Одновременно с тестами шли точечные доработки функционала.
- Миграция. Самый короткий и сложный этап — он занял всего 22 часа. За это время авиакомпания остановила продажи в Sabre, выгрузила миллионы бронирований и билетов в свое электронное хранилище, запустила «Леонардо», перенесла туда все данные и открыла продажи. При этом не было задержано ни одного рейса, а в офисах по продаже билетов продолжалось обслуживание пассажиров.
8. Сколько всего авиакомпаний используют «Леонардо»
По данным «Ростеха», сейчас системой «Леонардо» пользуются более 60 авиакомпаний. Помимо «Аэрофлота», это «Победа», Red Wings, «Ямал» и многие другие. Среди пользователей есть как российские, так и зарубежные авиаперевозчики. Например, казахстанская Qazaq Air и белорусская «Белавиа».
Всего с января по ноябрь 2023 года с помощью российской системы бронирования в мире перевезли более 80 млн пассажиров.
В 2024 году на «Леонардо» планирует перейти венесуэльская Сonviasa SA. Специалисты перевозчика уже прошли обучение и ознакомились с опытом внедрения системы в российских авиакомпаниях.
9. Будут ли дорабатывать российские системы
Оптимизация и доработка идут практически непрерывно. В «Ростехе» подчеркивают, что разработчики анализируют тренды в авиационной отрасли и формируют ежегодные планы по улучшению характеристик IT-продуктов и бизнес-процессов.
Важную роль в этом играют запросы авиакомпаний. Их сотрудники каждый день сталкиваются с новыми пожеланиями со стороны пользователей. Все это учитывается при доработках.