А в чем тренд?
С начала эпохи реактивных самолетов белые полосы в небе — конденсационные следы — стали привычным явлением по всему миру. Эксперимент, который провели специалисты Google и авиакомпании American Airlines, позволяет сократить вредные авиационные выбросы в атмосферу.
Почему конденсационные следы вредны
Конденсационные следы образуются, когда смешиваются атмосферный водяной пар и водяной пар в выхлопах двигателей самолетов. При остывании пар начинает конденсироваться вокруг частиц не полностью сгоревшего топлива, а низкие температуры приводят к образованию ледяного следа. Его частицы поглощают и задерживают солнечное излучение, что способствует глобальному потеплению.
На долю авиации приходится около 2,5% глобальных выбросов CO2. Если учитывать другие загрязняющие вещества от самолетов, а не только углекислый газ, то индустрия становится ответственной за 3,5% влияния на изменение климата. Другие виды транспорта, особенно автомобильный, вносят значительно больший вклад. Однако исследования в области авиации особенно важны, так как пока не существует технологии для снижения выбросов при дальних перелетах. При этом в ближайшие десятилетия ожидается резкий рост спроса на авиаперевозки, по мере того как бедные страны будут улучшать свое положение.
Создание карты конденсационных следов
Исследователи Google совместно с представителями авиакомпании American Airlines пытались определить маршруты, которые не будут способствовать образованию конденсационных следов. Аналитики совместили модели конденсационных следов со спутниковыми снимками, а также с данными о погоде и предыдущих траекториях полетов. Это позволило разработать карты прогноза формирования конденсата.
В августе 2023 года Google выпустила заявление: пилоты, которые использовали модели ИИ для выбора высоты, смогли уменьшить количество конденсационных следов на 54%. Этот показатель получится улучшить в будущем. Исследователи IT-компании Карл Элкин и Динеш Санекомму заявили: «Это первое доказательство того, что коммерческие рейсы могут напрямую избегать конденсационных следов и тем самым снижать воздействие полетов на климат».
Относительная дешевизна модели
В ходе эксперимента было установлено, что при использовании новых маршрутов самолеты будут сжигать на 2% больше топлива. По мнению аналитиков Google, общее увеличение расхода керосина на всех рейсах авиакомпании составит не более 0,3%, так как большинство конденсационных следов возникает из-за небольшой доли рейсов. Стоимость предотвращения появления конденсационных следов может составлять $5–25 за тонну эквивалента выбросов CO2.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата в докладе 2022 года заявляла, что на создание системы предотвращения образования конденсационных следов уйдет до десяти лет. Эксперимент Google позволяет предположить, что технология может быть готова раньше этого срока.