Невыгодно и опасно: развенчиваем главные мифы об оплате по QR-кодам

Фото: Freepik
Фото: Freepik
Мировой рынок оплаты по QR-кодам оценивается почти в $10 млрд. В России такую форму оплаты используют миллионы покупателей. Но удобство и надежность системы иногда вызывают сомнения. Разбираем главные из них

Миф 1. При покупках по QR-коду не начисляют кешбэк

Чтобы разобраться с этим мифом, сначала нужно понять, о каких QR-кодах мы говорим. Есть две разные системы.

  1. Оплата по QR-коду в Системе быстрых платежей (СБП). Раньше здесь вообще не было кешбэков. Сейчас некоторые банки начинают их начислять. Национальная система платежных карт (НСПК, оператор СБП) проводит акции с выплатой кешбэков с некоторыми партнерами. Такие акции ограничены по времени, а партнеров не очень много.
  2. Оплата по QR-коду «Сбера». Здесь ситуация принципиально иная. Пользователям доступны такие же кешбэки, как при карточной оплате.

Все клиенты «Сбера» получают бонусы «СберСпасибо» за оплату по QR-коду. Банки-партнеры тоже выплачивают своим клиентам кешбэки по своим программам лояльности.

Сейчас к системе оплаты по QR-коду подключено девять банков, и их количество будет расти. К концу года планируется подключить еще пять банков.

«Платежный сервис «Сбера» «Плати QR» трансформировался в масштабный проект, — отмечает директор дивизиона «Эквайринг» «Сбера» Сергей Шубочкин. — С начала 2023 года количество клиентов, ежемесячно использующих этот вид оплаты, выросло более чем в два раза, и им пользуются более 8 млн человек каждый месяц. И это объяснимо, ведь можно не носить с собой карту или наличные, а для оплаты покупки нужен только смартфон с доступом в интернет».

Миф 2. Оплату по QR-коду принимают очень мало магазинов. Лучше носить с собой карту или наличные

На самом деле число торговых точек, работающих с этим инструментом, уже давно перевалило за миллион.

По всей России установлено более 1,6 млн эквайринговых терминалов «Сбера», которые принимают оплату по QR-коду. Ими оснащены 1,25 млн магазинов (в одной торговой точке может быть несколько терминалов). Продуктовые супермаркеты, рестораны и кафе, магазины одежды и обуви, заправки — практически во всех сегментах в торговых точках доступна оплата по QR-коду «Сбера».

Каждый месяц по QR-кодам от «Сбера» оплачивают товары и услуги более 6 млн клиентов банка. Еще 2 млн пользователей — это клиенты банков-партнеров, подключенных к системе.

«Учитывая количество торговых точек, на которые мы вывели свои QR-коды, недоступность данного инструмента не более чем миф. Если в конкретной торговой точке оплаты по QR-коду нет, то через 100 м она обязательно будет, и тот же самый товар можно будет купить по QR-коду, — рассказывает Сергей Шубочкин. — У банка есть много клиентов, которые очень часто пользуются именно QR-кодом, а картой — все реже».

Оплата по QR-кодам в мире

  • Мировой рынок оплаты по QR-кодам оценивается почти в $10 млрд по итогам 2022 года.
  • В ЕС оплату через QR-коды принимает примерно 50% торговых точек, 60% потребителей пользовались этим инструментом хотя бы один раз.
  • В США 39% случаев сканирования QR-кода приходится на оплату товаров и услуг.
  • В Японии в 2022 году в торговых точках и онлайн-магазинах зафиксировали 7,9 млрд оплат через QR-коды.
  • В Китае на QR-коды приходится более 90% оплат с помощью смартфона. Всего китайцы проводят через смартфоны около 150 млрд оплат в год.

Миф 3. По QR-коду не стоит платить кредиткой — будут комиссии и проценты

Все зависит от того, какую систему вы используете для оплаты по QR-коду. Оплату можно совершить с помощью SberPay, в приложениях банков-партнеров или по СБП.

Оплата по QR «Сбера» ничем не отличается от обычной карточной транзакции. И если вы выбираете кредитку для оплаты, то будет действовать грейс-период.

То же самое у банков-партнеров. Если у них есть беспроцентные периоды, то они распространяются на оплату по QR-коду от «Сбера».

Миф 4. Платить по QR-коду не очень безопасно

Платежи по QR-коду так же безопасны, как карточные. Во-первых, при проведении платежа в своем мобильном приложении вы видите, в адрес какой торговой точки вы совершаете платеж. Во-вторых, QR-код от «Сбера» выводится на терминалы эквайринга банка, поэтому можете быть уверены, что совершаете оплату в проверенной банком торговой точке и ваши деньги за покупку дойдут до получателя.

Миф 5. При оплате по QR-коду постоянно возникают сбои

В первые месяцы после запуска сервиса в 2019 году в некоторых торговых точках, особенно подвальных, могли наблюдаться затруднения при оплате. Чаще всего это было связано с тем, что не всегда хорошо работала связь. С тех пор большинство технических вопросов удалось решить, говорят в «Сбере». Если они все же возникают, то чаще всего они вызваны неустойчивым интернет-соединением.

Например, если терминал теряет сигнал во время совершения операции, то может не выдать чек. В таких случаях алгоритм действий одинаковый вне зависимости от того, платил ли клиент картой или по QR-коду. Товар отдают покупателю только вместе с чеком. Отсутствие чека означает, что операция не прошла. И если деньги были списаны с покупателя, то через некоторое время банком будет совершен их автоматический возврат.

Миф 6. Защитить потребительские права после оплаты по QR-коду не получится

В действительности гарантии все те же, что и при других способах оплаты через кассу или терминал торговой точки. Покупатель всегда должен получать чек — это требование закона. А чек позволяет защитить свои потребительские права. Например, обратиться с претензией к продавцу, если товар оказался некачественным.

Деньги зачисляются на расчетный счет организации, а не на карту физлица. В истории операций в банковском приложении такая транзакция будет отражена как покупка. Есть адрес, ИНН и другие реквизиты торговой точки, поэтому покупатели могут не переживать за защиту своих прав при покупке по QR-коду от «Сбера».

Миф 7. В системе QR есть какой-то подвох — не зря ее так активно продвигают

У банков есть веские причины, чтобы продвигать оплату по QR-коду. Но это не означает, что клиента пытаются обмануть.

Банки хотят, чтобы клиент совершал как можно больше безналичных операций в торговых точках. Но далеко не все постоянно носят с собой банковские карты и не у всех телефоны поддерживают NFC. Поэтому участники рынка заинтересованы в том, чтобы предлагать альтернативные способы оплаты.

Для банка и магазина хуже всего, когда клиент уйдет без покупки, потому что у него, например, не было при себе карты или не хватило наличных.

Вопрос стал еще актуальнее в 2022 году, когда в России перестали работать ключевые сервисы бесконтактных платежей — Apple Pay и Google Pay.

QR-коды позволяют вернуть клиентам возможность оплаты телефоном, особенно когда мы говорим о пользователях iPhone.

Для Android есть сервис бесконтактной оплаты SberPay, работающий по технологии NFC, но для телефонов с операционной системой iOS ничего подобного нет, и оплата по QR-коду замещает ушедший сервис.

Реклама. Рекламодатель: ПАО «Сбербанк», www.sberbank.ru

erid: 4CQwVszH9pWuJkrbD13

Обновлено 14.11.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть