Какие инновационные битумные технологии делают в России

Фото: пресс-служба «Газпром нефти»
Фото: пресс-служба «Газпром нефти»
Производители дорожного битума постоянно модернизируют материал, чтобы получить необходимые свойства для конкретных дорог. О битумных материалах в России «РБК Трендам» рассказал эксперт «Газпром нефти»

Об эксперте: Дмитрий Орлов, генеральный директор «Газпром нефть — Битумные материалы».

Фото: пресс-служба «Газпром нефти»
Фото: пресс-служба «Газпром нефти»

Российский рынок битумных материалов

— С какими особенностями российских дорог сталкиваются производители битумных материалов?

— Россия входит в пятерку стран мира по протяженности автомобильных дорог. Дороги пролегают практически во всех существующих климатических зонах и рельефах, а температурные колебания между южными и северными регионами достигают 100 °С.

В 2022 году в России было уложено свыше 160 млн кв. м асфальта — это рекордный показатель за последние 30 лет. Для такого объема потребовалось более 7 млн т битумных материалов, из них порядка 30% битумов пришлось на долю «Газпром нефти». При этом в общем объеме поставок битумных материалов с каждым годом растет доля высокотехнологичных битумов с индивидуальными рецептурами для каждой конкретной трассы. Благодаря такому подходу эксплуатационный срок асфальта увеличивается до 45%, тем самым снижаются расходы на содержание и последующий ремонт дорог.

— Какие битумные материалы используются при укладке дорог в России и какие параметры учитываются для их создания?

— Одни из основных технологий, которые применяются на российских дорогах, — полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые делают дорогу более устойчивой к деформациям и разрушению. Для каждой конкретной трассы подбирается свой уникальный набор ингредиентов. Для этого учитываются рекомендованные температуры эксплуатации дорожного покрытия и расчетные транспортные нагрузки.

Если при укладке асфальта на шоссе в Краснодарском крае будет использован такой же битум, как на Ямале, то есть менее теплостойкий, то это приведет к появлению пластических деформаций в виде колеи, наплывов и других проявлений. В южном климате материал должен быть более вязким, специально предназначенным для климата с высокими температурами.

Также необходимо учитывать параметр интенсивности движения. Во дворах и на тихих улочках модифицированный битум не нужен, зато на скоростных дорогах с большим трафиком он необходим и уже активно применяется. Например, на автомагистралях М-7, М-4, М-10, М-11 и М-12, Западном скоростном диаметре и КАД в Санкт-Петербурге, МКАД, ЦКАД, СКАД в Саратовской области и многих других.

— Как чувствует себя российский рынок битумных материалов?

— Ежегодно объем выпуска ПБВ в России растет на 8–9%. Мы ожидаем, что по итогам 2023 года совокупный объем производства высокотехнологичных битумов превысит 1 млн т, а это порядка 15% от общего потребления битумных материалов в стране. Этот показатель соответствует уровню наиболее технологически развитых стран. За 11 лет накопленный объем производства модифицированных вяжущих на предприятиях «Газпром нефти» в Москве, Омске и Рязани превысил 2 млн т.

В России реализуется национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Одна из целей пятилетнего плана дорожного строительства — привести к нормативному состоянию 85% дорог в 105 крупнейших агломерациях и более 50% дорог в регионах. Также существует Транспортная стратегия, цель которой — обеспечить до 2035 года связность дорожной сети, повысить мобильность населения и развить логистические цепочки. Все это будет влиять на рост потребления битумных вяжущих.

Создание новых технологий

— Что стимулирует создание новых битумных технологий?

— За последнее десятилетие в России изменились ГОСТы, касающиеся асфальтобетонов, битума и ПБВ. Так, государство через систему нормативов влияет на повышение требований к качеству дорог, а участники отрасли путем научных исследований создают высокотехнологичные продукты.

Например, «Газпром нефть» производит продукты, эффективность которых доказана многочисленными экспертизами, по новым стандартам и индивидуальным рецептурам. Для разработки новых решений мы первыми из нефтяных компаний открыли собственный Научно-исследовательский центр (НИЦ) битумных материалов. За семь лет его работы наши специалисты провели свыше 300 тыс. различных испытаний вяжущих материалов, асфальтобетона, сырья и разработали сотни рецептур, адаптированных под интенсивность движения и климатические особенности всех российских регионов.

— Какие технологии разработала и уже внедрила в укладку дорожного полотна «Газпром нефть»?

— Мы разработали специальный дорожный материал — защитно-восстанавливающий состав (ЗВС). Название говорит само за себя: эта технология защищает и восстанавливает асфальтобетонное покрытие от последствий транспортных нагрузок, воздействий климата, реагентов и влаги. Этот материал можно встретить в разных регионах страны — от Алтая до Калининграда. Тем не менее мы продолжаем совершенствовать рецептуру: материал должен быть удобен в нанесении, быстро высыхать и при этом сохранять качество сцепления с дорогой.

Кстати, впервые мы применили ЗВС на покрытиях не автомобильных дорог, а аэродромов. Взлетно-посадочную полосу сложно закрыть даже на один день — она должна работать непрерывно, поэтому любой ремонт нужно проводить максимально быстро. Мы отработали технологию на аэродромах и оценили, что у продукта есть потенциал и на дорогах общего пользования.

Кроме того, мы запустили линейку гидроизоляционных рулонных материалов — они, например, широко используются для защиты кровли. Другая наша технология — новые жидкие битумно-полимерные композиции «Брит» Flex для герметизации так называемых стыков верхних слоев асфальтобетонных покрытий. За два года мы вышли на значительные показатели — 5 млн м² рулонных битумно-полимерных материалов «Брит» реализовано в 30 городах России.

Будущее дорожно-строительной сферы

— Как будет дальше развиваться дорожно-строительная отрасль? Как искусственный интеллект и роботы повлияют на сферу?

— Отрасль развивается и готова к инновациям. К примеру, мы открыли для себя новое направление — инжиниринг технологического оборудования для нанесения наших битумопроизводных продуктов.

Вместе с участниками рынка разработали и получили патент на новое средство малой механизации — дополнительный модуль для асфальтоукладчика. Он позволяет одновременно при укладывании верхнего слоя полотна автоматически наносить стыковочную ленту. Так процесс становится более эргономичным и требует меньшего участия оператора. В 2023 году мы уже активно использовали устройство на практике. Например, на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, в Томской, Тверской областях, в планах — в Краснодарском крае.

Что касается технологии искусственного интеллекта, то на одной из наиболее экспертных отраслевых выставок в России «Дорога 2022» в Казани мы представили беспилотную машину по нанесению защитно-восстанавливающих составов. Она исключает человеческий фактор в работе и повышает производительность. Роботизация минимизирует вероятность повторного нанесения и тем самым делает процесс более эффективным.

Обновлено 30.10.2023
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть