Марина Краснова: «Самый ценный ресурс сегодня — время пользователя»

Фото: Пресс-служба «ВКонтакте»
Фото: Пресс-служба «ВКонтакте»
Ежемесячно «ВКонтакте» пользуется 85% аудитории рунета. О запуске новых продуктов в 2022 году, цифровых аватарах и виртуальных вселенных, а также о трендах развития соцсетей рассказала CEO платформы Марина Краснова

Об эксперте: Марина Краснова, генеральный директор «ВКонтакте» с 2021 года. Работает в компании VK с 2012 года. Окончила физмех Санкт-Петербургского политехнического университета по специальности «Прикладная математика и информатика».

230 обновлений, цифровые аватары и NFT

— Как изменилась платформа «ВКонтакте» за последние год-два? Что произошло важного?

— Все это время мы развивались по нескольким направлениям. Например, очень удачно нащупали тренд с коротким вертикальным форматом и запустили еще в 2020-м сервис «VK Клипы». В октябре 2021 года запустили платформу «VK Видео». Мы отмечаем, что потребление видеоконтента растет стремительно.

Другое направление — это общение. В 2020-м начали работать наши «VK Звонки» с групповыми видеоконференциями. Мы первыми в мире разрешили создавать встречи на неограниченное количество участников и сделали ставку на снятие всех барьеров при удаленном общении. Недавно в «VK Звонках» появилась новая функция совместного просмотра видеоконтента — фильмов, сериалов, стримов, вообще любого видео — и тоже без ограничений по количеству участников.

Третье направление — про бизнес, сервис и услуги. Мы видим, что для наших пользователей, особенно для молодых людей, «ВКонтакте» — это и есть интернет. Они все ищут через нас. У нас есть платформа мини-приложений VK Mini Apps, где можно следить за здоровьем, узнавать новости, погоду, знакомиться с новыми людьми. Также очень востребованы услуги среднего и малого бизнеса, образовательные, например, репетиторство, продажа товаров. Мини-приложения и наши сообщества могут быть очень разными, вплоть до сайта-визитки и подключения контактного центра, который помогает общаться бизнесу с потребителем.

— Какие важные запуски были в 2022 году?

— В этом году мы представили свыше 230 продуктовых и технологических обновлений. Улучшения коснулись всех наших продуктов — ленты, мессенджера, видео, платформы для предпринимателей и многих других. Мы также запустили standalone-приложения «VK Клипов», «VK Мессенджера», «VK Звонков», скоро запустим отдельное приложение «VK Видео».

Если говорить о совсем новых продуктах, то буквально на днях в «VK Звонках» появилась возможность присутствовать на онлайн-встрече, не включая камеру, с использованием цифрового аватара vmoji. Для нас это новое направление и совершенно новый опыт для пользователей.

Пользователи могут общаться и вместе смотреть видеоконтент с использованием цифрового аватара, у которого есть мимика, он открывает рот во время разговора, моргает. Более того, лицо аватара создается на основе ключевых точек лица человека, поэтому цифровой собеседник будет очень похож на то, как в реальности выглядит ваш друг или знакомый.

Фото:Varwin
Индустрия 4.0 Сменить «Аватар»: как виртуальная реальность помогает робототехнике

Сами цифровые аватары vmoji мы запустили летом 2022 года, сейчас их уже использует больше 8 млн человек.

Кроме того, в «VK Клипах» и «VK Видео» появилась функция «Дипфейк»‎. Пользователи могут примерить лицо знаменитости и создать более вовлекающий контент. Решение обрабатывает видео практически моментально.

Также во «ВКонтакте» заработала функция автоматического перевода сообщений и контента. Сайт переведен на 81 язык, а автоматический перевод в чатах уже сейчас доступен для шести языковых пар, и их будет больше.

Еще один важный тренд для нас — Web3 и блокчейн-технологии. Пользователи могут привязать к странице свои криптокошельки и перенести NFT-токены прямо в профиль, установив их на аватарку или в специальную витрину. Все больше людей пользуется этим сервисом, их профили становятся более яркими. Скоро мы планируем запустить маркетплейс токенов и представим свой первый дроп — NFT с нашим маскотом Спотти. В коллекции будет 8 тыс. уникальных токенов.

Фото: Пресс-служба «ВКонтакте»
Фото: Пресс-служба «ВКонтакте»

— С какими сложностями вы столкнулись за последнее время?

«ВКонтакте» два года назад, год назад и сейчас — это очень разные проекты. Неизменным остается лидерство социальной сети в России, в то время как подходы и процессы очень сильно меняются. Одним из главных изменений стала кадровая политика. Приведу одну из моих любимых цитат: «Команда сильна настолько, насколько силен ее самый слабый игрок». Мы кардинальным образом изменили наш найм и выявление талантов внутри. Сейчас я с гордостью могу сказать, что у нас работают лучшие специалисты, победители международных соревнований, топ-лидеры в своих направлениях. Только так мы смогли одними из первых в мире запустить такие технологии, как видеоконференции с неограниченным числом участников, анимированные аватары в видеозвонках, AR-платформу, сетевой протокол QUIC и поддержку технологии NFT.

Технологии, видео и лента

— Продукты работают на ваших собственных технологиях? Какой продукт вы можете назвать самым технологичным?

— Да, это все наши разработки. Думаю, один их самых технологичных продуктов — лента новостей, это сердце социальной сети. Из миллиардов публикаций, видео, клипов, фото, лонгридов мы стараемся формировать качественную подборку именно такого контента, который вовлечет и за которым пользователь будет приходить каждый день, и это большой вызов. Технологичными могут быть не только масштабные проекты, но и конкретные фичи. Например, нейросети, которые распознают лица и управляют мимикой цифрового аватара. Или технология, которая при совместном просмотре контента регулирует шумы и звуки так, что кажется, будто пользователи сидят в одной комнате и общаются.

В целом все, что связано с контентом и общением, — это собственные разработки и уникальные технологии. В течение года платформа «VK Видео» внедрила автоматическое повышение качества видео, технологию мгновенной обработки роликов, умные обложки, которые подстраиваются под предпочтения пользователей, и обновленные рекомендации.

Для «VK Клипов» мы тоже значительно прокачали рекомендации, запустили дипфейк-технологию, standalone-приложение с новой камерой 60 FPS, качеством Full HD.

А еще мы открыли доступ к видеотехнологиям соцсети для сторонних разработчиков, чтобы они могли улучшать свои продукты и создавать новые сценарии для интернет-аудитории.

— Какие сервисы наиболее популярны у аудитории?

— В первую очередь все, что связано с видео. Тренд на видеосмотрение остается самым сильным. Короткие вертикальные видео продолжают набирать популярность.

— С учетом такой популярности видео, не перестает ли платформа быть соцсетью?

— Точно нет. У нас десятки миллионов авторов, которым есть что рассказать в разных форматах огромной аудитории. Усовершенствованные алгоритмы быстрее и лучше вовлекают пользователей, еще точнее показывают подходящий контент. К тому же общение в чатах и в мессенджере тоже никуда не делось. Видео — классный тренд, который делает социальную сеть лучше, но при этом не девальвирует другие ее аспекты.

Клипы на миллиард

— Как за последние годы изменилась аудитория и ее ядро?

— Исторически мы покрываем все возрасты и все демографические группы. Сейчас фокусируемся на аудитории от 14 до 35 лет. Стараемся предложить те сервисы и тот контент, который будет им интересен, чтобы они чаще приходили к нам.

— На какой из запусков аудитория отреагировала наиболее ярко?

Два года назад мы запустили «Клипы», и на старте было 100 тыс. просмотров в сутки. Сейчас в среднем — 750 млн, в пике бывает и миллиард в сутки. Число авторов клипов выросло в два раза. Причем интерес проявляют как профессиональные, так и непрофессиональные клиперы, а также бренды и рекламодатели.

Часто авторы делают короткое превью в виде клипа, а дальше ведут уже на длинную статью или видео. Этот формат завораживает и привлекает огромную аудиторию. На запуске мы ориентировались на аудиторию 14-25 лет, но сейчас клипы публикуют и пользователи 35+. Нам удалось сделать этот формат привлекательным для всех.

— Остаются ли востребованными статичные картинки, тексты?

— Да. Лонгриды по-прежнему пишут и читают, фотографии по-прежнему популярны. Заметно растет формат историй — публикации с исчезающими фото и видео, которые видны друзьям и подписчикам в течение 24 часов после появления.

Главные цифры «ВКонтакте»:

  • Ежемесячно «ВКонтакте» пользуется 85% аудитории рунета
  • Месячная аудитория по всему миру — 100 млн пользователей
  • Ежедневная аудитория в России — 52 млн пользователей
  • «VK Звонками» каждый месяц пользуются 20 млн человек
  • Ежедневные просмотры видео на платформе видеотехнологий VK за 11 месяцев 2022 года выросли на 49%, до 2,75 млрд
  • Каждый день видеоконтент смотрят 55 млн человек
  • Библиотека профессионального контента превышает 100 тыс. фильмов, шоу и сериалов
  • В «VK Клипах» с начала 2022 года в два раза выросло среднесуточное число просмотров — до 750 млн. Количество опубликованных клипов выросло более чем в четыре раза, создателей контента — в 2,2 раза
  • За 2022 год авторы сообществ «ВКонтакте» заработали более 4 млрд руб. с помощью официальных инструментов монетизации соцсети
  • Просмотры ленты выросли на 30%
  • Общее количество активных авторских пабликов превысило 1,9 млн
  • Всего пользователи опубликовали 6,3 млрд единиц контента в 2022 году
  • Цифровые аватары vmoji создали более 8 млн человек
  • Число групповых чатов в мессенджере выросло на 12%, а количество пользователей в активных переписках — на 35%

Приток пользователей и борьба за таланты

— Как на вас повлиял уход зарубежных игроков?

— Наша стратегия учитывала активное развитие «ВКонтакте», поэтому глобально она не изменилась из-за того, что происходит на рынке.

Наша задача — показать, что с помощью «ВКонтакте» пользователи могут знакомиться с интересным и полезным контентом, творить и создавать, привлекая аудиторию к своему творчеству, и монетизировать его. В этом направлении в 2022 году мы проделали огромную работу — запустили меры поддержки для начинающих авторов, открыли возможности зарабатывать на прямых эфирах. Работы предстоит еще много, но уже на данном этапе могу уверенно сказать, что мы движемся стремительно в нужном направлении.

— Давайте поговорим о тех, кто все это делает. Что происходит с командой «ВКонтакте»?

— Команда у нас выросла за 2022 год почти на треть. Во «ВКонтакте» работают порядка двух тысяч человек. Мы усиливали команду по всем направлениям: к нам присоединились талантливые разработчики, тестировщики, дизайнеры, маркетологи, менеджеры и аналитики.

— Вы столкнулись с дефицитом IT-кадров?

— Конкуренция за сильных специалистов по-прежнему очень серьезная. Тем не менее в этом году мы привлекли в команду очень сильных ребят. Мы год от года усиливаем нашу совместную работу с ведущими вузами и создаем лучшие условия для работы, развития и роста нашей команды. Приход качественных специалистов связан с тем, что «ВКонтакте» ставит перед собой очень серьезные задачи, и возможность принять участие в их реализации — привлекательный челлендж для настоящих профессионалов.

Также мы пробуем и относительно новые способы найма. Мы начали активно работать на конференциях, саммитах и других мероприятиях самого разного формата. Мы выступаем там, а также точечно находим нужных кандидатов.

Фото:Shutterstock
Экономика образования Дорогой айтишник: где искать самые высокие зарплаты в IT-сфере

Единое окно и виртуальные вселенные

— Какие изменения ждут «ВКонтакте»?

— Перед нашей командой стоит задача развивать платформу, которая очень внимательно относится к запросам пользователей и делает их жизнь удобнее и комфортнее. Потребности и запросы у всех разные. Кто-то хочет искать здесь друзей и общение, кто-то — учиться, кто-то — создавать контент, кто-то — вести бизнес или создавать новые сервисы и пользовательские сценарии.

Мы продолжим особенное внимание уделять рекомендательным платформам и технологиям, ускоряющим доставку контента, так как выиграет тот, кто экономит самый ценный сегодня ресурс — время пользователя.

Мы отчетливо видим рост спроса на познавательный и полезный контент и намерены развивать его как в формате клипов и коротких видео, так и в длинном контенте, который требует вдумчивого потребления.

— Как будет меняться аудитория количественно и качественно?

— «ВКонтакте» ориентируется на четыре показателя: ежедневная аудитория, ежемесячная аудитория, время, которое пользователь проводит онлайн, и его удовлетворенность, счастье. По всем этим направлениям мы рассчитываем на дальнейший рост в 2023 году.

— Что будет происходить с российскими социальными сетями?

— Видно два важных тренда. Первый — растет популярность полупрофессионального контента. У аудитории есть запрос на новый контент, все старое быстро надоедает. Поэтому стремительную популярность набирают на первый взгляд малоизвестные или нишевые авторы, мгновенно захватывая внимание многомиллионной аудитории. Мы прогнозируем, что этот тренд сохранится и усилится.

Второй — движение к виртуальным вселенным. Несмотря на новизну этих технологий, все компании уже движутся в этом направлении. Мы с командой уже начали создавать виртуальную вселенную и верим, что за этим будущее и огромное число инноваций.

Обновлено 30.12.2022
Главная Лента Подписаться Поделиться
Закрыть